1813 год Венеция. Театр "Сан Бенедотто" 1813 году Роскошный прием в честь наследников российского престола - будущего императора Павла I и его супруги Марии Федоровны. Имено здесь, в мае 1813 года, состоялась и премьера известной оперы Джоакино Россини "Итальянка в Алжире". Через много лет случилось непредвиденное: театр сгорел дотла. На этом месте был построен новый оперный зал и символично назван "Ла Фениче" ("Фeникс").
Немного о композиторе. Родился Джоакино 29 февраля 1792 года в городке Пезаро на Адриатическом побережье, в музыкальной семье трубача и певицы. У мальчика был очень рано обнаружен талант. Судьба этого музыканта подобна счастливейшему роману, начало которому положила первая опера, созданная им в 14 лет. В 21 год за двадцать один день молодой композитор, к примеру, завершил "Итальянку в Алжире" на либретто Анджело Анелли.
После триумфального шествия по европейским подмосткам,"Итальянка" добралась и до России. Но ставилась иностранными труппами – на немецком языке в Петербурге в 1817 году и итальянском - в Москвев 1822 году. И только в 2009 году эта опера была вперые исполнена российскими актерами в театре "Зазеркалье" в Санкт–Петербурге. В свой 200-летний юбилей опера получила прописку и в московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
"Итальянка" путешествуeт по всему миру и забот не знает. При полных залах премьеры прошли в Вене, Берлине, Мюнхене, Нью-Йорке, Сиэтле, Милане, Лиссабоне, Болонье, Праге и в других городах.
Я живу в Северной Калифорнии, в Сан Хосе - столице Сили-коновой долины. Она по праву является не только крупнейшим технологическим центром, но и большим культурным центром: с музыкальным и драматическим театрами, Балетом Сан Хосе. Но особенно здесь много любителей оперы. Не случайно, более 30 разнообразных сезонов насчитывается у Оперы Сан Хосе.
Можно об этом сказать очень просто
Не добавляя почти ничего,
Снится мне часто маленький остров,
Вы не ищите на карте его.
M.Рубинин
Этот "остров" носит имя Джованни Россини и его можно увидеть … в Силиконовой долине. Это и есть оперный театр Сан - Хосе.
Интернет, как добрый джинн старик Хоттабыч, за считанные минуты перенес меня куда я захотел. Решил посмотреть – что идет на сценах музыкального театра в Линкольн-центре в Нью-йорке (Метрополитен – опера), где стены вестибюля украшены фресками Марка Шагала, и Нью-Йорк Сити Опера. Я увидел, что там идет немало опер великого ита-льянца.
За свою творческую жизнь Дж. Россини написал около 40 опер. Нам же известны "Золушка", "Севильский цирюльник", "Турок в Италии", "Итальянка в Алжире", "Моисей и фараон", "Сорока-воровка". Мы понемногу открываем для себя очарование этой изумительной музыки. Так, много лет назад, думаю, Народная артистка России Ольга Бородина влюбилась в Дж. Россини. На сценах Королевского театра "Ковент- Гарден" в Лондоне и оперы Сан Франциско она чудесно исполнила партию Золушки в опере Дж. Россини "Золушка". В 2004 состоялся ее дебют в роли Изабеллы в "Итальянке в Алжире" в Мeтрополитен опере.
- Когда приезжаю в Метрополитен оперу, – говорит Ольга Бородина (меццо-сопрано), певица мирового класса из Мариинского театра, - мне всегда говорят: "Welcome home". Здесь я начинала, как россиниевская певица, и это был для меня необыкновенный опыт. Я всегда считала себя трагической певицей, но "Итальянка в Алжире" изменила мой имидж. В Америке потом газеты писали, что это чуть ли не лучшая моя роль.
В 2011 году лауреат Государственной премии России Ольга Бородина за запись "Реквиема" Дж. Верди (совместно с Ильдаром Абдразаковым) стала лауреатом премии "Грэмми" (США).
Ильдар Абдразаков – известный российский оперный певец (бас), солист Мариинского театра и Метрополитен оперы. Уже много лет слежу за его оперной судьбой, и могу тоже сказать, что он большой поклонник Россини. Посудите сами. На сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге дебютировал в роли Се-лима в "Турке в Италии". В Метропо-литен опере исполнил партии Мустафы в "Итальянке в Алжире" и Дона Базилио в "Севильском цирюльнике" в Королевком оперном театре в Лондоне. И это еще не все. В знаменитом Ла Скала (Италия) выступил в роли Моисея в опере "Моисей и Фараон". И это все - Дж. Россини.
И снова я обратился c просьбой к джинну Хоттабычу: пусть и на наш "остpов", добрый волшебник принесет дружную компанию, рожденую Россини: ревнивого турка Селима и его невесту-цыганку Зейду,любительницу флирта Фиореллу; прекрасную итальянку Изабеллу и ее возлюбленного Линдора, любителя слабого пола - бея Мустафу и его жену Эльвиру. Приятную музыку, чудесные голоса и красочные дeкорации.
В Опере Сан Хосе пользуются популярностью такие известные композиторы, как немец Вольфганг Моцерт, русские Петр Чайковский и Игорь Стравинский, итальянцы Джузеппе Верди и Джакомо Пуччини, австриец Иоганн Штраус и, конечно, итальянец Джоакино Россини.
И вот, в один прекрасный день я пошел на комическую оперу "Турок в Италии".
- Раз "Турок" здесь, то не за горами, когда появится "Итальянка". - Подумал я. - Мне, кажется, что oни у Россини, как родственники: куда один - туда же следует другой.
Хоттабыч слово сдержал. Bот на сцене она -"Итальянка ". Что и говорить, моя мечта сбылась! У женщины не спрашивают, сколько ей лет, - гласит народная мудрость. Мы же знаем возраст этой оперы. Но, по-прежнему, перед нами яркая, красивая, музыкальная и увлекательная дама.
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей;
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
Не внемля критики суровой,
Он вечно тот же; вечно новый.
Он звуки льет – они кипят.
Они текут, они горят.
А. Пушкин
Первый Акт.
Зал во дворце бея в Алжире. Его жена Эльвира жалуется рабыне Зульме, что Мустафа ее больше не любит. Вошедший бей действительно настроен агрессивно. Эльвира угнетена. Мустафа задумывает выдать ее замуж за итальянского раба, находящегося у него на службе. Но Линдор все еще любит покинутую в Италии Изабеллу и потому колеблется, услышав предложение Мустафы.
Изабелла попадает в плен к алжирским пиратам во время путешествия, предпринятого в поисках Линдора. Будучи приведена к Мустафе, она замечает, что тот быстро загорается любовью к ней и решает принять участие в игре. Появляется Линдор, и Изабелла требует его к себе в рабы, что Мустафа послушно выполняет.
Второй Акт.
Во дворце все обсуждают любовную страсть Мустафы. Линдор воспевает Изабеллу. Сопровождавший ее Таддео в замешательстве, так как Мустафа требует его помощи для завоевания сердца девушки. Но Изабелла полна решимости отстоять свою любовь к Линдору. Капитан алжирских пиратов Хали восхваляет «женщин Италии».
Линдор и Таддео объявляют бею, что Изабелла назначила его своим «паппатачи» — звание, присваиваемое в Италии большим любителям есть, пить, спать и молчать. Сама же она призывает итальянских рабов готовиться к побегу. Мустафа, верный своему званию, ничего не замечает. В результате влюбленные вместе с итальянскими рабами совершают побег. Мустафа примиряется с Эльвирой.
Образ прекрасных женщин мы видим и во многих операх Россини. Давайте возьмем "Итальянкy".
На сцене - мужественная Изабелла (меццо-сопрано Лиса Чавес) отправляется на поиски пропавшего возлюбленного, да еще берет в свою компанию поклонника. Не испугалась грозных корсаров и страшного гарема, сумела прибрать к рукам и обвести вокруг пальца бея Мустафу. Спасла своего Линдора и вернула счастье Эльмире- жене Мустафы, кoторую бей хотел выдать замуж за свого раба. Хитрой и изобретательной ее видим на любовном свидании с Мустафой, нежной и страстной в сценах с Линдором. Певица была убедительна в дуэтах со своим любимым, в речитативах и общих ансамблях.
Она обладает прекрасным меццо-сопрано, молода, но в ее активе уже немало ярких ролей: Судзуки ("Мадам Баттерфляй"), Донна Эльвира ("Дон Жуан"), Маддалена ("Риголетто"). Не случайно в газетах "Нью-Йорк таймс" и "Сан-Франциско хроникл" немало добрых слов о талантливой певице.
Замечательно сыграл свою роль Нэйтан Старк, приглашенный гость на роль Мустафы, обладающий превосходным басом. У него видна полная органика в вокале, актерской игре, яркий темперамент. Он просто жил своим Мустафой: одновременно спесивым и самодовольным упрямцем, недалеким и наивным, смешным и нелепым, самовлюбленным и влюбленным в итальянку. Только в прошлом сезоне Нэйтан был занят в ведущих ролях в Метрополитен опера и Медисон опере.
Молодой тенор Майкл Дайли завоевал симпатии зрителей с первого же выхода на сцену. Его Линдор в выходной арии немного погрустил о любимой Изабелле, а неожиданно встретив ее, превратился в активного помощника свой возлюбленной. Их дуэты лиричны и страстны, радовали искренностью и гармоничностью.
Таддео, давний поклоник Изабеллы, (баритон Мэтъю Хэнском). Он вместе с ней плывет на фрегате. Их цель – спасти возлюленного Изабеллы. Когда же пришло трудное время – пираты захватили корабль, и они попали в плен – Таддео, словно, кто-то подменил. Он мечется между ревностью и инстинктом самосохранения. Но как говорят: хорошо то, что хорошо кончается.
Много добрых слов можно сказатьи о других исполнителях. Это жена бея Эльвира (сопрано Изабелла Айви), капитан корсаров Али (бас Сайлес Илэш), Зульма - рабыня Эльмиры (меццо-сопрано Никола Принц). Каждый из них внес свою лепту в успех этой оперы.
Не умаляя достоинства каждого участника, хочу отметить и ту роль, которую сыграл постановщик-режиссер Майкл Шелл. Мне было интересно узнать, что он закончил балетную школу танцев, прекрасно играет на многих музыкальных инструментах, имеет навыки дирижера оркестра и руководителя хорового коллектива, окончил университет и консерваторию. Имеет звание профессора. Майкл "дружит" с известными оперными композиторами: Георгом Генделем (поставил "Юлий Цезарь в Египте" на сцене оперного театра в Мичигане, "Травиату" в Пиeдмонде), "Волшебную флейту" в Вержинии). Но особенно, как я понял из нашего интервью, он влюблен в Джоаккино Россини и его веселые оперы. Вот доказательство. Буквально, перед "Итальянкой" Майкл поставил "Севильский цирюльник" в Филадельфии, и затем уже его путь лежал к другой опере Россини, к нам, в Сан Хосе.
Майкл Шелл легко строит мизансцены, виртуозно работает с хором и солистами, у него масса остоумных находок, вызывающих смех в зрительском зале. Все дeлается в соответствии с музыкой Россини: живо, веcело и занимательно.
Дирижер оркестра Эндрю Вимфилд, по-настоящему, проникся музыкой Россини. В исполнении оркестра музыка великого компози-тора блещет остоумием, пленяет лирической пpелестью. Оркестр был важным слагаемым в успехе "Итальянки", чутким партнером певцов.
Раскрыть идею спектакля помогали и костюмы, сделанные с выдумкой, озорством и вкусом. К примеру, Изабелла хороша и в элегантном европейском наряде, и в восточно. B костюмах же Мустафы, преобладают роскошь, блеск золота и мишуры. Впечатляют высокие красные головные уборы пиратов, голубые и синие тона в одежде Эльвиры. Постарались и художники – декораторы: красочно, ярко и с большим вкусом офрмлена сцена.
* * *
Женщина… Ее красота, обаяние, смелость, мужество, богатый духовный мир - во все времена вдохновляли поэтов и музыкантов.
… В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет, – спасет,
Коня на скаку остановит,
В горщую избу войдет!
Н.Некрасов
… Был чудесный ноябрьский вечер. Я прощался с музыкой Россини и на память вдруг пришли чарующие строчки А. Чехова:
Я целовал тебя, тонул в небесной сини,
глубоких, как Ока, прохладных нежных глаз.
Ты пела под рояль "Цирюльника Россини.
Россини чародей! Как он тревожил нас!
Борис ГОЛЬДИН, член международной ассоциации журналистов. Сан Хосе, Калифорния. Для "РА NY" Оперный театр в Сан-Хосе, Калифорния.
Фото с сайта: http://www.operasj.org/about-us/california-theatre/
|