Что волнует Францию в феврале 2007 года? Разумеется, предстоящие президентские выборы. Кто победит? Кто сумеет взять власть и будет править страной в ближайшие годы. Страной, чей политический и экономический вес в Европе (и не только в Европе) весьма значителен. Борьба между кандидатами становится все острее с каждым днем, и окончательные противники уже ясны - Сеголен Ройяль и Николя Саркози. Именно эти двое вышли на финишную прямую в гонке за пост президента Франции, и движутся к цели практически рядом, "локоть к локтю".
Президентскую кампанию 2007 года отличают напряженность, драматизм и уникальность - впервые на пост президента Франции претендует женщина. И этот факт указывает на то, какой на самом деле консервативной страной, несмотря на всю свою приверженность к демократии, является Франция.
Любопытно было бы присмотреться поближе к столь ярким и неоднозначным личностям, каковыми являются эти два ни в чем не схожих политических противника.
Итак, Сеголен Ройяль. Женщина, чье имя было мало кому известно еще совсем недавно даже во Франции, ворвалась в мир большой политики - царство мужчин, подобно урагану.
Она родилась 22 сентября 1953 года в семье военного, и была четвертой из восьми детей. Отец придерживался системы воспитания, близкой к армейской: строгость, лишения и суровое обращение закаляют характер и делают сильным. И потому дети были бедно одеты, страдали от холода в нетопленом доме, не знали нежности. Внутренний протест против действий отца вылился в то, что Сеголен покидает дом ради католической школы-интерната, зная, что уезжает навсегда.
После двадцати лет брака ее отец требует от матери раздела имущества. Мать уходит, не взяв себе ничего. Девятнадцатилетняя Сеголен подает иск на отца с требованием выплачивать матери алименты и выигрывает дело.
После школы-интерната она поступает в Парижский институт политических наук. Это элитное высшее учебное заведение Франции - ключ к самым заманчивым политическим карьерам и трамплин для поступления в Национальную школу администрации, где готовится цвет французской политической элиты.
Сеголен блестяще заканчивает институт, и поступает в Национальную школу. Свое жизненное кредо "Я определяю цель, средства достижения - и достигаю ее" она успешно подтверждает - цели, которые она ставит для себя, не каждому по плечу.
Сеголен знакомится с молодым, но уже очень успешным социалистом Франсуа Олландом, и он становится ее гражданским мужем. Этот брак, не скрепленный печатью в мэрии, длится тридцать лет, и приносит Сеголен четверых детех. Франсуа не раз предлагал Сеголен зарегистрировать брак, однако она до сих пор отказывается сделать это. Прошлым летом один из журналистов объявил о их скорой свадьбе, и опять это оказалось "шуткой": самая звездная политическая пара Франции поспешила опровергнуть информацию.
После окончания Национальной школы администрации Сеголен и Франсуа оказались в команде лидера социалистов Миттерана, который в 1981 году становится президентом Франции. Начинается работа в Елисейском дворце.
Карьера Сеголен развивается медленно, но верно: в 1988 году она - депутат парламента, в 1992 - министр окружающей среды, в 1997 - министр школьного образования, в 2000 - министр по делам семьи и детства. В 2004 году Сеголен выиграла региональные выборы в областной совет Пуату-Шарант, оставив позади тогдашнего премьер-министра Франции Раффарена, претендовавшего на тот же пост. Победа была тем более сладкой, что Пуату-Шарант была родной областью Раффарена, и в его успехе никто не сомневался.
Между тем, пришло время выдвигать кандидатуру на пост президента страны от социалистической партии, самой крупной оппозиции правящей сегодня партии. Рассматривались самые разные персоны, с большим политическим опытом и весом, бывшие премьер-министры и министры - так называемые "исторические лидеры". Предлагали мужа Сеголен, он уже стал руководителем социалистов, и было бы логично ему побороться за кресло президента. И совсем никто не предлагал Сеголен Ройяль. Если честно, то о ней даже и не вспоминали. Тогда она предложила себя сама. Франсуа Олланд отказался от своего выдвижения в ее пользу. Сеголен вступила в борьбу и убедительно выиграла ее: партия социалистов отдала ей 60 процентов своих голосов.
Франция была потрясена, но приняла смелую и очаровательную женщину на "ура" - ее рейтинг политического деятеля и кандидата на пост президента неуклонно растет в общественном мнении. Она с блеском выдержала утомительную гонку публичных дебатов с другими кандидатами от соцпартии и в ноябре 2006 года завоевала право стать первой женщиной в истории Франции, претендующей на пост президента страны.
Сеголен привлекла на помощь двух специалистов по имиджу, которые изменили ее внешний облик к лучшему. Эти перемены незамедлительно и по достоинству оценили мужчины, отдав Сеголен шестое место в рейтинге сексуальных женщин мира.
Но одной лишь красотой и элегантностью не преуспеть в жестоком мире политики и власти, и потому Сеголен сражается за свое право быть президентом страны с помощью острого ума; яркой, живой речи; сильного, властного и одновременно сдержанного голоса; незурядной воли и самоконтроля; потрясающей работоспособности и других качеств настоящего лидера.
Она предлагает французам изменить их жизнь к лучшему с помощью глубоких перемен вместо косметических изменений, с помощью которых безуспешно пытались решать проблемы политики Франции в последние годы.
Она обещает улучшить качество жизни французов. Развивать сельское хозяйство. Увеличить ассигнования в научные изыскания и инновации. Поддерживать и увеличивать занятость. Она озабочена уровнем жизни населения и увеличением инвестиций в социальный сектор. Она обещает увелить уровень минимальной месячной зарплаты до 1500 евро, а также намерена уделять большое внимание охране окружающей среды. Она призывает французов активнее участвовать в управлении государством. Например, при помощи так называемого "народного жюри", которое могло бы контролировать деятельность руководителей страны. Она заявляет что дети - это будущее страны, и она не оставит их своими заботами. Она не любит пространные дискуссии о национальной политике и бюджете страны. В вопросах внешней политики она ориентируется больше на Европу, чем на США.
Ее соперник - влиятельный и амбициозный министр внутренних дел Франции Николя Саркози.
Николя Саркози родился в 1955 году во Франции. Его отец был венгр по национальности, получивший французское гражданство за службу во Французском иностранном легионе. На последнем году службы, незадолго до отправки в Индокитай, был демобилизован по медицинским показаниям (доктор был венгром и это неким образом повлияло на демобилизацию). Вскоре легионер женился на студентке из обеспеченной еврейской семьи. Николя стал вторым из трех сыновей. Когда ему было четыре года, отец оставил семью, чтобы забыть о ней навсегда. Мать Николя переехала в дом своего отца в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен, и дедушка заменил детям отца.
Николя учился в частной католической школе, и как говорят, весьма посредственно, в отличие от Сеголен, которая всегда училась блестяще. После школы поступил в Институт политических наук, который благополучно окончил в 1978 году, правда, без получения диплома - не хватило времени и знаний.
Его политическая карьера началась рано, когда ему было всего 19 лет, с его вступления в партию "Союз демократов за республику". В 22 года, в 1977, он стал членом городского совета Нейи-сюр-Сен. В 1979 году он становится во главе молодежного комитета по поддержке кандидата на пост президента Франции Жака Ширака. Ширак выигрывает выборы 1981 года, и с этого времени Саркози пользуется поддержкой и покровительством Ширака. В благодарность за это на выборах 1995 года Саркози поддержал не Ширака, а другого кандидата - Балладюра, у которого в самом начале избирательной кампании рейтинги были гораздо выше, чем у Ширака. Однако Ширак выигрывает выборы - и Саркози лишается своего министерского поста в правительстве, оставаясь, впрочем, мэром Нейи-Сюр-Сен, обязанности которого он исполнял с 1983 года.
В 2002 году он исправил свою ошибку на очередных выборах, и поддержал Ширака, в результате чего Ширак, после тяжелейшей президентской кампании став вновь во главе страны, назначил Саркози министром внутренних дел.
В 2004 году он оставил пост министра в связи с тем, что стал председателем правящей партии "Союз народного движения". Однако в мае 2005 года уходит в отставку кабинет министров, и Доминик де Виллипен, глава нового правительства, приглашает Саркози на пост, ранее упразденный, но воссозданный специально для него - государственного министра. Николя Саркози становится вторым лицом в правительстве, откровенно противопоставляя свои взгляды и действия первому лицу, Доменику де Виллипену.
Личная жизнь Саркози столь же причудлива и непоследовательна, как и его политика. В 1982 году он женится на девушке из корсиканской деревни, дочери фармацевта. Однако в 1984 году знакомится с женой владельца телеканала из Нейи-сюр-Сен, и вступает с ней в продолжительную связь, не порывая, однако, с женой. В 1985 году у него рождается сын, в 1987 году - второй, что не мешает Николя Саркози жить и любить параллельно. В конце концов, он разводится и через несколько лет оформляет свой брак с Сесиль - так звали соперницу его жены. Сесиль становится не только женой, но еще и советником Николя в делах, открыто мелькая за его спиной на важных мероприятиях, что совершенно не принято во французской политике. В 2005 году у Сесиль случился бурный и открытый роман, действие которого перенеслось в Соединенные Штаты. Однако в 2006 году она вновь заняла место примерной супруги Саркози, и с этого времени общественность информировали о том, что любовь вернулась (что, возможно, произошло под влиянием приближающихся выборов).
Во время внутрипартийного выдвижения кандидатуры на пост президента за Николя Саркози, который является сегодня председателем правящей партии "Союз в поддержку народного движения", проголосовали поразительно единодушно - однопартийцы отдали за него 98,1% всех голосов. Столь радужную картину омрачает лишь один незначительный, казалось бы, факт - третья часть партии, которая насчитывает более 300 тысяч членов, не принимала участие в голосовании. Кроме того, один из опросов общественного мнения показал, что у 51% французов появление Cаркози в качестве президента страны "вызывает беспокойство". Он известен как сторонник жестких мер и расширения полномочий правоохранительных органов, что часто расценивается как наступление на гражданские права. Он выступал за запрещение ношения хиджабов в школах и лицеях, но требовал отмены законы от 1905 года об отделении церкви от государства. В 2003 году предложил создать Французский совет по мусульманской религии, который финансировался бы государством, что было бы весьма странно для Франции, которая не поддерживает ни одну из религий. Он против вступления Турции в Евросоюз, но ратует за создание Средниземноморского союза, в который Турцию следует включить. Он имеет репутацию проамериканского политика, но в последнее время подвергал резкой критике действия американского президента.
В его предвыборной программе, которую отличают четкость и ясность, имеется блок весьма привлекательных и актуальных для французов социально-экономических пунктов: на посту президента Николя Саркози берется уменьшить безработицу. Сократить налог на доход 4 процента, назвав это "настоящей экономической революцией". Увеличить покупательную способность людей за счет снижения НДС. Уменьшить налоги, которыми облагаются дополнительные часы работы, как для предприятий, так и для работников (сейчас работа свыше нормы во Франции облагается более высокими налогами, что не стимулирует французов работать больше). Максимально понизить налог на наследство. Сохранить столь дорогую сердцу французов 35-часовую рабочую неделю и выход на пенсию в 60 лет.
Впрочем, из практики известно, что зачастую предвыборные обещания легко забываются со временем.
Чем ближе день выборов, тем острее борьба, тем больше новостей приносит предвыборная гонка, и многие из этих новостей суть неприятные сюрпризы то для одной, то для другой стороны. В основном это "скелеты", припрятанные в шкафах противника, которые усердно вытаскивают на белый свет сторонники главных претендентов. И если на Сеголен Ройяль трудно найти что-либо компрометирующее, настолько ясна и прозрачна жизнь этой удивительно смелой и сильной женщины, то для Николя Саркози - с точностью до наоборот. Однако далеко не все издания в стране рискуют публиковать материалы, которые открывали бы некоторые любопытные тайны возможного президента - находится мало желающих побороться с могущественным политиком.
Отношение кандидатов друг к другу никак нельзя назвать доброжелательным, и ни один из них даже не пытается делать "реверансы" в сторону противника. Саркози отзывается о Сеголен резко и нелицеприятно, а все, что предлагает и делает Партия социалистов в целом расценивает как "плохо, очень плохо". Сеголен называет предложения Саркози "опасными", а его самого - человеком, который говорит одно, а делает другое.
Саркози обвинил Сеголен в неуплате налога на имущество, что Сеголен с легкостью опровергла, опубликовав свою налоговую декларацию. Сеголен, точнее, ее муж, Франсуа Олланд, возбудил иск против Саркози о том, что используя свое положение министра внутренних дел, он отдал распоряжения своим специальным агентам собирать компромат на политическое окружение Сеголен. В ответ на это Саркози посоветовал супружеской паре "беречь нервы и сохранять спокойствие". На персональном сайте Саркози есть большой раздел "АнтиСего". На сайте Сеголен -раздел чуть поменьше "АнтиСаркози". Саркози ставят в упрек роман его жены и ее отъезд в США. Он уверяет, что "Сесиль - часть меня, мы одно целое". Саркози любит выражение "моя Франция". Сеголен призывает соотечественников не доверять ему
Не остаются в стороне и кандидаты от других партий, которые до этого не считались за серьезных соперников в президентской битве; теперь же они стараются "урвать" себе часть голосов избирателей выступлениями, поездками по стране и иными акциями.
С каждым днем накал борьбы все выше, голоса все громче, обещания - пышнее, обвинения - серьезней, и все это вместе взятое есть ничто иное, как стремление к власти, к возможности править одной из крупнейших и значительных стран в Европе - Францией.
Что лежит в основе этого стремления - сделать жизнь французов лучше, а страну сильнее и богаче, или же удовлетворение личных амбиций столь значительным способом как кресло президента, покажет лишь время.
Надежда БОЕВА, собственный корреспондент “Русской Америки", NY во Франции
|