№ 396

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Сомкнувшиеся параллели
У нас, в Техасе
Из Швеции с любовью
Вы слышали как поет дудук?

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

ВЫ СЛЫШАЛИ КАК ПОЕТ ДУДУК?

День Варпета (Мастера) Рубика начинается так: с сигаретой в одной, с чашкой кофе в другой руке он усаживается поудобнее в свой неизменный стул, закрывает глаза и мысленно чертит контуры будущего инструмента. Хотя нет, не каждый день так начинается, а только те дни, когда Варпета посещает Муза. Ведь по его утверждению, дудук нужно мастерить только когда очень этого хочется, а то у инструмента не будет души.

В такие дни Варпет Рубик допивает кофе, затем проверяет уже готовые инструменты. Дудук наполовину скрывается в его крупных руках, и протяжная мелодия наполняет мастерскую. Теперь можно перейти к станкам и инструментам, к процессу создания очередного шедевра.

Варпет Рубик мастерит дудук уже 45 лет. Он - самоучка. Пятьдесять лет назад он, тогда молодой парень, пас своих коров в одной из окраин Еревана и чтобы не скучно было, играл на собст-венноручно смастеренной свирели. Однажды его застал за этим занятием музыкант Аветикян и пригласил играть в Дом Культуры. Парень согласился, а в годы игры в Доме Культуры пришло и увлечение дудуком.

«Тогда, в 50-ых годах, - вспоминает Мастер, - только двое людей во всей Армении делали свирель. Они делали на глаз, музыкант сам должен был настроить инструмент и установить звук. А дудук мастерили у дверей базаров некомпетентные люди. Редко кто играл на дудуке».

Так молодой музыкант решил сам изготавливать для себя дудуки. В его полуподвальной мастерской собраны дудуки разных годов, смастеренные ими, весь его путь от неопытного юноши, испробавшего разные сорта дерева и испортившего не один инструмент, до опытного мастера.

Первый дудук был изготовлен из бамбука, из одного цельного куска. Но бамбук - далеко не самый подходящий материал для дудука.

«Бамбук – водное растение, - говорит Варпет Рубик, - а значит, очень чувствителен к влажности. Когда растение впитывает влагу, изменяются его параметры, оно деформируется. Вследствие этого меняется звучание дудука».

Нынешний дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка - трости. Трубку дудука мастерят из дерева, а съемный двойной язычок или трость - из бамбука. Самый «правильный» дудук получается из 50-60—летнего абрикосового дерева.

После того, как дерево срубили, бревна нужно сушить в темном помещенни без сквозняков. Процесс сушки длится 1-2 года. Потом вырезываются квадратные бруски, закругляются на токарном станке, делаются дырки на корпусе, готовится головка для трости, корректируется звучание.

Репродуктор звука – трость в звучании дудука занимает место не менее важное, чем трубка. Варпет Рубик говорит, что бывает два вида бамбука: самец и самка. Самка слабая и покорная, как женщина и именно из нее следует вырезать трость.

Дудук – единственный национальный инструмент, в истинно армянском происхождении которого не приходится сомневаться, в один голос утверждают дудукисты, историки и любители. Остальные инструменты пришли из арабских и находящихся на Шелковом Пути странах. Армяне в свою очередь, путешествуя, расспространили дудук в Персии, Турции, Балканах, Азербайджане, Средней Азии. В этих странах на протяжении веков дудук потерпел определенные изменения.

Сторонники этого утверждения приводят в доказательство звучание инструмента: дудук выражает душу армянского народа, его прошлое, настоящее и будущее. Никакой инструмент не в силах рассказать об армянах так искренне и красноречиво, как дудук.

«Американцы,японцы множество раз пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, - говорит всемирно известный дудукист Дживан Гаспарян, - но это никогда не удавалось им до конца. Это значит, что дудук – богоданный инструмент».

Может быть, и так, особенно, если учесть, что точная дата создания дудука неизвестна никому. Однако легенд и мифов вокруг этого не счесть.

В 1990-ых годах группа армянских археологов обнаружила духовой инструмент, сделанный из кости аиста. Ученые утверждают, что это далекий предок дудука.

Некоторые историки утверждают, что дудук появился 1000 лет назад до рождения Христова, даже раньше старейшего королевства Урарту. В Матенадаране, музее старинных рукописей, есть миниатюры, где люди играют на духовых инструментах. Историки предполагают, что это либо дудук, либо его предок. Некоторые уходят еще дальше, утверждая, что на дудуке играли еще в Ноевом ковчеге.

По одной из версий, дудук изначально назывался циранапох (циран – абрикос, пох - трубка) и в дудук превратился в 1920-ых годах с легкой руки русских, которые труднопроизносимое для них слово переименовали в дудук от слова дудка.

Бог знает, какая из этих версий верная. Доподлинно известно лишь то, что нынешний дудук создан армянским музыковедом Варданом Бнуни в 30-ых годах 20-ого века.

Говорят, раньше к дудуку не относилисть серьезно и дудукисту даже не давали девушку в жены, презрительно называя его зурначи.

Первыми дудук подняли на большую сцену, тем самым изменив его статус, дудукисты Левон Мадоян и Маркар Маркарян.

В Армении на дудуке играют на самом торжественном и самом печальном событии для армянина: на свадьбе и похоронах.

На торжествах, похоронах и концертах обычно бывает два дудукиста: солист и дамкаш. ”Дам” в переводе означает дыхание, подпевание. Дамкаш, используя особый способ беспрерывного звукоизвлечения, создает своеобразный фон солисту-дудукисту.

Сегодня дудук завоевывает все большую популярность в мире. Музыка дудука востребована в голливудских фильмах. Основу этому в 1988 году положил фильм «Послледнее искушение Христа», музыку к которой написал Питер Габриель. Он использовал в фильме музыку дудукиста Ваче Овсепяна. Потом был «Ворон», «Халк», кассовый фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», «Гладиатор», «Александр», «Мюнхен», «Евгений Онегин» и другие.

В «Гладиаторе» и других более 30-и картин звучит дудук в исполнении Дживана Гаспаряна. В том, что и Дживан Гаспарян, и его дудук сейчас пользуются в мире большой популярностью, тоже замешан Питер Габриель.

В 1982 году Браян Ино и Питер Габриель приехали в Москву с целью услышать все народные инструменты 15-ти советских государств.

«Тогда грамофонные записи делались только в Москве, - рассказывает Дживан Гаспарян, - и из армянских дудукистов там записывались только я и Ваче Овсепян. Им понравились мои записи и их продали англичанам. Англичане же пригласили меня в Лондон, где состоялся мой первый концерт в английской церкви».

В 1985 году состоялся сольный концерт Дживана Гаспаряна в Армении. Это был первый сольный концерт дудука. Потом уже посыпались приглашения от голливудских режиссеров, записи с Лайонелом Ричи, Брайаном Меем, Стингом и другими.

В 2005 году ЮНЕСКО включил армянский дудук в программу "Часть нематериального наследия человечества".


Асмик ОГАНЕСЯН,
собственный корреспондент “Русской Америки, NY”
в Армении

наверх
вернуться к содержанию номера

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2007 Russian America, New York