ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ САН-ФРАНЦИСКО
Утро 5 октября было туманное, температура 12 оС. Гостиница находится на берегу залива, а на противоположном - аэропорт. Из-за тумана не виден знаменитый мост Голден гэйт - Золотые ворота. Чувствуется, что уже наступила осень, хотя деревья ещё зеленые. Впервые оценил пролив Золотые ворота пират Фрэнсис Дрейк. Как только Северная Мексика отошла к США, здесь нашли золото и Сан-Франциско стал центром золотой лихорадки 1849г. За 3 года он превратился в 8-й по величине город США. Город на холмах, с трех сторон окружен водой. Этот город является родиной многих творческих американцев. В районе Сан-Франциско сложилась знаменитая Силиконовая долина - научный центр высоких технологий. В 1906 г. землетрясение разрушило ? города. Однако за 5-6 лет город снова восстановили. Сейчас главный порт - Окленд. В XIX в. преступность в Сан-Франциско была настоько высокой, что жители организовали комитеты бдительности и концу века преступность удалось укротить. В городе сейчас 920 миллионов жителей, четверть - китайцы. Есть и русскоязычные. Хорошо развит городской транспорт- трамваи, троллейбусы, метро, кэйбл-кар.
Погода в Сан-Франциско весьма переменчива - то солнечно, то всё застилает туман. Мы посетили чайнатаун, который гораздо больше нью-йоркского. Вдоль его улиц сплошь китайские магазины с экзотическими товарами. Затем проехали в центральную часть города - общественный центр (Civic Center). Все фасады - и жилых домов и офисов - выкрашены в светлые тона. Здания очень красивые. Жильё в основном двух-трехэтажное. По мосту Голден гейт первый раз проехали в тумане, видны были только конструкции моста. Длина его пролета 1.5 км. Нам показали прекрасную ротонду, построенную у входа на выставку в 1916 г., выполненную в античном стиле.
При втором проезде по мосту Голден гейт уже было солнечно, и мы увидели пролив и берега, которые он соединяет. Мост был построен в 30-е годы одновременно с Эмпайр Стейт билдингом в Нью-Йорке. Дома карабкаются по склонам холмов. Есть много домов викторианском стиле с башенками и декором фасада. Улицы есть и номерные, и именные. На ул. Гери живут русские, есть церковь и магазин "Тройка". Земли мало, но парки и скверы есть. На одном из холмов мы осмотрели прекрасное здание художественного музея и мемориал Холокоста: колючая проволока - символ концлагерей и за нею трупы задушенных в газовых камерах. Через весь город идут улицы Гери и Ван-Несс, и по ним идет интенсивное движение. Едем к берегу пролива Золотые ворота. Прогулялись по Бич-стрит - набережной залива, где много открытых галерей с картинами известных художников от Рембрандта до Игоря Медведева, Пикассо, Дали - всё подлинники. Если картина понравилась, её можно купить. Но это явно не по нашим деньгам. А полюбоваться можно и бесплатно. Затем проехали по очень большому мосту Бей Бридж, пролегающему через залив к острову, откуда открывается прекрасный вид на даунтаун. Очень впечатляет, особенно, когда сгущаются сумерки и зажигаются огни небоскребов в центре которых находится пирамида, ставшая символом города. 6 октября - последний день нашего тура. День на заказ - солнечный, ясный. В Сан-Франциско въезжаем через район геев и лесбиянок. На улицах нет двух одинаковых во всем домов. Едем на самую высокую точку - Twean Peaks (Твин пикс), откуда видны и тихоокеанская, и заливная части города. Здесь замечательная видовая площадка, откуда видна вся панорама Сан-Франциско, центральная часть которого расположена на берегу пролива Золотые ворота, виден красный мост Голден гэйт. А часть, находящаяся на берегу залива покрыта дымкой тумана. Воздух здесь великолепный - горный. Телевышка сравнительно невысока, т.к. находится на этом пике. Жилые дома есть везде. Спускаемся по центральной торговой улице Маркет-стрит. В центре нам показали здание, в котором проходила конференция, учредившая ООН в 1945 году. Затем совершили поездку на кэйбл-каре, это своеобразный фуникулёр. Такой вид транспорта есть только в Сан-Франциско. Мы видели его вагончики, которые поднимаются по крутым склонам улиц по рельсам, но не понятно было, а где же двигатель? Оказывается под рельсами, под землей пролегают тросы, которые накручиваются подобно кабелю на барабан. На конечных станциях есть круговые развороты. Вагоны достаточно маневренны. Этот транспорт экологически чистый, и до землетрясения был основным в городе. После землетрясения система кэйбл-кара была разрушена, но частично её восстановили. Это единственный городской транспорт, где разрешается ездить на подножках. Купив билеты, мы заняли очередь в ожидании посадки. Дорога круто взмывала вверх, но кэйбл-кару всё было нипочем. Остановились мы на самом высоком месте, и оттуда спускались пешком.
Спуск настолько крутой, что автомобили спускаются по нему зигзагами, а у нас после преодоления такого спуска еще сутки болели икроножные мышцы. После обеда остановились у причала № 39, нам дали 4 часа свободного времени. Мы побывали на самом берегу пролива, откуда отчетливо видны мосты Голден гэйт и Бэй бридж, острова, в том числе и Аль-Катрас, на котором до 1963г. находилась федеральная тюрьма, сейчас там музей, куда ходят катера. Много прогулочных катеров, аквариум и масса магазинов. В том числе и шоколад фирмы Джованьрели. Мы посмотрели лёжбище морских львов и тюленей, нежившихся под солнцем и издавали трубные звуки. Увидели и получасовое шоу уличного жонглера и его собачки. Полюбовались видами города и океана. В 6 вечера автобус отвез нас в аэропорт. Посадка прошла спокойно, полет был прекрасным. Утром 7 октября прибыли в аэропорт Нью-Арка, где нас уже поджидал автобус фирмы "Нью-Турс", который через час довез нас до Брайтона. Квинсовские пассажиры добрались до дома на кар-сервис. Поездка была весьма впечатляющей. Это видно даже из этих беглых зарисовок.
ИОСИФ КАЛОНТАРОВ
|