- Расскажите о Вашей выставке в Белоруссии.
Мича: Я выставлял свои работы в Белорусии на Славянском базаре, где я представлял Югославию. Это было для меня очень интересно. Я привез в Витебск 15 своих больших картин. Все расходы по моему приезду и выставке взяли на себя организаторы. Мне запомнилась одна смешная история - один журналист с местного телевидения показывал мои работы в эфире и говорил: "Эти картины продаются. Заплатите 15 тысяч долларов, и они будут Ваши". Я посмеялся, ведь я привез эти работы не для продажи. Он показал меня по местному телевидению, а потом сказал - может быть, вы подарите мне одну работу. Я ответил: "Принесите мне полторы тысячи долларов и я ее вам отдам." Вскоре он перезвонил и стал настаивать: "Я действительно хочу купить" Я ответил - они оне продаются. М посмеялись и расстались приятелями.
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось в Витебске?
Мича: Я видел очень много художников в Витебске. Меня поразил музей Марка Шагала, работы преподававшего в Витебске Казимира Малевича. Меня заинтересовал учитель Шагала - талантливый художник по фамилии Пэн. Мне очень понравились его работы.
- А выставки в Москве у вас были?
Мича: Моя выставка была в Доме Дружбы, где даже был устроен большой банкет по поводу открытия моей выставки, была передача на телевидение. Это было в 2001 году. Во время эфира на телевидении мы беседовали и говорили о Путине, обо всем, только не обо мне. Меня использовали как политического комментатора. Потом меня пригласили на московское радио. Все было хорошо, пока меня не спросили, знаю ли я Джорджи Марьяновича. До этого люди звонили в студию, спрашивали об искусстве в Сербии и в Америке. А после того, как меня спросили о Джорджи Марьяновиче, я стал говорить только о нем. Комментатор стал извиняться, объяснять слушателям, что разгвор не о Марьяновиче, а о Мичи. Я ему возразил - почему бы не поговорить о Марьяновиче. Я путешествую по всему миру, и я должен говорить не только о себе, но и о том, что происходит в мире. Москва - город контрастов. То ты находишься в раю, то - наоборот.
- Расскажите о своем участии в последнем престижном международном проекте - "Шесть лучших балканских художников".
Мича: Три музея в македонком городе Скопине выбрали шесть художников из 6 балканских стран. Они предложили мне представлять на этой выставке Сербию и Черногорию. Организаторы хотели о каждом из нас подготовить каталог с биографическими данными, 12 цветными репродукциями наших работ и статьей о нашем творчестве на двух языках - македонском и английском. Девиз этого издания следующий: "В здоровом теле - здоровый дух". Когда дух здоровый, не будет войны. Люди перестают убивать друг друга. Здоровый дух - это достойное будущее для каждого. Давайте сделаем наоборот. Они говорят - здоровье духа определяет здоровье тела. Дух определяет будущее на планете. Мы задумали эту книгу как послание всем людям планеты. Балканы - это не то место, где люди хотят друг друга убивать. Балканы - это место, где живут нормальные люди, которые думают нормально и верят, что всеобщий разум определит будущее планеты, разрешит все спорные вопросы. Мы верим, что на земле будет мир и любовь. Я верю в природу и ее законы - думаю, что нет оправдания уничтожению и загрязнению природы, убийству животных. Это непростительное злодейство со стороны современного человека. Я против войны, какой бы то ни было, потому что верю, что в цивилизованном мире существуют другие пути решения проблем, мирным способом.
- Как пресса, телевидение и радио влияют на образ художника в массовом сознании?
Мича: Недостаточно просто нарисовать хорошую картину, графическую работу. Надо еще что-то сделать для этого. Хороший пример здесь - Пикассо, Сальвадор Дали. Они были великими художниками, но они также стали замечательными режисерами собственной судьбы, умевшими создать оригинальный запоминающийся имидж. Чтобы стать великим, необходимо соединение многих качеств. В первую очередь, необходимо быть честным перед самим собой. Вы должны быть достаточно интеллигентными, компетентными в своей области, чтобы стать знаменитым и состояться в искусстве. Вы должны работать не только для того, чтобы порадовать жену, детей, друзей. Вы должны быть чаще на виду, давать интервью, вступать в диалог с прессой. Даже если мне не нравятся вопросы некоторых журналистов, я могу и не отвечать на них. Но я должен обладать достаточным умом и тактом, чтобы не обидеть журналиста, чтобы он не написал разгромную статью обо мне. Все это вместе, о чем я вам сейчас рассказал, принесет Вам успех, повысит ваш рейтинг. Приходится иногда быть гибким, чтобы не обидеть журналиста. Масс-медиа способно или разрушить ваш имидж или его создать. Вы должны быть всегда готовы к тому, что будут провокационные вопросы и даже ситуации, придумывать собственные выходы из таких положений без ущерба для вашего имиджа.
- Вы сняли двадцать шесть документальных фильмов о сербском искустве и получили за них двадцать один приз. Кто из сербских художников наиболее интересен для вас сейчас?
Мича: Мича Попович - наиболее яркий художник. Он выставляется во всем мире. Мича Попович, Владик Сабинович - это предыдущее поколение художников, они основали свою группу. Позднее мы не имели таких художников. Сейчас в искусстве победил концептуализм, вернее, не концептуализм, а недоразумение. У нас в последние годы нет рынка, нет возможности продавать. Ситуация в Сербии должна измениться.
Однажды в нью-Йоркской прессе появилась статья изестной американскй журналистки. Они писала, что я приехал в Америку, чтобы повлиять на историю мирового искусства, потому что я был настолько сильным в своем искусстве, благодаря хорошей школе. Я мог рисовать все., что хотел. У нас в Сербии была очень хорошая классическая школа мастерского владения рисунком. Как и у вас, в России. Если вы прошли такую хорошую школу в юности, вы можете стать великим художником.
- Как вы добились известности в Америке? Каким образом вам удалось встретиться со многими знаменитыми художниками - с Энди Уорхолом, например?
Мича: Я уже говорил - к каждому, кто работает напряженно и тяжело в искусстве и талантлив, рано или поздно прийдет успех. Я часто думаю об опыте Сальвадора Дали и считаю его великим художником. Многие думают, что он был смуасшедшм. Я не согласен. Он был очень умен и делал то, что мы сегодня называем перфоманс. Он мог покрасить слона в разные цвета и пустить его по улицам Парижа. И все спрашивали: "Кто это? Что это?" И каждый, посмотрев на слона, чувствовал себя участником шоу. Это было не только большое шоу, но и большое искусство.
- Что для вас самое главное в искусстве?
Мича: Я убежден, что никогда не следует идти на компромисс. Если я хочу заработать быстрые деньги, я должен рисовать цветы и пейзажи. Но я не могу начинать с цветов и пейзажей, хотя я умею это делать. Такой рынок существует давно во многих странах. Но это будет комромисс во имя денег. И вся жизнь начинающего творца будет ничтожной, растоптанной во имя денег. Настоящий художник не пойдет на это. Художник должен делать только то, что действительно близко его душе - будь то графика, живопись или скульптура. И это будет только ваш путь. И я занимаюсь этим. Я пошел по этому пути, не согласившсь на компромисс. Я верю, что искусство - это зеркало души. Никаких компромиссов, делай то, что ты чувствуешь. Иначе вы будете подражать, и все, что вы ни напишете, будет подражательно. У настоящих художников все свое. И вы счастливы, если вы удовлетворены тем, что вы делаете. Это нелегко, но для меня это - единственно возможный путь...
...Роберт Х.Браунинг писал о творчестве Мичи: "Переселение художника из Белграда в Нью-Йорк отражено и на его полотнах. Настроение его изменилось от мучительной боязливости к осмотрительному оптимизму. Предметы свободно витают в пространстве, подчеркивая сюрреалистическую драму и устанавливают диалектические отношения между конкретной картиной и формальной абстракцией. Картины Радована Трнавца Мичи провокационные, мощные и полны смысла. Их сила лежит не в какой-нибудь модной демонстрации, а в их поэтическом видении, как и с любой хорошей поэзией, их настоящее значение только постепенно открывается. Из его картины видно, что долгие и трудные путешествия имеют и хорошую сторону, спасают нас от поверхностных суждений, от дешевых экспрессий и рефлексий. И всегда имеют продолжение. Его картины скрывают в себе птицу феникс. С каждым новым полотном, скульптурой, выставкой и премией, с каждым новым проектом он снова подтверждает свой талант и с радуги смотрит на нас, пленяет и учит".
Интервью взяла: Лола ЗВОНАРЕВА
|