№ 490

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Государство и его символы
Снежные тайны
Музыка как целебный источник
225-летие патентного закона США

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив
Криминальная Америка
Личности
Цивилизация: культура
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ: КУЛЬТУРА

МУЗЫКА КАК ЦЕЛЕБНЫЙ ИСТОЧНИК

03

"Лишь музыки серебряные звуки
Снимают, как рукой, мою печаль"

Шекспир

Как известно, Людвиг Ван Бетховен создавал свои бессмертные творения в состоянии неумолимо прогрессирующей глухоты. Выдающийся французский писатель, общественный деятель и музыковед Ромен Роллан (1866 – 1944), один из крупнейших знатоков жизни и творчества гениального композитора, писал, что "все, созданное Бетховеном, создано глухим Бетховеном". Отчаявшись избавиться от своего страшного недуга, он готов был свести счеты с жизнью.

А беда пришла еще в юности. Долгое время он старался скрывать ее даже от самых близких ему людей. И чем дольше он скрывал свое горе, тем больше страдал. Лишь в 1801 году он открыл ужасную тайну пастору Аменде и доктору Вегелеру – друзьям, которым особенно доверял. В его письмах к ним звучат глубокая скорбь и отчаяние. О беде, обрушившейся на него, писал он и своим братьям - Карлу и Иоганну: "По природе пылкий и деятельный, даже не чуждый светских развлечений, я еще почти юношей вынужден был отказаться от людского общества и вести одинокую жизнь. Если иной раз я и пытался преодолеть это, каким жестоким испытанием было для меня всякий раз новое подтверждение моего увечья… Мне не дано найти отдохновение в обществе людей, в тонкой беседе, во взаимной откровенности. Один, совершенно один! Я не решаюсь показаться на людях, пока меня не вынуждает к тому крайняя необходимость. Я должен жить, как отверженный. Едва только я попадаю в какое-нибудь общество, как меня охватывает чувство мучительного страха, я боюсь себя выдать, боюсь, что люди заметят мое несчастье… И все же не раз, когда меня охватывала жажда общения с людьми, я поддавался этому чувству. Но какое я испытывал унижение, если случалось, что кто-нибудь рядом со мной слышит издалека флейту, а я ничего не слышу, или он слышит, как поет петух, а я опять-таки ничего не слышу. Да, сладостная надежда, которая меня ободряла, надежда на исцеление, хотя бы в малой степени, - ныне она должна покинуть меня. Как осенние листья падают и увядают, так и она теперь поблекла для меня. Едва только успел я вступить в жизнь – и вот уже ухожу. Даже то высокое мужество, которое так часто поддерживало меня, и оно исчезло". И все же он не пал духом под жестокими ударами Судьбы. "Я схвачу свою судьбу за глотку! – писал он доктору Вегелеру, - Ей не удастся сломить меня". В чем же он нашел спасение? В музыке. Он весь уходит в нее. Только она одна, по его признанию, удержала его от желания наложить на себя руки.

Среди видов искусства, способных при воздействии на эмоции и чувства человека изменить его отношение к окружающему миру и к самому себе, ведущую роль играет музыка. Не случайно В. М. Бехтерев (1857 – 1927)), выдающийся русский физиолог, невропатолог, психиатр и психолог, который считается основоположником музыкотерапии в России, писал: "Коль скоро мы знаем, что музыка является властительницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создавать определенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих случаях подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и придать членам физическую бодрость". Не ограничиваясь подобного рода рассуждениями о терапевтических возможностях музыки, Бехтерев старался воздействовать на своих пациентов, страдающих главным образом от нервных и психических заболеваний, с помощью музыкальных занятий, подбирая с этой целью соответствующие музыкальные произведения.

Каждый из нас на собственном опыте знает, что под влиянием музыки грустное, подавленное настроение может перерасти в радостное, приподнятое. А оно не может положительно не влиять на эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы, на душевное и физическое самочувствие. Ощущая прилив новых сил и энергии, мы становимся более активными и деятельными, бодрыми и уверенными в себе, не устаем так быстро, как раньше. Но этим, естественно, не исчерпывается роль музыки в нашей жизни.

Уже в античные времена люди верили, что весь мир ритмичен и гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу человека. С помощью музыки устанавливается единство мира и человека – созвучие, гармония. Древние греки, как и индусы, полагали, что если по этим законам живет весь мир, то не только люди, но и звери, и камни должны быть им послушны. Так, легендарный Амфион (в древнегреческой мифологии царь города Фивы) славился как музыкант: укрощал зверей своим пением, а игрой на лире заставлял камни складываться в городские стены. Лира была образом Вселенной. Низкие струны соответствуют аду, зиме, злу и печали. Высокие – небу, лету, добру и веселью. Поскольку высокое соотносилось с быстрым, а низкое – с медленным, то быстрый или медленный темп тоже наполнялся символическим значением, равно как и перемены в ритме. Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней путь к познанию мира и человека. Если мир гармоничен и находится в вечном движении, он должен вечно звучать. Примечательно, что современные радиотелескопы доносят до нас не изображения, а различные звуки из самых отдаленных областей Космоса.

Почему же люди не слышат этих космических звуков? Может быть, их музыку заглушают шумы повседневной жизни? Древние верили, что лишь тот, кто сумеет пробиться сквозь них, сможет услышать мировую гармонию, и тогда его жизнь будет прекрасной. Но как настроиться так, чтобы оказаться в ладу с миром? Главное средство для этого – музыка, созданная по законам Вселенной. В повседневной жизни человек легко утрачивает правильный настрой, и тогда его душа и тело уподобляются разлаженной, ненастроенной лире. Задача врача, лечащего такого человека – восстановить гармонию. Есть музыка, вызволяющая душу из состояния вялости и бессилия. Есть и музыка, усмиряющая буйные страсти и неразумные порывы.

Еще в античных источниках рассказывается о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Орфей в (древнегреческой мифологии - легендарный певец и музыкант – исполнитель на лире) мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Древнегреческий врач Асклепиад (ок. 124 – ок. 40 до н. э.) звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Пифагореец Дамон, софист и музыкальный теоретик (жил середина V века до н. э.) своим пением обращал юношей, преданных вину и сластолюбию, к умеренной и честной жизни. Гомер рассказывает в "Илиаде", что Ахилл успокаивал свой гнев и ярость пением и игрой на лире, а в "Одиссее" - о лечении Одиссея. Его рана от музыки и пения перестала кровоточить. На целительное воздействие звучания определенных музыкальных инструментов указывал и великий древнегреческий философ, один из основателей материалистической философии Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н. э.). Он советовал слушать флейту при смертельных инфекциях. А выдающийся древнеримский медик и философ Гален (ок. 129 – ок. 199) настаивал на использовании музыки как противоядия от ядовитых змей.

Пифагор и Платон считали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной и поэтому способна восстановить нарушенную гармонию и порядок в человеческом теле. Кстати, в отличие от тех древнегреческих философов, которые предпочитали размышлять о физическом, чувственно воспринимаемом мире и его физических первоначалах: воде (Фалес), воздухе (Анаксимен), огне (Гераклит), земле (Ксенофан) и т. д., Пифагор и пифагорейцы рассматривали в качестве первоначала число. По словам Аристотеля, пифагорейцы "видели, что ноты и аккорды заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда полагали они, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум был бы гармонией и числом". Пифагором и его последователями было обнаружено, что звуки и музыка переводимы в числовые соотношения: разность звуков, вызываемых ударами молоточков, зависит от разности их веса (определяемого в числах), разница звучания разных струн музыкального инструмента зависит от разницы длины этих струн. Пифагорейцы открыли также гармонические соотношения октавы, квинты и кварты – и числовые законы, ими управляемые.

Музыка, как составная часть, была введена в медицинскую практику в IХ веке арабскими врачами. По их мнению, музыка, проходя через душу, может излечить больное тело. Так, Аль-Фараби (872 – 951), выдающийся философ, математик и теоретик музыки, утверждая, что музыка действует на организм через головной мозг, стремился достичь с помощью музыки и пения единства духа и тела. "Если лечение тела, - говорил Аль Фараби, – продляет жизнь, то лечение души должно привести к еще лучшему результату". Большая врачебная практика и знание физиологии психической деятельности человека позволили великому средневековому ученому, философу и врачу Авиценне (980 – 1037), подметить особенности влияния на людей тех или иных звуков. Он считал, что высокие тона порождают чувство гнева, напряженности, низкие - ощущение мягкости, спокойствия. В лечебной практике Авиценна широко использовал музыкотерапию, особенно при лечении больных нервными и психическими заболеваниями. После того как его труды постепенно проникали в западные страны, накопленный на Востоке опыт лечения с помощью музыки становился достоянием европейских врачей.

Этот опыт послужил толчком к усилению интереса европейцев к вопросам музыкотерапии, в частности, к проблеме замедления процесса старения. Первым, кто обратил на это серьезное внимание, был английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214 – 1294), объяснивший, что числовой строй музыки родственен гармонии, присущей человеку. Но особое значение как целебное средство музыка приобрела для лечения психических заболеваний. Немецкий ученый-музыкант Атанасиус Кирхер (1602-1680) писал, что музыка открывает отдушины на теле человека, через которые выходят злые, вредные, болезнетворные духи. Ее психотерапевтические возможности заключаются в том, что она – посредник между музыкой сфер и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле: музыка приводит их в соответствие друг с другом. В этой связи примечательны музыкальные рекомендации Кирхера. Устанавливая различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им той или иной музыки, он отмечал: "Меланхолики любят серьезную, не прерывающуюся грустную мелодию. Сангвиники, благодаря своей легкой возбудимости кровяных паров, всегда привлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятся и холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков трогают тонкие женские голоса". Тут действовал принцип "подобное производит подобное". Он и определял выбор и характер музыкального произведения для лечения и инструмента, на котором оно должно исполняться. Такой подход сохранялся на протяжении довольно длительного времени. Не потерял он своей актуальности и в наши дни.

Вот результаты современных исследований воздействия музыкальных инструментов на организм человека:

Скрипка - лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;

Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос-земля-космос";

Пианино – воздействует на почки, очищает щитовидную железу;

Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему; Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность;

Баян и аккордеон – активизируют работу брюшной полости;

Арфа и струнные инструменты – гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление;

Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему;

Кларнет – подавляет уныние, улучшает кровообращение;

Контрабас и виолончель – воздействуют на сердце, лечат почки;

Цимбалы – уравновешивает печень;

Балалайка – лечит органы пищеварения;

Труба – лечит радикулит.

Лечебное воздействие оказывают не только инструменты, но и музыкальные произведения. Так, при бессоннице рекомендуется подбирать музыку, ритм которой чуть медленнее частоты сердечных сокращений. При гипертонии эффективно прослушивание фуг Иоганна Себастьяна Баха, а "Свадебный марш" Феликса Мендельсона хорош не только для новобрачных, но и людей с больным сердцем. Сердечникам также подходит Пятая симфония Бетховена. В качестве лекарства от мигрени музыкальные терапевты советуют "Весеннюю песню" Мендельсона или "Американца в Париже" Джорджа Гершвина, а головную боль, связанную с эмоциональной перегрузкой, – сюиту "Маскарад" Арама Хачатуряна и "Венгерскую рапсодию"Ференца Листа. "Вальс цветов" Чайковского лечит язву желудка. Для поднятия настроения желательно слушать "Хабанеру" из оперы Жоржа Бизе "Кармен" или "Триумфальный марш" из оперы "Аида" Джузеппе Верди. Забыть о неприятностях и проблемах может помочь "Аве Мария " Франца Шуберта и "Колыбельная" Иоганнеса Брамса. Уникальным целителем является музыка Моцарта… Но сначала вернемся к истории музыкотерапии, а потом обратимся к Моцарту.

В первой половине ХVIII века уже знали, что тонизирующим эффектом обладает мажорная и достаточно громкая музыка. Мелодии, вызывающие радость, увеличивают частоту сердечных сокращений, расширяют кровеносные сосуды. Энергичная музыка весьма активизирует физиологические процессы. Успокаивающе действует минорная музыка – медленная, спокойная, тихая. Немецкий композитор и теоретик музыки Иоганн Маттесон (1681 – 1764) писал: "Назначение музыки первоначально в том состояло, чтобы содержать нашу душу в сладостном покое, или, если она утратила последний, вновь успокоить и удовлетворить ее… Наши современные виртуозы стараются лишь увеселять и поражать своим высоким совершенством, прежние же умели делать своих слушателей печальными, живыми, гневными, влюбленными, даже бешенными… каковые музыкальные секреты в наши дни утрачены".

Однако в те времена такие оценки давались на эмпирическом уровне. Только в Х1Х веке с бурным развитием физиологии, психологии и психиатрии появилась возможность рассматривать музыку как лечебное средство на рациональном, научном уровне. Французский психиатр Жан-Этьен Эскироль (1772 – 1840), автор первого научного руководства по психиатрии, начал использовать музыкальную терапию в психиатрических целях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские - при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки как анестезирующего средства стало применяться в стоматологической и хирургической практике. Накопленная практика послужила основой развития музыкотерапии после второй мировой войны. В середине ХХ века широкое распространение получила теория аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Постепенно границы применения музыкальной терапии расширялись: от бытовых неврозов и тяжких психических расстройств, функциональных заболеваний нервной системы, тревожности, депрессии, заикания, энуреза, церебрального паралича, заболеваний, имеющих психосоматический компонент, таких, как язвенная болезнь, гипертония, астма, сексуальные расстройства и многих других. Было установлено, что музыкальная терапия способствует более быстрому восстановлению речи больных после инсульта, возвращению памяти после тяжких поражений мозга. С помощью музыки снимают боли и выводят из послеродовой депрессии. А английский врач Деминг показал, что сопровождение обычного лечения прослушиванием музыки Бетховена и Моцарта ускоряет рубцевание раны.

В настоящее время создаются научно-исследовательские центры, где изучается проблема влияния музыки на процесс лечения больных. Образовались и научные школы. В шведской школе (основатель А. Понтвик) выдвинули концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления основывается, по сути своей, на идеях "коллективного бессознательного" и "архетипа" выдающегося швейцарского психиатра, основателя аналитической психологии Густава Карла Юнга (1875 – 1961). В основе американского направления музыкальной терапии лежит традиционный психоанализ. Стремясь добиться от пациента, чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие его ситуации, психотерапевт с помощью музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчает состояние пациента. В связи с этим большое значение приобретает подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызвать необходимый строй образных ассоциаций и переживаний, чей последующий анализ мог бы объяснить природу подавленного конфликта. Поэтому американское направление разработало обширные каталоги лечебных музыкальных произведений, включающие в себя музыку самых разных жанров и стилей, но, разумеется, соответствующим образом классифицированных по направленности воздействия. В результате многочисленных опытов исследователи определяют, какая мажорная или минорная музыка наиболее продуктивна при лечении разных заболеваний, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности больных людей. Минорная музыка действует, как правило, успокаивающе, снимая чрезмерное возбуждение. Мажорная, наоборот, активизирует, возбуждает, выводя из заторможенного состояния. Люди, которых преследуют чувства тоски, тревоги, страха, предпочитают музыку со спокойным ритмом и тембром звуков. Громкая бравурная музыка с резкой сменой ритма и явной дисгармонией звуков раздражает и даже угнетает и их.

Швейцарский теолог Карл Барт (1886 – 1968) писал: "Не знаю, правда ли, что ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют только Моцарта". Американский нейробиолог и физик Гордон Шоу утверждает: "Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга", а нейролог Марк Боднер обратил внимание на то, что у человека, слушающего музыку Моцарта, начинает "светиться" буквально вся кора головного мозга.

Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира убеждают, что музыка гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791), по сравнению с произведениями других выдающихся композиторов, оказывает на людей особенно сильное оздоровительное воздействие. Как доказали европейские ученые, именно музыка Моцарта повышает умственные способности у всех людей (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит). Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания, повышается работа интеллекта.

Целебные возможности музыки Моцарта универсальны: ей подвластны самые тяжелые заболевания. Так, люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта способны существенно уменьшить у людей, страдающих от эпилепсии, эпилептические припадки. В эксперименте, проведенном профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшилась способность выполнять тонкие движения рук. А в клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку австрийского гения, так как шведские ученые и медики убеждены, что именно такая музыка помогла им резко снизить раннюю детскую смертность в стране.

Многие авторитетные специалисты мирового уровня утверждают, что музыкальные произведения Моцарта помогают избавиться от любых душевных проблем, улучшают слух и речь. По словам ведущих сурдологов (специалистов по дефектам слуха) и логопедов мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки. Во первых, высокочастотные гармонизированные звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и мышления.

В числе больших поклонников творчества Моцарта – знаменитый парижский врач-отоларинголог Альфред Томатис. Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье – будущий прославленный французский киноактер. В ту пору – в середине 60-х годов ХХ века – молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж. У него были бы для этого все шансы, если бы не серьезные проблемы с речью (сильнейшее заикание) и памятью. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него большие проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы ежедневно – по два часа в день – слушать музыку Моцарта. Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был потрясающим! Жерар полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и от заикания, и от проблем с памятью. Это и позволило ему стать в будущем актером мирового уровня. Спустя годы после своего чудесного выздоровления Депардье сказал: "До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления".

Всему медицинскому миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле "подарила" человеку жизнь. 78-летний больной маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни – чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, свершилось настоящее чудо! Смерть отступила, и маршал пошел на поправку. У этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста.

Подобных случаев, связанных с музыкой Моцарта, было немало в истории человечества, но медики всего мира, проводя многочисленные эксперименты, никак не могут разобраться в причинах ее чудодейственного воздействия. От того, что невозможно сделать строгие научные выводы высказываются предположения о космическом, внеземном происхождении музыки Моцарта, якобы выступавшим лишь в роли ретранслятора неизвестных разумных сил. Что ж, трудно опровергнуть эту гипотезу. Но способна ли она превратиться в научную теорию? Одному Богу ведомо.

В целебной музыке очень нуждаются люди пожилого возраста, особенно те, положение которых усугубляется болезненной сменой привычного образа жизни на совершенно новый. Эти люди страдают прежде всего от ностальгии, тоски по прошлому, по ушедшей молодости. Музыка же может помочь стареющему человеку оставаться молодым душой, вновь пережить то, что уже переживалось в школьные и студенческие годы, вызвать те светлые чувства, которые раньше определяли его эмоциональную направленность, настраивали на одухотворенное отношение к разнообразным сторонам действительности. Активизируя положительные эмоции, музыка способна очищать человека от всего того, что отравляет его жизнь в пожилом возрасте: от болезненной мнительности, страха перед близостью смерти, апатии, инертности, безразличия к окружающему миру, ухода в себя, в свои переживания и недуги (порою вымышленные). Словом, музыка может вызывать состояние катарсиса - очищения от отрицательных эмоций и чувств.


И. ЮДОВИН.
Для "РА NY"


Фото с сайта: myzeb.foruu.com

наверх
вернуться к содержанию номера


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2015 Russian America, New York