№ 483

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Американские велосипедисты гостили в Ташкенте еще в 1891 году
Сталин и радио
Вначале было письмо
Садовый мастер Асмус

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЛИЧНОСТИ

САДОВЫЙ МАСТЕР АСМУС

Асмус

Он пришел в Россию пешком. Из Саксонии. Казалось бы – немыслимое дело по нашим временам, в век технического прогресса и сверхскоростей. Однако такой способ передвижения из страны в страну был обычен и в 18 веке, о коем и пойдет речь, да и после второй мировой войны многие именно так возвращались на Родину.

Иоанн Хайнрих Асмус (Heinrich Asmus) в 1785 году отправился в дальнее путешествие из Ганновера в Санкт-Петербург, имея приглашение ко двору цесаревича Павла Первого. Павловский парк нуждался в благоустройстве и, вероятно, царствующая Императрица Екатерина Вторая, в девичестве немецкая принцесса Фике (София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская), любившая брать на службу бывших соотечественников, выписала Иоганна как специалиста по посадке и выращиванию деревьев. Немцы были в ту пору весьма бедны. Карьера при богатейшем царском дворе России могла решить материальные проблемы нескольких поколений семьи. А посему, молодой Иоанн Хайнрих, недолго раздумывая, отправился в путешествие, хоть бы и пешком. Учился садовому искусству он во Франкфурте на Майне, но существует и семейная легенда, рассказывающая, почему он увлекся садоводством и селекционированием.

Вполне вероятно, что Хайнрих Асмус унаследовал свои способности селекционера от своего двоюродного деда (или дяди) Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена. Неутомимый и энергичный барон, вернувшись в родную Саксонию из России, (где он служил в Брауншвейгском кирасирском полку под командованием герцога Антона Ульриха), занялся садоводством, (информация подтверждена директором Музея Мюнхгаузена в г. Боденвердере, Саксония) и, благодаря своей неукротимой фантазии, делал смелые опыты по селекции растений. У него в саду были деревья, на которых одновременно росли яблоки и груши.

Сестра или племянница знаменитого барона Мюнхгаузена вышла замуж за г-на Асмуса, дворянина и парламентария в Ганновере. Ее сын – Хайнрих Асмус начал учиться у барона Мюнхгаузена садоводству и селекции, а в 1785 году, был приглашен в Россию, ко двору будущего императора, цесаревича Павла Первого, в качестве садовых дел мастера.

Кстати, родство с Мюнхгаузенами тщательно скрывалось Асмусами. По родовому завещанию, можно было доверить тайну происхождения только по достижению 30-и летнего возраста самому разумному и стрессоустойчивому из наследников, который в свою очередь, должен был поступить также по отношению к следующему поколению. И вот почему так случилось. Как известно, Мюнхгаузен Карл Фридрих Иероним, барон Ганноверский (1720-1797), вернувшись из России, любил рассказывать о своих приключениях. Распе, услышав в Ганновере эти истории, даже не из первых уст, издал их в собственной редакции в1785 г. в Англии. Обложка книги выглядела следующим образом: Распе. «Истории барона Мюнхгаузена, рассказанные им самим». Позже Бюргер издал эту же книгу на немецком языке. Книга стала очень популярной, но барон Мюнхгаузен был крайне возмущен, поскольку его рассказы были безбожно перекроены и изданы без его согласия. Кроме того, многие считали, что главный сочинитель – Распе, а Мюнхгаузен только «повторяет» чужие рассказы. Прозвище «барон-врун» прочно прилипло к бедному Карлу Иерониму, несмотря на его многочисленные и дорогостоящие попытки судиться с обидчиками. Потому у потомков и была причина скрывать родство, клеймо « лгунов» очень мешало в служебной карьере и в быту.

Данная информация была передана мне моей мамой, а ей, по достижении 30 лет – моей старшей двоюродной бабушкой Еленой Ивановной Григорьевой, урожденной Спиридоновой.

Итак, вернемся к нашему герою, отважному путешественнику Хайнриху Асмусу.

В 1786 году он был «по высочайшему соизволению Его Высочества Государя Великого Князя Павла Петровича определен к Павловским садам садовым мастером». (Формулярный список о службе состоявшего в ведомстве Павловского городового правления садовым мастером Андрея Асмуса, 1833 год. РГИА, фонд 483, оп 1, дело 11694). В то время ему исполнилось 26 лет. Как такой молодой специалист получил сразу столь выгодное место можно только предполагать. Откуда Великая Екатерина узнала о существовании скромного Иоанна Хайнриха? Или, возможно приглашение поступило от самого цесаревича Павла? Вполне допустимо, учитывая то, что Павел очень уважал Карла Иеронима фон Мюнхгаузена. Известно, что Павел, еще, не будучи императором, писал к Мюнхгаузену, предлагая стать министром при русском дворе. Информацию эту нашли члены клуба «Внучата Мюнхгаузена» из Кенигсберга. У них же есть подлинные свидетельства о том, что Павел посылал Мюнхгаузену Мальтийский орден с сопроводительной грамотой, который гонец потерял, напившись в том же Кенигсберге. Хайнрих Асмус, будучи в родстве с Мюнхгаузеном, мог быть порекомендован как садовый мастер Павлу, который именно в этот период усердно занимался благоустройством любимого Павловска, в частности, имел намерение создать знаменитый ныне сад.

Так это было или иначе, но служил Иоанн усердно в чине садового мастера целых 73 года. (Формулярный список, РГИА 483, оп.1, дело 11694). Труднопроизносимое немецкое имя со временем заменили, и превратился он в Андрея Ивановича Асмуса. Впрочем, вероисповедания лютеранского он не предал и в православие не перекрещивался. Андрей Иванович Асмус осуществлял руководство по устройству теплиц, оранжерей, а также заведовал посадками деревьев в Павловском парке. Возник даже термин «Асмусовские теплицы» – так называли дворцовые оранжереи в районе «Большой звезды». Сейчас в садово-парковом отделе Павловского дворца-музея это название стало официальным.

Устройство тепличного хозяйства началось в первые годы планировки района Большой Звезды (архитектор Бренна). Вначале теплицы несли только практические функции, в них выращивались овощи. Но позже, когда Великая Княгиня Мария Федоровна решила преобразовать парк, придав ему более декоративный вид, на месте бывших парников и овощных гряд, возникли изящные оранжереи. О строительстве одной из таких оранжерей сохранились указания самой Марии Федоровны от 1826 года: «Ермолай Карлович! Препровождая при сем утвержденные мною планы, вами представленные новой оранжереи, которую нужно выстроить вместо двух, пришедших в ветхость, я препоручаю Вам приступить к исполнению по оным на избранном мною для сего месте близ оранжереи садового мастера Асмуса». (НВК ГМЗ «Павловск» инв. 2067/1)

В период с 1786 по 1833 год (Андрей Иванович скончался 1 мая 1833 года) имя Асмуса часто встречается в рукописном архивном материале. Заявки на вырубку просек, чистки леса, посадки деревьев подаются исключительно садовым мастером Асмусом.

В первые годы службы, Асмус занимается не только посадками деревьев, но и семенами тепличных овощей. Впоследствии к его основным занятиям добавляется еще и работа с семенами заморских цветов и благоустройство части цветочных клумб. Для этого ему выделяется отдельная оранжерея с жилыми помещениями. Поступает распоряжение «Исправить цветную оранжерею с жилыми покоями почасти садовнику Асмусу длиною оная надесяти, шириною 4-х саженях…» (НВК ГМЗ «Павловск» инв. 2067/1 вып. 1). Андрей Иванович получал цветочные семена и выращивал из них цветы в теплицах для последующей высадки на садовые клумбы. Асмус отчитывается: «Получено мною от Садового мастера Вейнмана из купленных им в Санктперебурге по приказанию Ея Величества луковиц, а именно: ецентов 100, дацетов жёлтых 40, нарцызов жёлтых 54, жонколий двойных 27 одинаковых 50, которые мною и посажены в горшки и находятся при теплицах, о чем правлению донести честь имею. Асмус. Октября 8 дня 1819» (НВК ГМЗ «Павловск» инв. 2067/1, вып. 3). «Еценты» – это говоря нынешним языком – гиацинты, а «жонколии» (жонкилии) и «дацеты» (тацеты) – это разновидности нарциссов.

Андрей Иванович Асмус служил весьма успешно, получал неплохое жалование (750 руб.) и вскоре смог приобрести участок для постройки собственного дома в Павловске, совсем недалеко от парка и Павловского дворца в хорошем «дачном» месте. Там он и прожил всю свою жизнь, впоследствии с женой и шестью своими детьми.

Из учетной карточки КГИОПа:

«История застройки и участка: участок отведен под застройку для жилья и разведения сада с оранжереями и теплицами в 1790-х годах. Садовому мастеру А.И. Асмусу и принадлежал его наследникам до 1917 г. Дом и служебный флигель перестроены в конце XIX века. Оранжерейное хозяйство утрачено в советское время. Адрес: г. Павловск, Бульвар Красных Зорь, 26, ул. Правды, 26».

Именно для организации собственного «оранжерейного хозяйства» был приобретен обширный участок для застройки. Он был нужен Асмусу для экспериментальной селекции растений и семеноводства.

Из учетной карточки КГИОПа:

«Градостроительная ценность: пример городской усадебной застройки 1790-х гг. … в долине реки Тызвы в историческом окружении Александровой дачи.

Архитектурная ценность: редкий пример хорошо сохранившегося архитектурного оформления фасадов в стиле эклектики в Павловске».

К сожалению, председатель КГИОП, госпожа Дементьева в 2008 году сочла необходимым исключить памятник архитектуры «Дом наследников А.И. Асмуса» из списков охраняемых объектов. И ныне родовой дом наш сметен с лица земли. Дословно привожу статью с Санкт-Петербургского информационного портала «Горзаказ».

Дом садового мастера XVIII века перестал быть памятником.
21.03.08(20:11)

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга исключил из Списка выявленных объектов культурного наследия несколько зданий и сад на территории города Павловска. Соответствующий приказ был подписан председателем КГИОПа Верой Дементьевой 14 марта.

Согласно этому документу, из Списка выявленных объектов культурного наследия исключен так называемый Дом наследников А. И. Асмуса вместе со служебным флигелем и садом. Постройка этих объектов датирована концом XVIII века с перестройкой конца XIX века (авторы не установлены). Расположены объекты по адресу: Павловск, Конюшенная ул., 26, лит. А; Конюшенная ул., 32. Техническое состояние объектов в документе оценивается как среднее. Заключение экспертизы, которую проводил НИИ "Спецпроектреставрация" и которым рекомендовано исключить объекты из Списка, датировано 9 июля 2007 года.

Следует сказать, что этот здание уже упоминалось в прессе в связи с конфликтом дольщиков в Павловске. Тогда здание по Конюшенной улице,21, было построено без согласованного проекта и без разрешительной документации - страсти разгорелись вокруг этого объекта. Тогда же упоминалось и здание по Конюшенной, 26, как принадлежащее одному из участников конфликта – ООО "Ремстроймонтаж". В итоге дом - памятник деревянного зодчества был обнесен снаружи пенобетонными плитами. Об этом, кстати, указывает в своем блоге и родственница Асмусов – Екатерина Асмус. Согласно ее же сведениям, Асмус Андрей Иванович с 1787 года как садовый мастер участвовал в создании знаменитого Павловского парка».

Еще одной загадкой в истории садового мастер Андрея Ивановича Асмуса является то, что в формулярном списке одного из его сыновей его должность значится как «придворный художник», а не «садовый мастер». И вдова Андрея Ивановича – Елена Ивановна Мертенс, в прошениях о назначении пенсиона неоднократно повторяет: «Муж мой, Придворный садовый мастер Андрей Асмус был художником в Придворном ведомстве более 45 лет…» Можно предположить, что получив распоряжения по разбивке цветочных клумб в районе Большой Звезды, Асмус перешел в более высокий ранг – от простого садовника, до, говоря современным языком, «креативного разработчика». Возможно, у него были и более широкие полномочия, о чем свидетельствует следующий эпизод. После смерти Павла I императрица Мария Федоровна решает воздвигнуть в его память мавзолей. Строительство предполагалось в живописном Павловском парке недалеко от дворца – резиденции вдовы. Она поручает Томону разработать проект памятника. В начале октября 1807 года Мария Федоровна утвердила «учиненный архитектором Томоном план саду, где будет сооружаться памятник», и приказала «оный план для наблюдения за работой отдать при повелении садовому мастеру Асмусу». В 1811 году Андреем Ивановичем Асмусом совместно с архитектором Воронихиным был создан «Воздушный театр», расположенный в Центральной части Павловского парка, который является Памятником Федерального значения. Сцена сооружена среди естественно растущих деревьев, под открытым небом, в виде небольшой дернованной насыпи. Кулисами служат симметрично расположенные кусты акаций, за которыми ставились деревянные трельяжи с прямоугольными просветами. Места для зрителей располагались амфитеатром и состояли также из земляных ступеней, покрытых дерном. Театр предназначался для постановки небольших музыкальных и балетных спектаклей. Так что вполне вероятно, что Андрей Иванович за свои заслуги оказался в фаворе у вдовствующей императрицы.

Из шестерых детей Андрея Ивановича Асмуса, только один, мой прапрадед – Владимир Андреевич (Вольдемар Андре) пошел по его стопам. Много лет управлял он Гдовскими лесами - вотчиной Великого Князя Константина Николаевича - и занимался селекционированием плодовых деревьев, продолжая дело своего отца.


Екатерина АСМУС,
Санкт-Петербург, Россия
Для"Русской Америки"


Владимир Андреевич Асмус – сын придворного садового мастера Асмуса Андрея Ивановича.
Фото из личного архива Е. Асмус

наверх
вернуться к содержанию номера


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2014 Russian America, New York