17 июня 2009 года этот старинный московский особняк - дом под номером 11 в Армянском переулке - посетил министр культуры Александр Алексеевич Авдеев. В изысканном Каминном зале возрожденной усадьбы прошло первое заседание Общественного совета по детской культуре при Министерстве культуры РФ под председательством самого министра. Перед началом заседания министр вместе с писателем Альбертом Анатольевичем Лихановым возложили корзину с цветами к бюсту Ф.И.Тютчева работы московского скульптора, заслуженного художника России Юрия Филипповича Иванова, установленному во дворе усадьбы архитектором Еленой Валерьевной Степановой шесть лет назад - в 2003 году - к 200-летнему дню рождения великого поэта.
В последние годы мы привыкли - старинные московские особняки все чаще занимают посольства или банки. А в этой усадьбе вот уже 22 года работает учреждение совсем другого типа - Российский Детский Фонд, созданный в 1989 году Постановлением Правительства после многочасового доклада о состоянии детства в СССР, сделанного писателем Альбертом Лихановым, собиравшим эти факты не одно десятилетие.
В том, что в этом доме поселился Детский Фонд, возглавляемый замечательным писателем, есть и символика, и мудрая закономерность. В шестидесятые годы ХУП столетия постоянным гостем старинной части этого особняка - боярских палат - оказывался один из первых профессиональных восточнославянских писателей и педагогов - белорусский монах Симеон Полоцкий, учитель детей царя Алексея Михайловича, мудрый наставник наследника - царевича Федора. А боярские палаты принадлежали Илье Давыдовичу Милославскому - дедушке царевича. Когда выросшая в этих палатах царица Мария Ильинична умерла после тяжелых родов, именно Симеон Полоцкий написал трогательные "Френы" - "Плачи" ее памяти, настоящую поэму, подражая великому польскому поэту Яну Кохановскому, оплакивавшему в похожих виршах смерть малолетней дочери.
И сегодня этот много раз перестраивавшийся и реставрировавшийся дом хранит великие тени прошлого. Эти древние стены помнят и неторопливую поступь царя Алексея Михайловича, и легкие шаги болезненного царевича Федора и решительную поступь царевны Софьи… Даже влиятельный глава Приказа Иностранных дел, эрудит и западник боярин Артамон Сергеевич Матвеев и будущий император Петр Первый посещали эти белокаменные палаты.
В конце 1970-х годов реставраторы через проем, пробитый в толще стены, обнаружили крутой и глубокий спуск, завершившийся четырьмя просторными белокаменными палатами площадью около пятисот квадратных метров. Красный терракотовый изразец потвердил догадку реставраторов: эта часть здания сохранилась с ХУ1 столетия!
Илья Милославский пережил и столь ценимого им писателя и просветителя Симеона Полоцкого, умершего в 1680 году, и собственного любимого внука Федора Алексеевича, успевшего недолго побыть царем. Боярин умер в 1689 году, когда к власти пришел семейный клан его соседей и соперников - Нарышкиных, родственников второй жены царя Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны, матери юного царевича Петра, и двор был взять в казну.
В 1790 году усадьбу купил князь Иван Сергеевич Гагарин, флота капитан. Он пригласил обновить и перестроить ее уже признанного тогда архитектора - М.Ф.Казакова, который решительно изменил ансамбль дома в соответствии с новыми вкусами влиятельных придворных особ. В новый особняк талантливый архитектор органично включил часть прежнего строения. Главный дом и сегодня расположен в глубине парадного двора. Он симметрично ограничен протяженными флигелями и украшен балконом на невысоких, широко расставленных колоннах. Классические оконные проемы смотрятся строго и элегантно, скромный декор деликатен и ненавязчив. Покрашен особняк в серо-голубой цвет.
Вскоре обновленная усадьбы уже принимала именитых гостей - князь Иван Сергеевич Гагарин приятельствовал с историком, воспитателем царевича Константина Николаем Михайловичем Карамзиным и ректором Московского университета Иваном Петровичем Тургеневым.
До наших дней сохранилась старинная лестница с оригинальным двусторонним освещением, единственная казаковская лестница допожарной Москвы, - члены Общественного совета во главе с министром А.А.Авдеевым именно по ней поднимались в Каминный зал.
Спустя 20 лет удивительный дом снова сменил владельца. На этот раз его купила Екатерина Львовна Тютчева (1776-1866) - мать шестерых детей, один из которых - тогда семилетний Феденька - станет великим русским поэтом.
Словно сама судьба хранила усадьбу, навсегда связанную с историей отечественной литературы, - пожар 1812 года не коснулся ее.
Помнят своды этого дома и взволнованный голос учителя и наставника, вскоре ставшего достойным старшим другом юного Федора Тютчева - поэта, переводчика, знатока древних языков, издателя журнала Семена Егоровича Раича, приезжавшего сюда к своему талантливому ученику. Начинающий стихотворец в четырнадцать лет, под влиянием талантливого учителя, стал переводить Горация, Шекспира, Гете, из современных поэтов выделяя Гаврилу Романовича Державина и Василия Андреевича Жуковского.
А в 1817 году усадьбу Тютчевых посетил кумир юного поэта - сам Василий Андреевич Жуковский, как и его белорусский предшественник, поэт-просветитель Симеон Полоцкий, исполнявший в царской семье роль учителя-наставника наследника престола. Знаток московских древностей, писатель Юрий Нагибин напоминал новым владельцам дома, что усадьбу Тютчевых посещал также близкий друг Пушкина поэт Петр Вяземский, университетский товарищ Федора Михаил Петрович Погодин, профессор университета поэт Алексей Федорович Мерзляков, автор знаменитой песни "Среди долины ровныя…". Бывал в тютчевском доме и Николай Васильевич Гоголь, друживший с Надеждой Николаевной Шереметевой - тетушкой Ф.И.Тютчева.
Удивительно ли, что уже год спустя, в 1818 году пятнадцатилетний Федор Тютчев избирается полноправным сотрудником Общества любителей российской словесности, а через три года он закончит Московский университет, получив степень кандидата словесных наук.
Одаренному филологу и поэту в то время было всего лишь восемнадцать лет… Спустя полгода он покинет родительскую усадьбу навсегда - распределенный, как и старший его четырьмя годами А.С.Пушкин, в Коллегию иностранных дел, юный Федор Иванович будет отправлен в Мюнхен в должности сверхштатного чиновника при дипломатической миссии.
Кроме поэзии, в доме нередко царствовала педагогика - в конце 1812 года здесь размещалась Московская практическая академия коммерческих наук - учебное заведение для детей мещан и купцов. Спустя годы повзрослевший Федор Иванович Тютчев будет холодно относиться к различным революционным идеям переустройства общества, может быть, именно потому, что в его родовом гнезде эти идеи обсуждались на самом серьезном уровне. Ведь здесь бывали философ - первый русский диссидент Петр Чаадаев, декабрист Д.И.Завалишин, оставивший такие грустные записки о декабристах, прочитав которые Л.Н.Толстой передумал писать продолжение "Войны и мира". Здесь нередко подолгу жил член "Союза благоденствия" М.М.Шереметев, а женатого на сестре Михаила Михайловича Авдотье Васильевне декабриста И.Д. Якушкина арестовали 2 января 1826 года именно в этом особняке.
В 1831 году дом купил близкий к митрополиту Московскому Филарету человек - бывший бригадир, известный благотворитель Дмитрий Петрович Горихвостов. На судьбу усадьбы, как гласит предание, повлияла задушевная беседа владельца роскошного поместья с мудрым владыкой, который на вопрос: "Учитель благий, что сотворю, да живот вечный наследую?", - не раздумывая, посоветовал: "Нищия и бескровныя введи в дом твой…" Такова история возникновения в бывших боярских палатах вскоре ставшей лучшей в Москве "Горихвостовской богадельни".
Уже через год обширные палаты Милославского, в течение 20 лет (1810-1830) служившие родовым гнездом великому русскому поэту Ф.И.Тютчеву, были преобразованы в богадельню для вдов и сирот духовного звания. В обширной усадьбе на смену просторным жилым апартаментам пришли крохотные комнатушки - заботливой рукой здесь было организовано "62 места для одиноких и 75 комнат для семейных", что позволило поселить в усадьбе 180 престарелых вдов и девиц духовного звания. По милости Горихвостова, обитательницы созданного им "Дома призрения", помимо полного обеспечения, получали ежемесячно по два рубля на личные расходы.
В Итальянском зале на втором этаже северного крыла здания 2 октября 1832 года митрополит Московский Филарет освятил домовую церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. На потолке апсиды тогда же была сделана роспись - "Спас с предстоящими", на стенах - фрески с изображением ликов пророков и евангельских сюжетов. Одна из них - лик апостола евангелиста Матфея - сохранилась до нашего времени. она была обнаружена под побелкой в 1979 году, извлечена и отдана на реставрацию.
Уже в советское время - в 1920-х годах - богадельня была преобразована в Дом соцобеспечения имени Н.А.Некрасова. Так Ф.И.Тютчев и Н.А.Некрасов, похороненные рядом на Новодевичьем кладбище в Петербурге вблизи церкви во имя Казанской Божией Матери, объединенные в начале ХХ века в знаменитом труде Дмитрия Мережковского "Две тайны русской поэзии", были произвольно "зарифмованы" большевистскими реформаторами города, ставшего столицей советского государства. Молодые сатирики Илья Ильф и Евгений Петров вскоре осмеяли лишенную храма богадельню под видом Дома собеса, возглавляемого двумя "голубыми" воришками, в популярном романе "Двенадцать стульев".
В 40-е годы прошлого века обитатели богадельни отошли в мир иной, и на ее месте возникла обыкновенная "коммуналка" (церковный зал также был тщательно поделен на коммунальные квартиры), сродни "Вороньей слободке", карикатурно выведенной теми же авторами, и унылый магазин эпохи глобального дефицита продуктов.
Только в 1979 году, после выселения жильцов, началась реставрация усадьбы, стоящей сегодня на государственной охране под № 408. Тогда ею занималась архитектор-реставратор Н.В.Ильенкова, увидевшая в этом памятнике истории и зодчества прихотливое соединение разных эпох и стилей, где угадывался и почерк великого Матвея Казакова, и фрагменты боярских палат ХУП века…
Реставрация длилась 11 лет, южный флигель еще оставался в развалинах, когда в 1990 году особняк был передан Российскому (тогда - Советскому) Детскому Фонду. И в усадьбу пришел еще один замечательный писатель, автор блистательных книг для подростков и юношества, лауреат государственной премии Альберт Лиханов. Как и Симеон Полоцкий, он всерьез увлечен педагогикой - недаром удостоен высокого титула действительного члена Российской Академии Образования: книги "Драматическая педагогика", "Жизнь перед жизнью, или преддетство" стали событиями в отечественной педагогике.
Писатель Лиханов ощущает себя наследником великой культуры. Поэтому к дому Тютчева он отнесся как к святыне, которая бережно хранится для потомков - само прикосновение к ней юных душ благотворно и промыслительно. При поддержке подвижницы, сегодняшней хранительницы Тютчевского дома Нелли Константиновны Кузнецовой и талантливого архитектора-реставратора Елены Валерьевны Степановой, дважды восстановившей колокольню Ивана Великого и Опекунские палаты, были возрождены за пятнадцать лет из руин уникальная анфилада на втором этаже особняка, изысканный Каминный зал, классический Итальянский - с домовым храмом, воссоздан мемориальный кабинет Ф.И.Тютчева.
Теперь здесь часто бывают школьники, студенты, научные сотрудники музеев. Блестя любопытными глазами, благоговейно проходят они по мемориальным комнатам семьи Тютчевых, осторожно осеняя себя крестом, крестясь, вслед за директором программы "Тютчевсий дом" Российского Детского Фонда Нелли Константиновной Кузнецовой - на алтарь возрожденного храма и на почитаемый несколькими поколениями семьи Тютчевых образ Казанской Божией Матери ХУШ века, украшающий сегодня рабочий кабинет неизменного главы детского фонда - писателя Альберта Лиханова, в 2005 году за свои труды по охране детства в эпоху государственной и экономической смуты награжденного орденом Серафима Саровского. В 1988 году эта икона была подарена Детскому Фонду в плачевном состоянии - утраченная почти на восемьдесят процентов. Умелый мастер из реставрационных мастерских имени Игоря Грабаря возвращал ей первоначальный облик в течение долгого времени.
7 декабря 2004 года, по благословению патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, протоиерей, настоятель церкви Николы в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее Николай Соколов совершил обряд освящения храма во имя Димитрия Солунского и отслужил в возрожденной домовой церкви Божественную Литургию. Иконописец из Софрино Мария Кутовая написала в дар Тютчевскому дому икону великомученика Димитрия Солунского и три образа - Деисус Вседержитель, Богородица и Иоанн Предтеча.
Особо задерживаются школьные экскурсии в Каминном зале перед памятной доской: "Имена граждан и организаций, которые в 80-90-е годы ХХ века внесли материальный и духовный вклад в восстановление "Городской усадьбы" ХУШ века князя И.С.Гагарина". Ниже увековечены конкретные фамилии подвижников-реставраторов и щедрых дарителей: Наталья Ильенкова, Елена Степанова, Валерий Витошнов… Московский колледж художественных ремесел, Евгений Пархаев (Софрино), певица Ирина Архипов, протоиерей Николай Соколов…
Еще один урок достойного отношения к наследию предков, который не вычитаешь в школьных учебниках!
Лола ЗВОНАРЕВА, доктор исторических наук, академик РАЕН, секретарь Союза писателей Москвы, для “Русской Америки, NY”
|