В 1943 году произошел трагический и самый нелепый эпизод Второй мировой войны. Весной – летом этого года на территории Западной Украины началось украинско – польское противостояние. А с приходом Красной Армии – противостояние между поляками и украинцами с одной стороны, и Красной Армии – с другой. Об этом мы знали очень мало или почти ничего. Но вот в работе Александра Гогуна «1943: украинско – польская трагедия» довольно подробно освещаются события того страшного времени, когда славяне уничтожали друга в угоду немецким оккупантам. О трагедии 43-го и последующих событиях, описанных Гогуном и доктором истории В. Король, и пойдет речь.
ДВЕ АНТИНАЦИСТСКИЕ И АНТИКОММУНИСТИЧЕСКИЕ СИЛЫ
События, о которых пойдет речь, только недавно стали объектом серьезного исторического анализа. Известно, что все документы о трагедии 43-го года в научный оборот не вводились. Правда, за рубежом о них знали из воспоминаний и работ эмигрантов. Естественно, до советского читателя эти материалы не доходили. Вот почему публикация украинского историка А. Гогуна столь интересна для русскоязычного читателя. «Весной 1943 года, - пишет цитируемый автор, - началось вооружённое украинско – польское противостояние. Две антикоммунистические и антинацистские силы: польская Армия Крайова и Украинская повстанческая армия во время борьбы двух тоталитарных деспотий – СССР и III рейха – начали не только войну друг против друга, но и массовое истребление мирного населения»
Рассказывая об истоках украинско – польской розни, Гогун приводит примеры и факты притеснения украинцев в довоенной Польше. В 1939 году, когда Гитлер со Сталиным поделили Польшу, большая часть Западной Украины отошла к СССР, небольшая – к Германии. Естественно, что определённая часть населения начала сотрудничать с новыми властями. У немцев - украинцы пошли во вспомогательную полицию, на советской территории – в милицию и иные властные структуры. И там и там, бывшие угнетённые не упускали случая отплатить бывшим угнетателям за прошлые обиды, тем более, что немцы, не очень – то жаловавшие поляков, этому попустительствовали.
Летом 41-го года нацисты захватили всю Украину Галиция была присоединена к Генерал-губернаторству, т. е. стала частью рейха со всеми вытекающими для граждан Германии последствиями. Режим для этих украинцев был довольно сносным. Волынь же была присоединена к Рейхскомиссариату Украина, то есть стала немецкой колонией с жесточайшим оккупационным режимом. Но все – таки к полякам немцы относились намного строже, чем к украинцам. В 1942 году из Холмщины и Подляшья (исторические украинские территории западнее советско – германской границы 1939 – 1940 гг. ) нацисты выселили тысячи поляков. Естественно, это послужило катализатором для разжигания ненависти. И польские националистические партизаны убили 400 представителей сельской украинской интеллигенции и духовенства. Начало было положено. «Эта акция, - пишет А. Гогун, - через несколько месяцев аукнулась похожей, но куда более масштабной бойней на Волыни. К тому времени население Рейхскомиссариата Украина и, в частности, Волыни и украинского Полесья начало бурлить от ненависти к немцам -«взимание контингентов» превратилось со стороны оккупантов в натуральный грабёж.
До лета 1943 года красных партизан в этих районах почти не было… Поэтому Украинский советский штаб партизанского движения в конце 1942 – начале 1943 г. принял решение о передислокации на эти земли части партизанских отрядов РСФСР, Белоруссии и Восточной Украины.
В свою очередь, руководство украинских националистов (ОУН) Степана Бандеры – партийной полутеррористической организации, действовавшей в Польше в межвоенное время, - в феврале 1943 решило создать мощную военную структуру. Последняя чуть позже получила название Украинской повстанческой армии (УПА). Целью УПА - ОУН была независимая Украина, включая, разумеется, западноукраинские земли». Польское же эмигрантское правительство Сикорского, которому подчинялись отряды Армии Крайовой и отчасти другие партизанские отряды под названием «Батальоны Хлопски» (БХ), считало Волынь и Галицию неотъемлемой частью Польши. Украинские и польские националисты в течение 42 – 43 гг. пытались договориться хотя бы о перемирии, но противоречия между ними были столь глубоки, что столкновений двух »АРМИЙ БЕЗ ГОСУДАРСТВ» стало неминуемым. Далее последовали мероприятия в духе обычного геноцида. По свидетельству Тараса Бульбы (Боровца), сообщает цитируемый мною историк, всему польскому населению Западной Украины была объявлена война и вынесен смертный приговор. Было приказано сжигать дотла все поселения польских крестьян. Объявлена мобилизация украинцев в армию. Пять тысяч полицейских перешли на сторону УПА, которая провозгласила «третий этап национальной революции и общее восстание украинцев против немцев». На место сбежавшей украинской полиции немцы привезли русских и поляков, что ещё более осложнило ситуацию. Вот как её описывает А. Гогун. «Весна и лето 1943 года в Украине, а особенно на Полесье и Волыни, наверное ничем не отличалось от описания ада в «Божественной комедии» Данте. В революции Николая Лебедя вмешались большевистские партизаны. В первую очередь лебедевцы (УПА) казнят огнем и мечом польское село.
Днём немцы с польской полицией казнят за это пять украинских сел. На вторую ночь большевики с поляками сжигают за то же самое ещё пять украинских сел и добивают уцелевших беженцев в лесу. По городам начался дикий террор Гестапо против украинской интеллигенции… Сталинские агенты убивают и терроризируют во всех городах представителей гитлеровской власти, крадут среди бела дня немецких генералов. В ответ на всё это Гестапо расстреливает всех заключённых в тюрьмах. Для запугивания на деревьях и столбах днями и ночами висят невинные украинские люди… На селян наложены очень высокие повинности по поставкам продуктов питания, хлеба, одежды и обуви для УПА. Все поставки насильно собирались и среди бела дня «тайно» прятались по выкопанным среди полей и в лесах ямам… Налетали немецкие бомбардировщики, выжигали целые села и районы, а на другой день туда набегали большевистско – польские партизаны, добивали остаток населении, а всё спрятанное имущество выкапывали и вывозили на свои базы в Белоруссии…».
Тяжело теперь с полной достоверностью утверждать, что подобная ситуация была спровоцирована УПА или АК. Мне кажется, что в данной трагедии могли быть все причастные к ней стороны. Гогун в связи с этим приводит ещё одно свидетельство Николая Лебедя, который в то время возглавлял ОУН, так как С. Бандера находился в нацистском концлагере Заксенхаузен. Так вот, Лебедь писал: »Чтобы не допустить стихийной массовой антипольской акции и взаимной украинско – польской борьбы, которая в то время была бы полезной одновременно как немцам, так и большевикам, и ослабляла бы главный фронт освободительной борьбы, Украинская Повстанческая Армия пробовала втянуть поляков в совместную борьбу против немцев и большевиков. Когда же это не принесло успеха, УПА приказало польскому населению покинуть украинские земли Волыни и Полесья.». Естественно, бежавшее польское население искало защиты у красных партизан, партизан Армии Крайовой и Батальонов Хлопских . А это ещё более обозлило УПА, которая в данном случае видела в бежавших не только «извечного врага», но и агентов коричневого Берлина и красной Москвы.
В цитируемой работе приводятся данные польского историка Т. Ольшанского. Он сообщает, что только в июне 1943 года на Волыни прошло 78 антипольских акций, в июле – 300, в августе – 135, в сентябре – 39. Аналогичные действия в отношении украинце начали красные партизаны, немцы, польские коллаборационисты, бойцы Армии Крайовой и Батальонов Хлопских По подсчётам польских историков, на Волыни в 1943 – 1944 гг. прошло около 150 боёв и стычек АК и УПА, в которых погибли сотни людей. Но большинство жертв составляли не боевики разной окраски и принадлежности, а польские и украинские крестьяне, кои исчислялись десятками тысяч. В самом конце 1943 года противостояние перекинулось и на Галицию. Там поляки с нетерпением ожидали Красную Армию, которая помогла бы утихомирить «украинскую бестию». Немцы же с удовольствием провоцировали украинско–польский конфликт, руководствуясь при этом простой логикой: пусть «славянские недочеловеки» режут друг друга, а не немцев. Немецкая администрация рассуждала так: »Вы хотите Сикорского, а украинцы хотят Бандеру. Ну и бейтесь между собой. Немцы никому помогать не будут». Но затем нацисты спохватились. В течение нескольких месяцев под контролем УПА оказалась большая часть Волыни и Полесья. Стало туго с поставками для вермахта, а в развернувшейся резне доставалось и оккупантам. Все исследователи отмечают, что террором занимались не только поляки, немцы и красные партизаны. Причастны к этому были и украинцы. Националистическая ненависть друг к другу, битва не только за собственное государство, но и за »кровь и почву» ослепила в те годы десятки и сотни тысяч представителей соседних братских народов.
К середине 1944 года всю территорию украинско – польского конфликта заняла Красная Армия. Решением Сталина большая часть Западной Украины вошла в состав УССР Таким образом, усилия Армии Крайовой оставить эти земли в составе Речи Посполитой оказались напрасными. Националистические партии были ликвидированы в Польше в 1947 году, УПА продолжала сопротивление до начала 1950-х. Почти все участники кровавой драмы, описанной Гогуном, погибли, оказались в заключении или на долгие десятилетия были «вытесненными на обочину истории». Потери Украины в годы Второй мировой войны и в результате всех этих конфликтов оказались огромными. Определить их масштабы сегодня просто невозможно. Но попытался решить эту задачу украинский историк доктор В. Ю. Король, подготовивший работу «Потери Украины в годы Второй мировой войны». Его подход к этой проблеме весьма своеобразен. О чем же он нам поведал?
УКРАИНЦЫ В КРАСНОЙ АРМИИ
Вторая мировая война не могла не сказаться на судьбах украинского народа, тем более, что самые большие сражения происходили на территории Украины. Нельзя не забывать тот факт, что накануне той войны украинские земли находились в составе четырех держав Более 5 миллионов украинцев проживали в Польше, в её состав входили Галичина западная Волынь. Закарпатская Украина была в составе Чехословакии и там проживало более 700 тысяч украинцев. Северная Буковина была частью Румынии, в границах которой проживало почти 800 тысяч украинцев. После воссоединения в составе УССР Западной Украины, Северной Буковины и трех уездов Бесарабии население республики достигла почти 42 млн. человек. Более 10 миллионов украинцев проживали в то время на территории Российской Федерации.
Первые свои потери Украина имела в ходе боев по защите провозглашённой в марте 1939 года Карпатской Украины. Эта война была с захватившей Прикарпатье Венгрией. Украинцы потеряли более 5 тысяч человек. При нападении Германии на Польшу польские украинцы были призваны в армию и гибли в боях наравне с поляками. Немало их было и среди жертв Катыни. После начала Второй мировой войны до сентября 1941 года в тыловые районы СССР было выслано около 440 тысяч поляков, которые находились в лагерях, тюрьмах и поселениях. Среди них было немало лиц украинского происхождения
До конца 1941 года Красная Армия потеряла более 6 млн. человек. В Король исходит из того, что из попавших в это время в плен почти 4 млн. советских солдат и офицеров, не менее 1,5 млн. человек составляли украинцы Из них погибли в плену к началу 1942 года около 3 млн. человек, среди них около полумиллиона украинцев. Нельзя забывать и тот факт, что оперативное пополнение дей-ствующей армии в первые месяцы войны проводилось главным образом за счёт населения Украины. В самого различного толка воинские формирования было направлено по данным автора работы около 3 млн. 200 тыс. человек. В частях и соединениях, которые воевали на территории Украины, жители республики составляли не менее 50% их личного состава. Много украинцев погибло в ходе Киевской оборонительной операции в 1941 году. По последним подсчётам численность участников этой операции достигало около 1 миллиона 340 тысяч человек. Из «котла» вышли около 151 тысячи солдат и офицеров, в плен попали 665 тысяч человек, а среди них – основном украинцы Таким образом, численность безвозвратных потерь в ходе этой операции составило более 1 млн. человек.
Огромное количество украинцев погибло вместе с русскими при освобождении Левобережной Украины в 1943 году. По данным, приведённым в исследовании, в боях за Киев в 1943 году погибло 417 тысяч человек, по другим – более 1 миллиона. Среди них подавляющее большинство русских и украинцев, а среди украинцев – очень много тех, кто был мобилизован полевыми военкоматами после изгнания немцев.
«В частности, - отмечает В. Король, - во время форсирования Днепра уже в районе Лютежа трупами советских воинов, в основном украинцев, была как плотиной перекрыта река. А когда начались морозы и вода стала замерзать, то сапёрам пришлось подрывать эти дамбы из людских тел, чтобы, чтобы восстановить течение реки. Так была оплачена свобода и будущая государственная независимость Украины только в боях за Киев…»
После форсирования Днепра и освобождения Киева количество жертв среди украинцев резко увеличилось. Стало оно большим и среди русских. Это объяснялось тем, что в 1944 году резко возросло число мобилизованных в Красную Армию с освобожденных территорий. Во – первых, полевые военкоматы призвали тех, кто остался на Украине после трагедий 1941 – 1942 года. Во – вторых, за два – три года, проведенных в оккупации, призывного возраста достигли сотни тысяч ранее не подлежавших призыву молодых людей. Вот почему в ряде общевойсковых армий 1-го Украинского фронта жители Украины составляли от 60 до 80% личного состава. А в отдельных армиях 2 и 3-го Украинских фронтов процент воинов – украинцев составлял более 55%. Численность украинцев была чрезвычайно высокой в пехотных частях и среди рядового состава, а там, где нужна была специальная подготовка и среди командного состава, они не были наиболее значительной национальной группой.
По мнению многих исследователей в течение 1943 – 1945 гг. в армию с Украины было взято около 4, 5 млн. человек. В конце 1942 – 1945 гг. досрочно начали брать юношей с 17 лет. Только в 1945 году в марте месяце было призвано 270 тысяч семнадцатилетних юношей. В боях за освобождение Польши Красная Армия потеряла более 600 тысяч человек, а ещё около 440 тысяч умерли в госпиталях на территории Польши и за её пределами. Среди всех этих погибших и раненых преобладали лица славянского происхождения. Такая же ситуация была в Венгрии, где армия потеряла около полумиллиона человек, из них 140 тысяч – безвозвратно.. Масса украинцев и русских полегла под Берлином. На территории Восточной Германии покоятся останки почти 440 тысяч советских воинов, погибших в период Второй мировой войны. Из них известны имена лишь 78 тысяч.
Этот список можно продолжить. Что же касается потерь собственно Украины, то автор пишет, что на основании заключительного тома Книги Памяти Украины «Бессмертие», который вышёл в свет к 55-летию Победы над фашизмом, можно предположить, что «прямые и опосредованные демографические потери Украины составляют около 17 миллионов человек, из них более 7 миллионов – военные. Точной цифры военных потерь мы не узнаем никогда.»
Сегодня на Украине более 28 тысяч братских могил и ещё тысячи и тысячи неизвестных захоронений, которые не учла ни одна Книга Памяти И среди них огромное количество украинцев, которые вместе с представителями других народов сложили свои головы за будущее Украины.
Вилен ЛЮЛЕЧНИК
|