№ 420

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
ПРО отступила. Что дальше!
В тютчевском доме
Язычники
Айтматов - мой великий соотечественник

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

СТРАНИЧКА ПУТЕШЕСТВЕННИКА

ЯЗЫЧНИКИ.

Мир, в котором мы живем, кажется нам привычным и знакомым. Но стоит сделать шаг в сторону, как выясняется, что мы знаем о нем далеко не все.

Перед самой отправкой в Афганистан мой наставник (разведчик и известный писатель) Александр Александрович Щелоков подарил мне на память книгу афганских сказок и легенд. В сказках хранится душа и ключ к пониманию любого народа, сказал он мне на прощание. И посоветовал никогда не забывать, что на языке моих новых "друзей" разговаривали и писали свои труды Фирдоуси, Ибн-Сина Авиценна и многие другие великие мудрецы прошлого. И что страна, в которую я направлялся, была далеко не так "проста", как казалась на первый взгляд...

Уже седьмой год в Афганистане шла война. Вдоль дорог, по которым проходили наши военные колонны, мы видели афганские кишлаки и их жителей. Можно было по-разному относиться к тем, кто днем работал на своих полях, а по ночам стрелял нам в спину. Но мы не могли не заметить удивительного трудолюбия афганцев. И при этом их поразительную бедность, практически нищету. Натуральное хозяйство, крошечные клочки земли, которые дехкане обрабатывали вручную. Деревянные сохи, окованные железом. Виноград, который во многих семьях был единственной "валютой". Ибо только на проданный кишмиш (высушенный виноград) афганцы могли купить иголки, керосин, соль, спички, дрова (да, дрова в Афганистане были одним из самых "ходовых" товаров) и другие необходимые в хозяйстве предметы.

Отсутствие больниц и школ в подавляющем большинстве населенных пунктов. Почти стопроцентная безграмотность сельских жителей. Такой эта страна осталась в памяти многих моих товарищей...

Тогда мы и не подозревали, что буквально в нескольких десятках километров от нас может быть совсем другая жизнь. Красивые дома, роскошные сады с фонтанами под бескрайним, чистым, а главное, мирным небом.

Мне посчастливилось увидеть Афганистан немного с иной стороны. Узнать местных жителей и то, что многие годы они так успешно скрывали и до сих пор скрывают от посторонних глаз.

Началась эта история с того, что в разведотделе мне рассказали об одном человеке, с которым нам предстояло провести бок о бок последующие двадцать шесть месяцев. О "простом" дехканине, окончившем Оксфорд, проработавшем несколько лет в Японии и Китае, бывшем преподавателе Кабульского политехнического института.

Задумывались ли мы тогда о том, сколько таких вот "простых" дехкан встречалось нам на нашем пути? На улицах афганских городов, в кишлаках, в горах? В обычных одеждах, неприметные на первый взгляд.

Так более двадцати лет назад моя военная судьба свела меня с представителем одного древнего и необыкновенного племени. Точнее, это было даже не племя, а "тени" индийского похода Александра Македонского. Потомки его воинов, его славы и величия...

В своей статье "Секреты горного племени", опубликованной в “Русской Америке”, я уже рассказывал о калашах. Точнее о той части племени, которая во времена "просветительского" похода кабульского эмира Абдуррахман-хана в 1895 году переселилась на северо-восток Афганистана. Когда эмир пошел с походом на калашей, те обошлись с ним довольно сурово: собрав все, что было можно, они исчезли... И кроме древних стариков, оставшихся в брошенных селениях, обращать в "истинную" веру оказалось некого. Тем временем сами калаши прошли встречным маршем чуть севернее войск эмира, основательно пограбив его обозы, а затем на долгие годы осели на его землях (и лишь небольшая часть племени вскоре вернулась на свои исконные земли). Этот виртуозный в тактическом плане, бескровный по исполнению и, к тому же, довольно прибыльный по результатам (утраченные обозы обошлись Абдуррахман-хану очень дорого, цель его похода достигнута не была, калаши же, сохранив за собой свои земли, приобрели еще и новые) вид боевых действий надолго отвадил соседей калашей от попыток навязывать им свою волю.

Да, я уже рассказывал об этих необыкновенных людях, их традициях и обычаях. Об оздоровительной системе, благодаря которой средняя продолжительность жизни калашей вдвое превышает продолжительность жизни в соседних племенах. По просьбе своих читателей сегодня я расскажу о другой стороне их жизни. Об их семейном укладе и кое-что еще...

Сохранив языческие корни веры своих предков (они были сторонниками многобожия), калаши смогли гармонично и очень творчески присоединить к ним все лучшее, что было у их соседей.

Как бы кощунственно это не звучало, но великие Будда, Иисус Христос и Магомед занимали в их системе многобожия место равных среди многих. Возможно, калаши просто не смогли постичь всех глубин этих религий? А может быть, они всего лишь снова нашли иной Путь в Вере?

Но такой подход к вопросам веры освобождал их от клейма вероотступников (коим непременно заклеймили бы любого человека, перешедшего из христианства в ислам, или из ислама, к примеру, в буддизм). И позволял им значительно расширить границы их мироздания. К тому же, стоит отметить, что за всю историю своего существования, калаши никогда не пытались насильно обратить кого-либо в свою веру. А потому никогда не организовывали ни крестовых походов, ни священного джихада. Считая, что солнца, неба, земли и богов хватит для всех. Что нужно просто жить, любить и творить. И верить в лучшее. А убивать других ради этого вовсе не обязательно.

Вы скажете, что все это проявление малодушия и трусости? Не спешите с выводами. Предки калашей были прославленными воинами Александра Македонского. И воевать умели, как никто другой. Но за многие века своего пребывания на неспокойном Шелковом пути, калаши научились виртуозно использовать "невоенные" способы разрешения конфликтов. А редкие ситуации, когда без оружия было не обойтись, всегда разрешали "малой" кровью. Ибо считали самым большим достоянием племени, не богатство и землю, а своих соплеменников.

Что интересно, в племени не было вдов. Если у калашей погибал мужчина, жена должна была сорок дней оплакивать его кончину. Затем в течение полугода она могла снова выйти замуж за любого мужчину племени. Если за это время женщина не находила достойного претендента на свою руку и сердце, она становилась женой старшего брата погибшего. Он же усыновлял ее детей. Вы скажете, это слишком примитивно? Возможно. Но знаете ли вы, что такое одиночество? Беспросветное, на долгие, долгие годы... На которое были обречены женщины других племен, потерявшие своих мужей. Стоит отметить, что благодаря этой традиции в племени не было не только вдов. Но и беспризорных детей.

Среди множества богов, особо почитаемой у калашей была богиня Любви. Возможно, причиной тому было отсутствие российского центрального телевидения в этом племени? С нашими бесконечными "мыльными операми", сериалами подобными "Дому-2", хрониками криминальных происшествий... Чем было занимать бедным калашам уйму свободного времени, которое так безжалостно забирает наше ТВ, как не поклонением этой богине?! Долгими осенними или зимними вечерами...

Как говорил когда-то мой друг Роберт Шекли, мы не хуже и не лучше остальных. Мы разные. Разумеется, в чем-то калаши немного отличаются от всех нас, но есть у нас и нечто общее. Два выходных в неделю, которые изредка, но случаются даже у самых занятых людей. И два дня в неделю, которые калаши посвящали своей любимой богине. Остальные дни уже не были у них столь праздничными. Обычные будни...

В будни жена традиционно делала массаж своему любимому мужу. Затем муж делал массаж своей любимой жене. Незаметно массаж превращался в любовные игры. А там и до занятий любовью было уже рукой подать.

При этом, по убеждениям калашей, в процессе занятий любовью вырабатывалась "тонкая" (божественная) энергия, которую необходимо было реализовывать в творчестве.

Другими словами, после "этого" супруга шла готовить ужин в "мужниной" рубахе. Кстати, и у нас многие девушки любят после этого "щеголять" в рубашках своих возлюбленных. Калаши же считали, что духи-защитники мужа, таким образом, получали возможность распространить свой протекторат на тех, кто ему дорог. Хотя, думаю, что на самом деле все было гораздо проще - вместе с потом мужа, супруга получала микродозы веществ, стимулирующих ее иммунную систему.

И это было понятно. Проживая в условиях высокогорья и большой удаленности от медицинских учреждений, калаши были вынуждены на протяжении многих веков собирать и бережно хранить не только методы лечения, но в первую очередь способы профилактики различных болезней...

Пока жена готовила ужин, муж занимался каллиграфией, резьбой по дереву или кости, рисовал картины, ковал в небольшой домашней кузнице какие-нибудь забавные безделушки. Не трудно догадаться, что благодаря своей любимой богине и покровительству той самой "тонкой" энергии, в таком состоянии, ужин у жены получался гораздо вкуснее, а поделки мужа превращались в настоящие шедевры. Да, вы и сами знаете, как это важно уметь не только разрушать, но созидать и творить. И тем более, делать все это с ЛЮБОВЬЮ.

Не открою большой тайны, если скажу, что у калашей мужья довольно часто готовили ужин сами, а жены тем временем могли рисовать, что-то вырезать, заниматься ковкой. В этом не было ничего предрассудительного. Ведь многие блюда мужья готовят гораздо лучше жен. К тому же, все это было некой разновидностью любовных игр. А калаши были убеждены, что без подобных игр мир был бы слишком скучен, сер и однообразен...

Вы спросите, почему я не люблю представителей этого племени? А вы бы как к ним относились, узнав, что после ужина и небольшого перерыва они снова занимались любовью?! И в этом причудливо проявлялось широко распространенное в племени понятие Нитен (в переводе с японского - Два неба - я уже рассказывал об этом понятии в своей статье "Секреты горного племени"). Калаши считали, что "второй раз" символизировал иной путь. И тоже расширял их возможности и ощущения.

И все это называлось у них "буднями"! Страшно подумать, что "творили" эти люди в те два дня, которые они посвящали богине Любви?!

А в эти дни они совершали походы в любимые места, ходили в гости к друзьям, дарили друг другу подарки, общались с детьми. В эти дни в их домах было множество цветов, горели свечи и ароматические палочки. Это были дни, когда калаши сами становились чем-то похожими на богов. Они посвящали это время друг другу...

Да, было время, когда я гордился тем, что живу в самой замечательной стране на свете. Что Юрий Гагарин первым побывал в космосе, что мы строим самое справедливое общество. Но, вернувшись из Афганистана, я впервые задумался о том, что что-то не так в нашей жизни. Мы постоянно что-то строим, защищаем, восстанавливаем, но не живем.

Сейчас нам говорят о необходимости полета на Марс, о нанотехнологиях, о необходимости поддержки банковского сектора, о строительстве олимпийских объектов. О многом говорят... Разумеется, все это нужно. Но даже самые светлые идеи не могут быть самоцелью. Ради которой в пекло войн и реформ бросаются все новые и новые жизни и судьбы.

Благодаря калашам я понял одну простую вещь - жить и творить нужно в первую очередь для людей. Чтобы мы, наши дети и внуки жили долго и счастливо. Жили здесь и сейчас. И не в том светлом будущем, которое нам каждый раз обещают. Но которое, по непонятным причинам, так и не наступает.


Александр КАРЦЕВ,
член Союза писателей России,
для “Русской Америки, NY”

наверх
вернуться к содержанию номера

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2009 Russian America, New York