Сейчас почти не осталось свидетелей деятельности И. В. Сталина. Некому больше вспомнить о нем в назидание потомкам. Но зато стали появляться подлинные документы, извлечённые из архивохранилищ, которые ранее для всех были закрыты. Некоторые из них настолько неожиданны по содержанию и сюжету, что поражают воображение и на первый взгляд кажутся чем - то даже нереальными. И только строгие архивные штампы и делопроизводительные пометы на титульных листах бумаг, украшенных гербами и печатями, свидетельствуют нам: нет, то подлинная историческая достоверность. Обратимся к некоторым из них, а также к исследованиям, проведённым на их основе. Это будет чрезвычайно завлекательно.
В 1999 году увидела свет книга известного историка Г. А. Куманёва под названием "Рядом со Сталиным". Было это в Москве. В ней собраны воспоминания В. М. Молотова, Г. К. Жукова, А. М. Василевского, С. К. Тимошенко и ряда других деятелей, входивших в окружение Сталина на том или ином этапе. Они помогают нам понять сущность феномена того времени, который в СССР вначале называли "сталинской эпохой", а потом - "периодом культа личности". Осмыслить события прошлого попытался писатель и исследователь Сергей Семанов, опубликовавший работу "Сталин. Уроки наследия" И тот, и другой пришли к очень интересным выводам. Куманёв подчеркивает, что Сталин к своим присным был требователен и жесток. Жукова он предал несправедливой опале. У Молотова велел арестовать любимую супругу, погубил родного брата Лазаря Кагановича. И что же? "На много лет пережив Сталина, все они, куда как не очень чувствительные, боготворили его до конца дней своих… Нет, соратники Сталина - это люди истинно "особого склада"….", - указывает Семанов.
Да, культ личности - явление довольно непростое. Прежде всего, чтобы он возник, нужна все - таки личность. Далее. Для культа все же необходимы реальные достижения исторического масштаба. По этому поводу В. Бережков в своей книге "Рядом со Сталиным" замечает, что Сталин при всех его отвратительных качествах обладал способностью очаровывать собеседников и соратников. Он был, несомненно, писал Бережков, большой актер и мог создать образ обаятельного, скромного и даже простецкого человека. А уж спокойствие и непоколебимость духа он сохранял в самые критические моменты истории
И об этом знали не только его соратники, но и политические деятели Запада, которые с ним неоднократно встречались. Даже Гитлер, Геббельс и Риббентроп считали его величайшим политическим деятелем. Черчилля и Рузвельта они таковыми не считали. При этом, вопреки существующему мнению, Сталин не считал войну самым страшным испытанием в своей жизни. Во время одной из встреч с британским премьером между ними произошёл интересный разговор:
"- Скажите, - поинтересовался Черчилль, - напряжение нынешней войны столь тяжело для вас , лично, как и бремя коллективизации?
- О нет, - ответил "отец народов", - политика коллективизации была ужасной борьбой…
- Я так и думал. Ведь вам пришлось иметь дело не с горсткой аристократов и помещиков, а с миллионами мелких хозяев…
- Десять миллионов, - воскликнул Сталин, разведя руки. - Это было страшно. И длилось четыре года. И это было абсолютно необходимо для России, чтобы избежать голода и обеспечить деревню тракторами…" (В. Бережков…).
Понять Сталина можно было. Война со своим народом всегда страшней, чем с иноземным завоевателем. Но Сталин все - таки поставил крестьянство на колени. Ещё одна малоизвестная деталь: Сталин к религии относился более терпимо, чем Ульянов - Ленин. Потверждая это, священник Дмитрий Дудко в книге "Он был верующим" приводит два интересных документа. Введенные в научный оборот бывшим политзеком, они заставляют задуматься об отношении человека, загубившего миллионы жизней, к религии. Вот они, эти документы..
Выписка из протокола заседания Политбюро ЦК от 12. 09. 33 г.
"В период с 20 - 30 гг. в Москве и на территориях прилегающих районов полностью уничтожено 150 храмов. 300 из них ( оставшихся) переоборудованы в заводские цеха, клубы, общежития, тюрьмы, изоляторы и колонии для подростков и беспризорников. Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей. На основании изложенного ЦК считает, невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры и русского зодчества. Органы Советской власти и рабоче - крестьянской милиции обязаны принимать меры вплоть до дисциплинарной ответственности по охране памятников архитектуры древне русского зодчества. Секретарь ЦК И. Сталин"
Ещё одна выписка от 11. 11. 39 г.
"Вопросы религии. В отношении к религии, служителям Русской Православной Церкви и православно верующим ЦК постановляет:
1. Признать нецелесообразным впредь политику органов НКВД СССР в части арестов священнослужителей русской православной Церкви, преследовании верующих.
2. Указания товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666 - 2 "О борьбе с попами и религией", адресованное пред. ВЧК тов. Дзержинскому и все соответствующие инструкции ВЧК - ОГПУ - НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной Церкви и православно верующих - отменить.
3. НКВД провести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанным с богослужительской деятельнос-тью. Освободить из-под стражи заменить на наказание, не связа-нное с лишением свободы, осуждённым по указанным мотивам…
4. Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, принадлежащих иным конфессиям, ЦК вынесет решение дополнительно.
Секретарь ЦК И. Сталин
(Документы приведены с сохранением орфографии оригинала).
Согласимся, что нужна была определённая доля мужества для того, чтобы публично отмежеваться от указания Ленина о борьбе с попами. Ведь тогда Ильич по - прежнему был "живее всех живых". В деятельности других генсеков подобного не было. Наоборот, Н. С. Хрущев замышлял вообще покончить со столь мешающим строительству коммунизма пережитком как религия. Он обещал уже тогдашнему поколению жизнь при коммунизме через двадцать лет. А коммунизм и религия, как известно, несовместимы. Вот и закрыл Никита Сергеевич большинство Храмов Божьих.
ВОПРОС О НАСЛЕДНИКЕ СТАЛИНА
Эта проблема - тоже одна из загадок того времени Дело в том, что личные архивы Сталина и знаменитая "тетрадь в коленкоровой обложке" из личного сейфа вождя исчезли. Никакого письменно завещания среди личных бумаг вождя не обнаружили. Однако проблемой наследника вождя продолжали заниматься. И вот появилась довольно интересная работа Жореса Медведева (Лондон) "Секретный наследник Сталина". Многие интересные детали по этому же вопросу можно найти в книге Л. Млечина "Председатели КГБ. Рассекреченные судьбы". О чем же нам поведали известные историки и журналисты? Прежде всего, отмечает Ж. Медведев, "Сталин не мог, подобно Ленину, готовить для "посмертного" съезда партии подробные характеристики положительных и отрицательных качеств своих ближайших сотрудников. У четырех наиболее близких к Сталину лидеров - Маленкова, Берии, Хрущёва и Булганина - не было никаких достоинств. Сталин не мог бы даже написать, кто из них является наиболее образованным марксистом, так как действительно политически образованных людей среди них не было. Молотов, который по традиции всё ещё стоял на втором месте в списках членов Политбюро, уже не был в 1950 - 1951 гг приближенным к Сталину человеком.
После ареста его жены Полины Жемчужиной, обвинённой в участии в сионистском заговоре, направлявшимся из Израиля, Молотов был отстранен с поста министра иностранных дел и не принимал участия в принятии важных решений. Тревожным был и тот факт, сообщает Л. Млечин, что когда было опубликовано сообщение о разоблачении "врачей-убийц", то среди тех, на кого "враги" готовили покушение, его фамилия не значилась. Хорошо зная, кто составлял этот список, Молотов понял, что он среди обречённых…
Сталин пришёл к выводу, что он американский шпион, завербованный во время своего визита в США. Сначала Сталин решил определить Молотова в руководители еврейского заговора против советской власти, потом передумал и стал подыскивать ему другую роль. На пленуме ЦК Сталин публично обвинил Молотова в нестойкости, нетвердости, трусости и капитулянтстве. И вообще Сталин собирался избавиться от старых соратников, кто там ещё остался. Он полагал, что его подручные - люди слабые, что они пасуют перед империалистами, нет в них настоящеё стойкости. Вопрос о преемнике вождя был весьма серьезным. Серьезность проблемы усугублялась ещё и тем, что преемник вождя становился лидером не только СССР, но и всего "социалистического мира", всей коммунистической империи, протянувшейся от Берлина до Ханоя. Поэтому свое политическое завещание, считает Млечин, Сталин решил осуществить самолично, выдвинув на международную арену таких людей, которые берегли бы и развивали культ его личности в такой же мере, как он это сделал с культом Ленина после его смерти. Иначе говоря, предполагаемое тайное завещание Сталина было нацелено прежде всего на то, чтобы после его смерти сохранить наследие "отца народов" Именно решению этой задачи и была подчинена вся работа Х!Х съезда ВКП(б), который переименовал партию большевиков в КПСС.
Значительно был расширен новый состав ЦК. Политбюро было переименовано в Президиум ЦК. Все это было воспринято как должное. На Пленуме ЦК выступил Сталин. Он прямо выразил своё недоверие Молотову, Микояну. Не остался в стороне и Ворошилов. Маленков и Хрущев тоже не рассматривались как серьезные претенденты на власть. Следовательно, все старые соратники автоматически выходили из этого круга, упоминает цитируемый автор. Список нового состава ЦК и Президиума ЦК Сталин предложил сам. Вот тут и началось самое загадочное. В Президиум ЦК старая гвардия была избрана. Но вместе с ними, были избраны 15 новых или ранее мало известных партийных деятеля. Большинство из этих новых членов Президиума не знал и сам Сталин. Не знали их и его старые соратники. Можно предположить, что среди новых политических деятелей был кто-то такой, который рассматривался Сталиным в качестве своего преемника и который подготовил ему весь этот список. Такой состав высшего партийного руководства позволял Сталину осуществить любой маневр: в любой момент вывести из игры безболезненно всех своих старых соратников.
И возникает при этом весьма непростой вопрос: кто подготовил этот список для Сталина? Чтобы на него ответить, Ж. Медведев проанализировал ситуацию накануне Х!Х съезда партии. Как известно, преемником Сталина по партии был Жданов, скончавшийся при невыясненных по сей день обстоятельствах. Смерть Жданова в 1948 году привела к изменению в расстановке сил в партии и государстве. Молотов, как известно, был отстранен от власти. По линии правительства на первое место выдвинулся Н. А. Вознесенский. Сталин неоднократно называл его своим преемником на посту главы правительства. Он был виднейшим в то время экономистом страны. Однако слыл он человеком независимым, что позволило Сталину усомниться в том, что он будет сохранять культ личности вождя после его смерти. К тому же Вознесенский не был причастен к репрессиям, что вообще освобождало его от привязанности к культу. Поэтому Сталин решил освободиться от него.
Существует ошибочное мнение, что Вознесенский проходил по так называемому "ленинградскому" делу. Это не так. Он был осужден по "Делу Госплана". Его обвинили в том, что с 1944 по 1949 год в период его работы в Госплане председателем "пропало большое количество секретных материалов, составляющих по своему содержанию государственную тайну". 7 сентября 1949 года Бюро комиссии партийного контроля предложило ЦК "за нарушение советских законов об охране государственной тайны" исключить Вознесенского из ЦК и предать суду. Через неделю его вывели из состава ЦК, а 27 октября 1949 года арестовали. Дальнейшее известно.
В то же время в Ленинграде прошли массовые аресты. Самых заметных людей расстреляли. Одним из главных обвиняемых по этому делу Косыгин, он же родственник возглавителя "заговора" Кузнецова, был помилован, - сообщает Л. Млечин, автор книги "КГБ. Рассекреченные судьбы" И не только помилован. Сталин решил сделать на него ставку, превратив его в "нового Вознесенского". И это, по мнению Жореса Медведева, потому, что Косыгин, в отличие от Вознесенского, был без претензий на роль марксистского теоретика, но был выдающимся организатором. И вряд ли он посягнул бы на куль вождя. И Сталин не ошибся. Именно таким и был Косыгин всю свою жизнь после смерти Иосифа Виссарионовича.
Сложней было с преемником в партии. "При этом, - утверждает Ж. Медведев,- если во главе репрессивной системы эффективную роль могла выполнить лишь сверхаморальная и беспринципная лично-сть, хотя и без организаторских способностей, то во главе гигантской машины пропаганды должен был стоять искренний фанатик, идеолог "учения" лидера, преданный ему бескорыстно…
После смерти Жданова для Сталина не было более важной задачи, чем найти нового "главного идеолога", который возглавил бы империю агитпропа. Этот пост был более важен, чем любой другой пост". Главой агитпропа стал ещё при жизни Жданова Михаил Андреевич Суслов. Однако идеологическую империю уже как секретарь ЦК он возглавил после смерти Жданова. В его отдел перешло Главное политуправление Советской Армии, сфера взаимоотношений с социалистическими странами, вся цензура, образование, культура, пресса, радио, телевидение, издательская деятельность, общественные науки и многое другое. Не будучи членом политбюро и оставаясь в тени ещё при Сталине, Суслов оказывал влияние на жизнь общества больше, чем любой член политбюро. Он предпочитал власть и влияние внешним почестям и славе, отмечает Медведев. Имел он громадный опыт организаторской работы. Был первым секретарем областного комитета партии, членом Военного совета фронта, активно участвовал в депортации кавказских народов. В 1944 году возглавлял бюро ЦК ВКП(б) по Литовской ССР, а фактически управлял всей Прибалтикой. Он осуществлял её "советизацию". Руки его были обагрены кровью многих тысяч репрессированных. И по сей день люди старшего поколения Балтии поминают его недобрым словом. Именно тогда Сталин познакомился с Сусловым.
В 1946 году Суслов исчезает с политической арены. Жорес Медведев утверждает, что Суслов выполнял в это время секретные поручения вождя "по преобразованию одной из ключевых стран Восточной Европы, предположительно Венгрии или ГДР". Это было время, когда проходила ликвидация всех демократических институтов в странах "народной демократии" и их переход на советский путь развития. В полной мере при этом использовался накопленный опыт в Прибалтике. Именно в это время Суслов стал предметом внимания советологов западных разведслужб. Михаил Андреевич был одним из основателей Коминформа - европейского аналога Коминтерна в послевоенное время. Стал он к тому времени и виднейшим теоретиком партии. Он окончил рабфак, затем Московский институт народного хозяйства имени Плеханова и в заключение - Экономический институт красной профессуры. После этого в должности профессора преподавал политэкономию в Московском университете, в Промышленной академии. Идея "развитого социализма" - результат "теоретических изысканий" главного идеолога страны в 60 -70 - е годы. Так что с культом Сталина он никак порвать не сумел бы, даже при всем своем желании. Именно Суслов был тем человеком, который подготовил список новых членов Президиума ЦК КПСС на Х!Х съезде партии. Сталина эта фигура устраивала во всех отношениях. Он начал готовить почву для сохранения культа после своей кончины. И прежде всего нужно было на этом пути нужно было "расчистить" политическое пространство для реализации этого замысла.
Как уже отмечалось, готовилось отстранение от власти Молотова, Ворошилова, Микояна, Берия и ряда других деятелей. На всякий случай Сталин сменил и свое непосредственное окружение. От должности был отстранен легендарный Поскрёбышев, работавший личным секретарем Сталина более тридцати лет, арестован начальник личной охраны генерал Власик, личные врачи Сталина.
22 февраля 1953 года по всем областным управлениям МГБ был разослан совершенно секретный приказ №17. Этот приказ предписывал уволить из органов всех евреев, независимо от занимаемой должности и воинского звания. Никакие прежние заслуги во внимание не принимались. 23 февраля все они из органов были уволены. "по сокращению штатов". Долгое время, отмечает Л. Млечин, не удавалось отыскать доказательств того, что Сталин готовил расправу над евреями. Но вот на помощь пришёл В. А. Малышев, бывший в то время заместителем председателя Совета министров СССР. Человек весьма дотошный. Он записал почти дословно выступление Сталина 5 мая 1941 года. Всю свою жизнь он вел подробный дневник. Он же и записал сказанное вождём на заседании Президиума ЦК КПСС 1 декабря 1952 года :"Любой еврей - националист, это агент американской разведки. Евреи - националисты считают, что их нацию спасли США… Они считают себя обязанными американцам. Среди врачей много евреев - националистов".
Сталин предполагал, что в его распоряжении есть ещё пару лет или, как минимум, несколько месяцев. Но счёт шёл уже на недели. И замыслам вождя не суждено было осуществиться. После смерти Сталина Суслов сохранил за собой все посты. Его участие в смещении "антипартийной группы" Молотова, Кагановича, Маленкова и других несомненно. Фактически он сыграл главную роль в устранении Хрущева. После этого Суслов дал команду прекратить критику культа личности Сталина. И Косыгин, замеченный в свое время Сталиным, стал председателем Совета Министров СССР именно с подачи Суслова. О роли Суслова в истории страны Жорес Медведев заметил следующее: "Суслов состарился и умер в начале 1982 года. Ему были оказаны такие же похоронные почести, какие до этого были оказаны лишь Сталину.
Брежнев, мало понимавший в марксизме, хорошо знал, кто именно был после смерти Сталина ТАЙНЫМ ГЕНСЕКОМ ЦК КПСС. Но оказалось, что стареют не только люди, но и идеология всемирного коммунизма и всемирной революции. В СССР в ряду Маркс - Энгельс - Ленин - Сталин пятым был Суслов, и он не оставил себе наследников".
Трудно не согласиться с подобными выводами. Сама история их потвердила. Можно лишь добавить, что идеология сталинизма показала свою полную несостоятельность во всех странах и её можно вполне обоснованно определить как тупиковое ответвление марксизма. Хотя и сегодня предпринимаются попытки её реанимации. Но дело это бесперспективное.
Вилен ЛЮЛЕЧНИК
|