№ 318

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Новое лицо войны
Суть трагедии русского перебежчика
Путешествие в Новый Орлеан
"Искусство - это зеркало души..."

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЛИЧНОСТИ

СУТЬ ТРАГЕДИИ РУССКОГО ПЕРЕБЕЖЧИКА.

Оккупация отличалась по городам и регионам, и писатель предоставляет разностороннюю информацию. Люди встречали немцев с надеждой, что удастся наладить нормальную жизнь. Патологически жестокие люди были с двух сторон. Отдельные редкие случаи воровства наказывались вплоть до расстрела. Жестокость нацистов была на руку Советам, так как вызывала ненависть населения и сводила все остальные достижения к нулю: "К сожалению, очень часто попадались среди них такие горе-фюреры, считавшие, что выбивая зубы и ломая рёбра населению они не страх, а за совесть служат Третьему Рейху". Спросим себя: а в застенках КГБ следователи были лучше?

Миф о массовых изнасилованиях основан на том, что женщины после добровольных сожительств с немцами, вынуждены были врать своим, ибо это рассматривалось как предательство, за которое полагалось наказание. Также нельзя было говорить, что в оккупации многим жилось совсем неплохо: "Чтобы встречать своих освободителей, русские люди должны были прикрываться ложью, надевать лохмотья и превращаться в нищих".

Рассказывая о том, как и почему население уходило с отступающей немецкой армией, Батшев напоминает читателю, что об этом писал Солженицын в 3-м томе "Архипелага Гулаг". Но Батшев, использует обширный архивный материал и воспоминания очевидцев уже здесь, в Германии, и раскрывает ранее неизвестные усилия Власова, направленные на освобождение России.

Итак, кто уходил с немцами? "Уходили те, кому в первую голову угрожала расправа, смерть: все работники полиции, начальники городов (бургомистры) и сотрудники городских управ, редакторы и сотрудники газет (во всех областных городах, во многих районах были русские газеты), радиоузлов, директора театров, школ. Уходили те, кому угрожали, если не смерть, то концлагерь: учителя школ, инженеры, техники, ведавшие городскими хозяйствами, весь технический персонал восстановленных и работавших заводов и фабрик, врачи. Одним словом, в эмиграцию к немцам уходила и ушла интеллигенция".

Размышления очевидца ухода касаются очень интересной темы - коллаборационизма. Свободный мир вёл смертельную борьбу с Гитлером. В этом мире была свободная пресса, и он отлично знал звериный оскал гитлеризма. Всякий человек, живший в свободном мире (француз, бельгиец, голландец, датчанин, норвежец), сотрудничавший с немцами - подлежит осуждению. Они боролись против своей родины, объединяясь с врагом. Другое дело, у нас. Мы были слепы, как кроты. За что мы могли бороться? За сохранение концлагерей, за массовые аресты и расстрелы, за голодное, рабское существование? За то, чтоб мы умирали за Сталина, залившего кровью необъятные просторы нашей родины?

Думаю, недалеко то время, когда беспристрастный историк смоет грязную краску, которую многие в свободном мире, вкупе с коммунистами, с завидным усердием размазывали по русским коллаборантам, единственной мечтой которых было освобождение России от человеконенавистнической советской власти. Я говорю здесь о подлинных русских патриотах, включая, конечно, и все национальности, проживавшие на территории Советского Союза. Говорить же о шкурниках, продававшихся немцам ради корыстных целей, ставших палачами собственного народа, вряд ли стоит.

Батшев подводит читателя к неизбежному выводу: генерал Власов вовсе не предатель, он - патриот России! Представим внутреннее состояние генерала в ожидании действия. К сожалению, заговор немецких офицеров и неудачное покушение на Гитлера 20 июля 1944 года резко изменило положение Власова: "…Взрыв бомбы Штауфенберга автоматически прервал надежды Андрея Андреевича - при поддержке и помощи своих немецких друзей достигнуть поставленной цели". Теперь немцам стало не до русского вопроса.

Впрочем, гестапо действительно было напичкано советскими агентами и "русский антикоммунистический мир был в какой-то мере под надзором и наблюдением НКВД". "Высокое начальство НКВД, убегая на Восток, оставляло на местах мелкую агентуру с заданием проникать, как можно глубже, в немецкую государственную машину и, прежде всего, конечно, в немецкую тайную полицию. Это создавало безбрежные возможности - бессмысленными и жестокими репрессиями восстанавливать русское население против оккупационных властей". Расправляться с врагами советской власти немецкими руками? Зачем же! "…Крупные чиновники Гестапо, откомандированные в своё время в оккупированные области России, возвращаясь в Берлин, привозили с собой своих русских сотрудников из занятых областей".

Батшев охватывает много интересных и мрачных сторон истории не только России и Германии. Америка и Англия затянули открытие второго фронта. Почему американцы не использовали власовское движение в борьбе против коммунизма, а уже после войны спохватились, начав "холодную войну"? Что понимали союзники Сталина под свободой, миром без тирании в сложившихся с их помощью обстоятельствах для народов России и Восточной Европы? Ведь 7 миллионов восточных рабочих, находившихся в Германии также ждали оружия, чтобы ударить по Сталину.

С огромным опозданием, в ноябре 1944 года в Праге был оглашён манифест, которому предшествовало вступительное слово Власова. Создание Комитета Освобождения Народов России (КОНР) призвано было возглавить великое движение "к свержению сталинской тирании и к завоеванию прочного мира, свободы и благосостояния". Читатель может ознакомиться с текстом манифеста, с историей создания дивизий и прочувствовать обречённость Власова и намеченной им цели. Ведь о нём и его движении почти ничего не знал тогда свободный мир!

Иосиф Бродский сказал: "Смысл истории в существе структур, а не в характере декора". Раскопки Батшева в Зазеркалье - не просто трагическая история русского генерала Власова. Это исследование действий и недействий, а также их последствий. Проникновение в суть. Сегодня, хотя и с опозданием, мы узнаем, как это было на самом деле.

Берта ФРАШ. (Германия)
| 1 | 2 |

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York