Оружие будущего.
«Генералы готовятся к прошлым войнам» — эта известная истина, увы, актуальна и сегодня. Характер и масштаб учений российских вооруженных сил последнего времени — тому подтверждение. И в официальных документах в сфере обороны военные действия по размаху, средствам и способам продолжают классифицироваться часто по калькам вчерашнего дня. Между тем характер угроз радикально изменился, на первый план все более уверенно выходит международный и доморощенный терроризм, против которого фронтовые или армейские операции бессильны. Передел природных ресурсов, который, по утверждениям многих гражданских и военных экспертов, начнется в ближайшие десятилетия, будет вестись в основном тайными специальными методами.
Конечной целью военных действий, которые все больше носят черты специальных операций, часто становится не уничтожение живой силы противника, не оккупация территорий, а дезорганизация усилий врага в политической и военной сферах. Таким образом противника принуждают принять предложенные условия.
То есть довольно четко прослеживается тенденция перехода от управляемого оружия к управляемой войне. Все чаще воинским частям и подразделениям приходится участвовать в антитеррористических и миротворческих операциях, подавлении мятежей, снижении эскалации вооруженных конфликтов и освобождении заложников. Здесь чаще требуется так называемое оружие несмертельного действия (ОНСД). Иногда его называют оружием нелетального воздействия (ОНЛВ) или просто гуманным оружием. Как бы оно ни называлось, это оружие уверенно входит в набор стандартных инструментов ведения современной войны. Наиболее эффективным средством доставки ОНЛВ специалисты считают высокоточное оружие (ВТО).
Военное ведомство США в 1996 году выпустило директиву №3000.3. В ней говорится, что нелетальное оружие применяется таким образом, чтобы «не выводить из строя персонал или вооружение и военную технику противника, минимизируя при этом безвозвратные потери личного состава и нежелательное нанесение ущерба материальным ценностям и окружающей среде». Сегодня это целая отрасль оборонной промышленности. Средства, выделяемые в США на разработку и производство оружия несмертельного действия, с каждым годом растут, и, по мнению российских военных специалистов, эта доля в недалеком будущем составит значительную часть средств, выделяемых на НИОКР в целом в оборонной области. Длящаяся бесконечно долго реформа российских вооруженных сил лишь едва затронула разработку новой технологической базы войн и оружия будущего.
Сегодня мы рассказываем о наиболее вероятных направлениях разработки принципиально нового оружия и отдельных его образцах.
Стреляющий мегафон.
Акустическая пушка действительно напоминает огромный мегафон, в раструб которого может, не сгибаясь, войти человек среднего роста. Мощные импульсы частотой 2--3 тыс. герц достигают силы 150 децибел. Для сравнения: звук интенсивностью 110 дБ не позволяет общаться, в 130 -- вызывает болевые ощущения, в 150 -- устойчивое повреждение органов слуха. В результате люди, находящиеся неподалеку от изрыгающего децибелы «мегафона», теряют самообладание и способность ориентироваться, ими овладевает беспричинный страх, начинается головокружение, подступает тошнота. Воздействие таких импульсов на близком расстоянии может вызвать психические расстройства и даже разрушение внутренних органов. Акустические пушки могут использоваться для защиты объектов от вторжения посторонних, на военных кораблях, чтобы не подпустить близко малые суда противника. Они способны разогнать толпу, вызвать панику в воинских подразделениях.
В последние годы разрабатываются новые виды акустического оружия. В основе одного из них -- программируемый подрыв зарядов взрывчатых веществ. Второе направление -- создание генераторов, издающих режущие слух звуки, завладевающие человеком, как сирены Одиссеем.
Ослепить и задурить.
Низкоэнергетическое лазерное оружие было создано еще в начале 90-х годов прошлого века для подавления систем управления оружием, аппаратуры разведки и связи, оптико-электронных систем, состоящих на вооружении наблюдателей-корректировщиков и снайперов, а также для ослепления живой силы противника. Источник излучения -- газовые, твердотельные и химические лазеры различных диапазонов волн. Такие комплексы могут переноситься в рюкзаке на поле боя и перевозиться на автомобиле.
Есть обычные ослепляющие средства, сравнимые по интенсивности с лазерными. Например, горение пиротехнических составов создает низкотемпературную газовую плазму. На ее основе созданы световые гранаты, а также комбинированные средства с ослепляюще-оглушающим эффектом. При этом человек слепнет на 20--30 секунд, а слух теряет на четыре--шесть часов.
Не менее эффективно, чем лазер, выводит из строя радиоэлектронную аппаратуру разведки, связи, навигации и управления сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение. Кроме того, СВЧ-оружие нарушает работу головного мозга и центральной нервной системы, человек начинает слышать несуществующие шумы и свист. Это оружие может поражать и внутренние органы человека, причем с вероятностью летального исхода. СВЧ-генераторы забрасываются на территорию противника с помощью обычных боеприпасов. Создание этого оружия сдерживается техническими проблемами: как получить излучение требуемой мощности при приемлемых массе, габаритах и стоимости установки.
Графитовая мина.
Современные армии фатально зависимы от информации. Отсеченные от нее военные становятся почти беспомощными. А отсечь можно многими способами. К примеру, мощное электромагнитное излучение вызывает перегрузки и многочисленные короткие замыкания в электросетях противника, которые безнадежно выводят технику из строя. Такое оружие уже применялось в Ираке в 1991 году и Югославии в 1999-м. В частности, графитовые мины. Тончайшие нити из графита, разбросанные в воздухе, накоротко замыкают линии электропередачи, выводят из строя трансформаторы подстанций. Графит иногда заменяют хорошо проводящими электроток углеродными или металлизированными волокнами.
Лишить противника информации можно и при действующих электросетях. Вывести из строя электронную аппаратуру, стереть информацию в банке данных способен мощный электромагнитный импульс (ЭМИ). Если он создается высотным ядерным взрывом, воздействие будет оказано на огромную территорию, иногда на всю страну-противника. Правда, такое средство запрещено международным законодательством. Однако если речь пойдет о судьбе государства, кто посмотрит на запреты. Неядерные генераторы ЭМИ менее эффективны, к тому же их надо точно доставлять в район цели. Достоинство их -- в большей избирательности действия.
Троянский компьютер.
Дезорганизовать управление войсками и оружием противника, лишить его достоверной информации и заставить действовать выгодным для себя способом позволяют средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Эти средства воздействуют на ЭВМ или персональные компьютеры, которых все больше в армии. Даже топографические карты стали теперь электронными и цифровыми. Так вот, вывести из строя компьютер можно тремя основными способами. Первый -- заблаговременно внести в программное обеспечение систем оружия, управления и связи так называемые модификации, которые активизируются и начинают влиять на работу «персоналок» только по истечении определенного времени либо по специальному сигналу. Поэтому военная контрразведка так тщательно изучает подаренные воинским частям персональные компьютеры, особенно если дар поступил из-за рубежа. Второй путь -- внедрение агентурным путем или по каналам связи вирусов, которые разрушают базы данных и программное обеспечение. И наконец, третий путь -- внести ложную информацию, несанкционированно войдя в сеть. Все три способа сегодня активно применяются и совершенствуются.
|