Нынешний разлив нефти в Мексиканском заливе может иметь разрушительные последствия для "Бритиш петролеум", природы и экономики побережья и даже для президента США.
Около 200 тыс. кв. километров вод Мексиканского залива в настоящее время закрыты для рыбной ловли. (Для сравнения территория целого штата Флорида на 30 тысяч кв. км меньше). Таким образом, разлив нефти, начавшийся после взрыва на глубоководной скважине Deepwater Horizon компании "Бритиш петролеум" 26 апреля, приобретает все более угрожающие последствия.
Эта экологическая катастрофа еще не обрела статуса самой крупной в регионе - и в мире тоже. Тут первенство пока удерживает драматический многомесячный выброс нефти, случившийся в 1979 г. на прибрежной буровой установке "Иксток", принадлежавшей мексиканской госкомпании Pemex. Тогда в море за 290 дней выплеснулись рекордные 140 млн. баррелей сырой нефти.
Из Deepwater Horizon, по разным оценкам, вылилось за первый месяц от 21 до 45 млн. галлонов нефти. Но с учетом того, что даже самые оптимистичные прогнозы не обещают полностью перекрыть утечку нефти до конца августа, печальный рекорд "Иксток", как предсказывает Тэд Пацек, глава кафедры нефтехимии и геофизики на инженерном факультете университета в Остине, "может быть превзойден, со всеми вытекающими в прямом и переносном смысле этого слова последствиями".
Вплоть до банкротства...
69, 091 млн. долл. должна выплатить "БП" до 1 июля американской администрации за участие федеральных ведомств США в борьбе с нефтяным разливом. Еще 170 млн. составили выплаты штатам, принимающим защитные меры от грозящего экологического бедствия. В 780 млн. оцениваются собственные расходы корпорации на укрощение разбушевавшейся скважины и первую фазу очистительных работ. В целом на 1 июня экстренные затраты "БП" приблизились к миллиарду долл. И это только начало. Как подсчитали аналитики из Credit Suisse, на одну зачистку последствий понадобиться еще от 11 до 17 млрд. долл., а на выплаты компенсаций за экономический ущерб рыболовной отрасли и туризму - еще не менее 14 млрд. Что в итоге дает цифру до 31 миллиарда долл. Даже для такого гиганта, как "Бритиш Петролеум" сумма не хилая. Неудивительно поэтому, что акции корпорации подешевели на международных биржах уже на 40 процентов и никто не берется предсказать, насколько глубоким будет их дальнейшее падение.
Эти сами по себе неблагоприятные новости усугубляются угрозами криминальных расследований деятельности "БП" и ее партнеров по бурению и обслуживанию скажины - Transocean и Halliburton - и по ее эксплуатации - Anadarko Petroleum и Mitsui - со стороны министерства юстиции США. Напомним, что в свое время предъявление обвинений в уголовно наказуемых деяниях почти мгновенно привело к краху, казалось бы, процветающей и устойчивой аудиторской фирмы Arthur Ander-sen.
По словам министра Эрика Холдера, есть признаки того, что владельцы скважины подпадают под действие по крайней мере двух американских законодательных актов - "Закона о чистоте воды" и "Акта о нефтяном загрязнении" от 1990 г. В соответствии с ними на каждый вылившийся баррель нефти может быть наложен штраф в размере 1100 долл. и даже больше, если будет доказано "преступное пренебрежение".
Кроме того, потенциальные криминальные деяния поставят под угрозу не только будущие, но и действующие разрешения и лицензионные соглашения, полученные причастными к ЧП на Deepwater Horizon фирмами от федеральных ведомств и властей на уровне штатов. Теоретически, утверждают некоторые эксперты, "БП" и ее партнеры по бизнесу юридическим путем могут быть выдавлены из бизнеса в Мексиканском заливе. Комбинация всех неблагоприятных факторов может стать роковой для британского нефтяного гиганта. Хотя большинство инвесторов на Уолл-стрит пока считают, что "БП" в конце концов оправится после пережитого, тем не менее 25 проц. опрошенных телеканалом CNBC уверены, что корпорации не избежать банкротства, а еще 12 проц. предсказывают худшее - ее полный крах.
Сбои в хозяйственной цепи
И все же очевидные и вероятные проблемы "Бритиш петролеум" не идут ни в какое сравнение с прямыми и непосредственными угрозами, с которыми столкнулись экосистемы региона и хозяйственная деятельность населения побережья. На кону оказалось выживание тысяч бизнесов, дающих работу десяткам тысяч людей и вовлекающих в оборот миллиарды долларов.
По данным Чарльза Колгана из группы "Национальных океанических экономических программ", американские прибрежные районы от Техаса до Ки-Уэста (Флорида) вносят в американский ВВП 1 млрд. долл. за счет коммерческого лова рыбы и других морепродуктов и 13 млрд. долл. за счет туризма и индустрии отдыха и развлечений. Функционирование этого механизма в одних местах сильно нарушено, а в других замерло вообще. Временные работы по очистке берегов, которыми "БП" временно заняло бывших рыбаков и служащих отелей и курортов, не могут заменить порушенного образа жизни и занятий. А главное - не могут заглушить тревогу, как долго все это может продолжаться.
Причем даже там, где лов рыбы или сбор устриц и креветок продолжается, проявляется побочный эффект предубеждений. В ресторанах США появились таблички "Мы не подаем морские продукты из Луизианы", а рыбные фирмы-поставщики отказываются от контрактов с луизианскими и другими прибрежными рыбаками. А предубеждения, как известно, иногда изживаются гораздо дольше, чем физический или материальный ущерб.
И местная нефте-газовая промышленность, вносящая в национальный ВВП до 11 млрд. долл. тоже в беспокойстве. Во-первых, ее сильно затронул объявленный администрацией США полугодовой мораторий на бурение новых скважин в море. "Специальных судов и другой современной техники, используемых для глубоководного бурения, не так уж и много, - говорит эксперт по этим вопросам, глава консультационной кампании Core Holding Владимир Рапопорт. - Нефтяные кампании, выигравшие контракт и получившие лицензию, часто годами ждут, когда же начнется бурение скважины. Теперь же сбои в выполнении одних контрактов по цепочке приведут к сбоям во многих и весьма длинных хозяйственных цепях - на каждого человека, работающего на нефтяной установке в море, приходится не менее 4 человек, занятых на земле".
Во-вторых,эксперты предвидят новое ужесточение правил эксплуатации скважин и мер безопасности на них. "Не трудно предсказать, что это сделает добычу нефти на глубоких водах еще дороже, - замечает г-н Рапопорт, минимум на 10-15 проц. и подтолкнет американские кампании к мысли, а не лучше ли заняться этим где-то в других частях мира, у бразильских или африканских берегов". По его словам, преисполненная патриотического духа администрация и рядовые граждане США на все корки бранят британскую "БП" и швейцарскую Transocean. Но ведь еще год назад, Transocean была нормальной американской компанией - где Швейцария и где Мировой океан, а Halliburton, хоть и не распрощалась официально с Соединенными Штатами, однако главную штаб-квартиру уже давно держит в Дубаи. И эта тенденция - избежать чрезмерного регулирования - в обозримом будущем, убежден специалист, будет только нарастать.
"Изнасилование природы"
В принципе Мексиканский залив обладает прочной и устойчивой экосистемой. Сочетание обильного солнечного света с высоким теплом в воде способствует достаточно быстрому разложению нефти. Вдобавок, здесь не новость естественное выделение нефти с морского дна, что способствует постоянному существованию огромных популяций бактерий и микроорганизмов, поедающих нефть. Это служит залогом некоторого оптимизма экологов. Другое дело, говорит Уэс Таннел из " Института изучения Мексиканского залива" при техасском A&M University, сохранились ли у него эти качества за тридцать лет, прошедших с времен катастрофы "Иксток". Ведь за это время местные экосистемы так часто и так сильно подвергались "людским вторжениям, оскорблениям и изнасилованиям".
Нынешний разлив беспрецедентен по характеру насилия над природой - и по масштабу, и по близости к прибрежным болотам, устьям рек, национальным природным паркам и зонам промыслового рыболовства. Да и случился он в тот момент, хуже которого для дикой природы не придумаешь. Сейчас самый пик откладывания икры и яиц многообразными видами рыб, птиц, черепах и крупных морских млекопитающих. Полные последствия разрывов в естественных цепях питания предсказать никто не берется. Но ясно, что отрицательные пертурбации будут иметь долговременный и, возможно, в некоторых ситуациях, необратимый характер.
К числу самых уязвимых зоологических видов ученые относят знаменитого североатлантического тунца, столь ценимого любителями суши и сашими. Он может оказаться на грани реального уничтожения, потому что как раз между серединой апреля и серединой июня тунцы пересекают Атлантический океан, чтобы в тепле и солнце вод Мексиканского залива отметать икру и обеспечить воспроизводство. Что с ним случится в ненормальных условиях соседства с нефтяными пятнами, известно только богу. В опасности многочисленные колонии морских черепах - из 7 известных видов пять мигрируют и размножаются также в водах залива в мае - октябре. В беде - акулы, киты и дельфины. Поверхностный планктон, которым они питаются во многих привычных для них местах, пропитывается нефтью, а нефтяные испарения отравляют через органы дыхания. Кстати, замечает медик Джина Соломон, к людям, особенно имеющим респираторные проблемы и к беременным женщинам, это тоже относится - выделяющиеся на жаре водородные газы токсичны и для кожи, и для дыхательных путей.
В "Красной книге" может снова оказаться только-только восстановивший популяцию коричневый пеликан - символ штата Луизиана. Он гнездится на песчаных барьерных островах, прикрывающих побережье от ураганов, и питается у самых берегов, куда неумолимо добавляется все новый приток нефти. А для устриц, креветок и знаменитых голубых крабов наступает подлинная трагедия. Нефть для них настоящий яд, который к тому же оседает в иле и остаточной породе на месяцы и годы. То же самое применимо к экосистемам обширных прибрежных маршей, влажных болот со своим особенным животным и растительным миром. С 1 июня в Карибском бассейне начался сезон штормов и ураганов. Метеорологи предсказывают не менее 23 приступов морской стихии. Даже одной из них достаточно, случись она в зоне разлива или даже коснись ее, чтобы выбросить миллионы литров нефтяных остатков в хрупкие маршевые экосистемы и обречь их на умирание в грядущие годы.
Кто кого держит за горло?
Нельзя сказать, что администрация Обамы не отреагировала своевременно на нефтяную драму у американских берегов. Ошибок бывшего президента Джорджа Буша, поначалу не придавшего большого внимания последствиям урагана "Катрина", она не повторила. Глава Белого дома был виден на экранах телевизоров буквально с первых часов событий. Уже трижды побывал на месте действия и неоднократно жестко и сурово высказывался в адрес "Бритиш петролеум". Его министр внутренних дел Кен Салазар, который в США как раз и занимается вместе с Агентством по охране окружающей среды, регулированием вопросов природопользования уверял страну, что "держит "БП" за горло".
Тем не менее бравая риторика оказалась не в состоянии скрыть по сути дела бессилие всей мощи самого развитого государства мира перед лицом этой катастрофы. У Вашингтона не оказалось альтернативы ни техническим возможностям, ни планам спасательных работ, предложенных и осуществляемых самой компанией. Более того, госчиновники, по замечанию Владимира Рапопорта, в очередной раз продемонстрировали свою некомпетентность. Природоохранное агентство с апломбом потребовало от "БП" не использовать тот растворитель нефти, который был на складах компании как слишком вредный для экологии. "БР" ответила: "Мы готовы, назовите, какой можно?" Ответа, как в детстве выражался мой ребенок, "не последововало". Потому что, увы, других и нет, разве что кроме российского чудо-средства изобретателя Виктора Петрика.
Так что это большой вопрос, кто кого держит за горло в политическом плане. С каждым новым днем продолжающегося разлива нефти позиции Белого дома и президента Обамы становятся все более двусмысленными и уязвимыми. Один из старейших и почтеннейших американских публицистов Дэвид Бродер проводит параллели между нынешней ситуаций и злосчастной судьбой другого президента-демократа Джимми Картера. 39-ый хозяин Белого дома вот также бессильно с февраля 1979 г. наблюдал за драмой 52 американских заложников, которых в течение 444 дней удерживали в Тегеране иранские "стражи революции". Ламентации и молитвенная риторика Картера вызвали у американцев глубокое разочарование. А верхом бессилия и некомпетентности стал провал операции по освобождению заложников. В пламени и взрыве двух столкнувшихся между собой в иранской пустыне военных вертолетов сгорели и расплавились все надежды Картера на переизбрание. Обама еще далеко от худшей точки, указывает Бродер. Но каждый день ведет к ней и не исключено, что в какой-то момент в будущем нынешний президент может стать "вашингтонским заложником нефтяного разлива в Мексиканском заливе".
Администрация всячески противится такому развитию событий и удесятеряет свои пиаровские усилия. В частности, все настойчивее связывает катастрофу в Заливе с необходимостью усиления работы над альтернативными источниками энергии и над принятием комплексного законодательства "по климату и энергетике" с упором на ограничение в США вредных выбросов в атмосферу.
Часы, однако, тикают. На ABC Джек Таппер по примеру убийственной в свое время для Картера телепрограммы уже представил свой "41-ый день нефтяного разлива в Заливе".
Николай ЗИМИН, Вашингтон, "Русская Америка, NY"
|