Сербский художник РАДОВАН ТРНАВАЦ МИЧИ, более 20 лет живущий в Нью-Йорке, дал интервью корреспонденту "Русской Америки" Лоле Звонаревой.
Радован Трнавац Мича родился в 1950 году в Сербии, вырос в сербском городе Валево. Он снял 26 фильмов о художниках и получил много премий как художник и скульптор. Персональные выставки Мичи прошли в 21 городе бывшей Югославии, Македонии, Италии, Швейцарии, Польши, США, России, Белоруссии. Художник участвовал более, чем в 400 груповых выставках в разных странах мира. На биеннале Югославского искусства в 1980 г. В Центре Линкольна в Нью-Йорке Мича получил вторую премию, давшую ему возможность сделать персональную выставку в Нью-Йорке. С 1981 г. Мичи живет и работат в Нью-Йорке. Его картины находятся в музеях и многочисленных коллекциях Нью-Йорка, Германии, Швейцарии, Польши, Франции, Голландии, Японии, Македонии и Югославии.
Родной город художника, Валево, учредил художественную студию "Радован Трнавац Мича", в которой постояно гостят иностранные художники. В 1991 г. В Сохо, на Западном Бродве была открыта известными коллекционерами галерея "Новый Ренессанс", и Мича был первым художником, выставленным там. Он позже стал менеджером галереи и одним из ее собственников. Принимал участие художник и в монументальных церковных росписях у себя на Родине. В стиле нового Ранессанса были расписаны Мичи 400 квадратных метров стен в македонской церкви.
Весной 2004 года Мича участвовал в выставке, представляющей шестерых лучших балканских художников, и организовал в Валево, при поддержке московской художницы Натальи Баженовой, выставку десяти московских современных художниц, концерт автора этого интервью и мастер-класс трех московских художниц разных направлений.
- Что вам дало американское искусство?
Мича: В моей стране, Сербии, очень тяжело людям искусства. И все же там создаются более комфортабельные условия для художника. А в Америке человек поставлен перед выбором: или я буду художником, или я буду делать что-то еще. Если вы решаете стать художником, то приходится вкалывать очень сильно. По десять часов в день я работаю над картиной. Для меня этой несложно - каждый день так напряженно работать. Мне это доставляет подлиное удовольствие. Но поначалу я не знал, что из этого получится. А теперь, после 27 лет жизни в Нью-Йорке я знаю, что только тяжелый труд принесет успех.. Каждый человек, если он хорошо работает, будет удовлетворен своей работой, при условии, конечно, если он талантлив и будет работать не меньше десяти часов в день.
- Какая из выставок в Валево, в арт-студии вашего имени была наиболее интересной?
Мича: В Валево уже побывало более 80 художников из разных стран мира - из России, Украины, Греции, Польши, Кубы, Германии, Перу, Мексики. Многое в их работах привлекало меня и жителей Валево. Каждая выставка вызывала большой интерес моих земляков.
- Почему вы решили организовывать эти выставки?
Мича: Я убежден, что каждый человек искусства по-своему талантлив. Я не верю, когда говорят - "я лучший художник на свете, первый в мире". Наши сербские художники очень талантливы. И спортсмены - тоже. И в искусстве, и в спорте сербы многого добились. Если бы в процентном отношении кто-нибудь бы посчитал, сколько сербов на ведущих ролях в искусстве и в спорте, мы бы заняли очень высокое место на шкале самых умелых и талантливых. Делая выставки в Валево, я бы очень хотел помочь сербским детям увидеть, что происходит в мире. Я не говорю о том, что газеты лгут, но на выставке в их родном городе Валево они могут сами понять и почувствовать, что происходит в мировом искусстве. Валево - один из самых больших сербских городов, где обращают серьезное внимание на обучение детей музыке, изобразительному искусству, литературе. Может быть, это происходит еще и потому, что я и живущий в Париже известный сербский художник Любо Попович постоянно организуем в Валево тематические выставки художников из разных стран мира. Сербские дети приходят в наши студии, и они могут пообщаться с людьми из России, Америки, Польши, Греции. И они могут выбрать наиболее близких себе художников, хотят быть на них похожими и могут увидеть в них свое будущее.
- Знаю, что в Валево даже выходит специальный журнал "Детское творчество". Я был в выставочном зале Валево, организованном Любо Поповичем. Там проходила выставка на тему "Отрубленная голова - библейский и антивоенный сюжет в современной живописи". Я увидел много весьма оригинальных работ, выполненных в самых разных техниках и манерах. А почему, покидая Сербию, вы выбрали именно США?
Мича: В 70-е-80-е годы ХХ века наступила эпоха американского бума в искусстве. Многие художники видели в Нью-Йорке самый главный в мире художественный центр. Американское правительство многое делало для того, чтобы привлечь талантливых художников со всего мира. С помощью галерей, музеев, открытых выставок они привлекали художников. Большие деньги вкладвались в художественный мир Нью-Йорка. Но сделать голодного художника великим очень трудно. Что для художника лучше - быть головным или преуспевать? Необходимо создавать условия для процветания художественного рынка и продажи картин. Ведь для того, чтобы написать большое полотно, мне нужно на десять тысяч долларов покупать только материалов. Как я сделаю это, если у меня не продаются картины? Как мне рисовать и выставляться, если никто не покупает мои работы? Нью-Йорк привлекает художником, потому что в нем хорошо поставлен художественный рынок. В 70-х-80-х годах, благодаря прогрессивному законодательству, в Нью-Йорке было 600 галерей. 400 из них - коммерческие, 200 - музейных. С коммерческими галереями сотрудничали и непрофессиональные художники, пытающиеся здесь выставляться и делать деньги.
- В чем вы видите различия между ситуацией на художественном рынке в России, Сербии и США?
Мича: Различия между Сербией, Россией и США в области искусства состоят в следующем. Если вы хотите сделать большую выставку в Белграде или в Москве, вы не найдете на это денег. А если вы в Нью-Йорке сделаете подобную вставку, вы заработаете столько денег, что сможете не продавать свои работы в среднем в течение пяти лет. Я работаю с диллерами в области искусств и отдаю им 50% (или им, или галерее) моего заработка. Многие люди, которые приезжают в США, говорят - я никогда не отдам 50% от всей заработанной мною суммы организаторам моих продаж. Но это - ошибка. Другого пути нет. Эти люди профессионально представляют чужое искуство С первого дня жизни в Америке, когда я еще плохо говорил по-английски, я это понял - половину мы должны отдавать тем, кто нас пропагандирует, устраивает наши выставки.
- Что вы думаете о современном российском искусстве?
Мича: Когда я был в России, я долго гулял по Арбату. Я увидел там много замечательных российских художников, продающих свои работ туристам за 30-50 долларов. Это, конечно, несчастье. Такое же происходит и в Сербии, где уничтожается художественный рынок. Рынок должен быть созидательнм для искусства. А сейчас происходит убийство рынка. Вы видели в Сербии книги, посвященные современному искусству, - с банальными цветами, пейзажами, продающимися на рынке - для меня это очень печально. Для меня современное русское искусство - это Третьяковская галерея. Я увидел в Третьяковской галерее великое искусство, перед которым я преклоняюсь. В одном музее столько великолепных работ!
|