№ 452

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Открытие Русского Дома "Родина"
Форт Росс: история продолжается
СМИ: идеология и государство
В начале русской истории

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

НЕ В ИЗГНАНИИ - А В ПОСЛАНИИ.
Русский Дом "Родина" // г. Хоувэл, штат Нью-Джерси, США

Русский Дом 'Родина'

Русский Дом "Родина" только начинает свою работу, но ему уже сейчас есть чем гордиться, так как он стал идейным преемником основанного в 50-е годы прошлого столетия Культурно-просветительного Общества "Родина". В истории этого Общества сплелись все нити красочного гобелена русской эмиграции, отражающего ее величественную и трагическую судьбу. Отзвуки этой истории слышны и по сей день, в стройном и лаконичном русском языке, на котором говорят местные старожилы, чудной старорусской гармонии богослужений в рядом расположенном храме св. Благоверного князя Александра Невского и удивительно доброжелательной манере общения.

А начиналась эта история в первой четверти XX века, когда в местечке Лэйквуд, расположенном в 50-ти милях южнее Нью-Йорка, начали появляться первые поселенцы из России. Их, гонимых огненным ураганом революции и гражданской войны, ищущих убежища от кровавых большевистских репрессий, эта местность привлекала нетронутостью своей первозданной природы, мягким климатом, кристально чистым воздухом и низкой плотностью заселения. Густые сосновые леса, простирающиеся округ, были испещрены еще не заросшими индийскими тропами и плотно заселены всяким зверьем: оленями, индюшками, зайцами, лисицами, медведями…

Интересно отметить, что недалеко от этого местечка располагались Фрихолд, Теннент и Томс Ривер, по которым прокатилось колесо Американской Революции 1775-83 гг. Именно в этих местах в 1778 году произошло сражение между Континентальной армией генерала Вашингтона и Британской армией генерала Клинтона (битва при Монмуте).

Поселенцы постепенно очищали землю, строили на ней свои дома, создавали маленькие деревни и давали им названия в честь своих семей или событий, с которыми они ассоциировали местность. Деньги на пропитание русские эмигранты зачастую добывали фермерством, связанным в основном с разведением кур.

В 30-е годы XX века группа русских поселенцев в количестве 18 человек, значительную часть которой составляли казаки, решила образовать церковную общину. В числе основателей были Л.А. Синклер, В.В. Пожидаев, П.К. Григорович-Барский, В.М. Ажогин, В.Г. Греков, В.Т. Юрицын, Е.Е. Бобровничий и др. В те годы д-р Александра Владимировна Плавская и её мать Юлия Мартыновна задумали устроить в этой местности дачу-санаторий. Для этого они купили большой участок земли (5 акров - около 2 га). Однако, спустя некоторое время, они решили передать купленную землю в дар архиепископу Виталию Максименко, бывшему тогда Епархиальным архиереем, окормляющим эти края. Владыка Виталий, видя нужды вновь созданной русской общины, не счел возможным использовать подаренную ему землю под устройство дачи-санатория и передал купчую приходу.

Закладка церкви произошла 31 марта 1936 года. Чин закладки с установлением дубового креста совершил Владыка Виталий. На закладке храма Владыка завещал: "Молю Бога, да процветет этот первенец мой как "древо, благонасажденное при водах".

Церкви и приходу было решено дать имя св. князя Александра Невского (день его поминовения 30 августа/12 сентября совпадал с днем рождения д-ра А.В.Плавской). Улица, к которой примыкала церковь, также была названа именем Великого князя.

Первый взнос не постройку храма в размере 500 долларов внесла д-р А.В. Плавская. Остальные малоимущие семьи собрали еще 200 долларов и с этими скудными средствами принялись за постройку сначала часовни, а потом (в 1938 г.) самой церкви. План часовни с учетом скорой ее перестройки в церковь был составлен В. Завалишиным.

Стоическими усилиями основателей "русского" Лейквуда часовня была построена менее чем за три месяца. 21 июня 1936 года строительство часовни было завершено. Чин освящения совершил прот. Сергий Пантелеев. Первым старостой прихода стал Леонид Александрович Синклер. Одним из особо ревностных участников строительства был Василий Михайлович Ажогин, избранный впоследствии старостой и остававшийся им на протяжении 40 лет (1943-1983).

В последующие годы приход рост "не по дням, а по часам". В 1938 году произошло первое расширение церкви, а в 1948 - второе расширение и Великое освящение, которое, как и прежде, совершил архиепископ Виталий Максименко. В последующем церковь еще дважды расширялась и, в конце концов, приобрела тот вид, который она сохранила и по сей день, но уже с другим названием, о чем будет рассказано ниже.

Вместе с расширением здания церкви росла и развивалась общественная жизнь прихода. Строились различные здания. В 1940 году был построен церковно-приходской дом, в котором начали работать различные учебно-просветительные и благотворительные учреждения: сестричество, театральный кружок, библиотека, отдел помощи детям в эмиграции, представительство помощи русским инвалидам, отдел Русско-Американского союза защиты и помощи беженцам из Советского Союза, Фонд помощи прибывшим в Америку ДП, отдел Владимирского общества, отдел антикоммунистического центра и др.

12 сентября 1989 года, в праздник св. Александра Невского, состоялась закладка нового Храма-Собора. Проект Собора разработал архитектор Н.С. Карсанов. В работе над проектом и дальнейшем строительстве Собора активное участие принимал настоятель церкви отец Валерий Лукьянов, который по своей гражданской специальности был инженером-строителем. В 1994 году состоялось малое освящение и первая Литургия, а в 1996 году приступили к росписи. Храм расписывала бригада иконописцев из Джорданвилля под руководством отца Андрея Эрастова. Внутренняя роспись Собора была завершена в 2001 году. По мнению прихожан и многих паломников он является одним из красивейших в Русском Зарубежье. В октябре 1997 году состоялось Великое освящение Собора. На Великое освящение прибыли Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий, Преосвященные Архиепископы Антоний Западно-Американский и Сан-Францисский, Лавр Сиракузский и Троицкий, Марк Берлинский и Германский и др.

После того, как было совершено великое освящение нового Св. Александро-Невского собора, прежний храм, по благословению Архиерейского Синода РПЦЗ, был переименован в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Эту икону в приходе называют "Царской", так как принадлежала она Императрице Александре Федоровне. В 1913 году Императрица, желая поддержать свою портниху, которая получила травму ноги, доставляя императорской заказ, подарила ей эту икону. В 1972 году икона была передана дочерью этой портнихи Ольгой Васильевной Астори-Астафьевой в приход св. Александра Невского, где и пребывает в настоящее время.

9 июня 2011 года престол первоначальной церкви в Лейквуде был освящен в честь этой иконы. Чин освящения совершил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион. Чудный образ Богоматери - святыня и украшение св. Александро-Невского прихода - стал отныне "храмовой иконой" той церкви, стены которой за десятилетия с момента ее строительства в 1936 г. впитали столько слез и молитв.

Ныне службы в основном проходят в Соборе св. Александра Невского, но в отдельных случаях службы ведутся в храме иконы Божией Матери Тихвинской...

Буквально с первых дней существования церковной общины большое внимание уделялось воспитанию и образованию детей. Регулярные занятия в церковно-приходской школе начались уж в ноябре 1941 года (с 12-ю учениками). Поначалу занятия проводились в церковном доме, но к 1961 году было построено специальное здание под школу на 5 классов, а в 1973 году было завершено строительство школы на 10 классов. Количество учеников достигло 120.

Школа существует и поныне, работает один раз в неделю по субботам и дает детям прихожан базовые знания по таким дисциплинам как закон Божий, русский язык, русская литература, русская история, география, а также знакомит детей с основами русской музыкальной и хореографической культуры. Но главное, чему учит церковно-приходская школа своих учеников, вступающих в полную соблазнов американскую жизнь, - духу православного братства, православному отношению к материальным благам и христианской любви к ближнему...

Приход рос и развивался, однако его церковная и общественная жизнь не всегда шли "нога в ногу". Камнем преткновения стало проведение культурно-развлекательных мероприятий по субботам. Церковное руководство было против субботних мероприятий и даже подвергло особо ярых их ревнителей прещениям. Вместе с тем русские старожилы Лейквуда считали, что суббота для них является единственным днем недели, когда они могли бы встретиться, потанцевать и повеселиться. Ведь в другие дни они усердно работали, чтобы добыть себе средства на жизнь и пропитание. Кроме этого была традиция устраивать кадетские балы по субботам. А кадет среди прихожан и округ было предостаточно.

17 июня 1954 года группа прихожан из 78 человек собралась в частном доме и приняла решение об учреждении культурно-просветительного общества, которое впоследствии получило название "Родина". А 26 сентября в помещении отеля Брэндвуд в Лэйкувуде состоялось первое организационное собрание, на котором было принято решение, что каждый член Общества должен купить хотя бы одну акцию в 50 долларов. В течение 15 минут было собрано около 5-ти тысяч долларов на развитие Общества. В октябре 1954 года, за 8 тыс. долларов у Г. Минаева был выкуплен участок земли, граничивший с владениями церковной общины (сейчас его площадь составляет 12.4 акра). А в апреле 1955 года закладывается фундамент, и 31 декабря Общество уже встречает Новый год в новом здании.

Деятельность вновь созданного Культурно-просветительного общества "Родина" с первых дней его существования и жизнь церковной общины тесно переплелись. Но были сложности и разногласия во взаимоотношениях с церковным руководством, которые порой заканчивались горькими недоразумениями. И все же это было сообщество русских людей, горячо переживавших за судьбу России и страстно желавших сохранить ее культурное и историческое наследие.

Общество "Родина" взяло на себя значительную часть общественных и благотворительных функций церковной общины. В его здании проводились театральные представления, музыкальные вечера с участием выдающихся артистов (хор С. Жарова, певец С. Гедда, скрипачка Полина Шустер, балерина Н.Г. Раевская и др.), работала "Художественная студия" под управлением М.А. Лермонтова, Спортивный клуб "Витязь" под управлением Я.В. Ржевского, "Кружок молодежи" с секциями пинг-понга, шахмат, художественного чтения, рисования, рукоделия, старинных танцев, резьбы по дереву и много чего еще. В те далекие годы энтузиазм и общий духовный подъем русской общины, обретшей новую "Родину" за океаном, вершили чудеса... Общество неоднократно посещала великая княгиня Вера Константиновна Романова, младшая дочь великого князя Константина Константиновича.

Особо следует отметить музей Общества "Родина", который основал и которым руководил на протяжении 23-х лет художник Всеволод Павлович Стелецкий. Деятельное участие в работе музея принимали барон Г.Н.Таубе, известный летчик Б.В.Сергиевский, князь С.С.Белосельский-Белозерский. К собранию общества постепенно присоединялись коллекции и других эмигрантских музеев: Николаевского кавалерийского училища из Парижа, Лейб-гвардии Семеновского, Измайловского и Павловского полков, Русской Конницы, Константиновского артиллерийского училища, Морского объединения и частных архивов. В 1994-95 гг. музей, насчитывающий к этому времени около 40 тыс. единиц хранения, по решению руководства Общества "Родина был передан в Россию...

Как мы уже отмечали, поначалу жизнь Общества была тесно связана с церковной общиной. Но со временем эта связь стала ослабевать, а порой между церковью и руководством Общества "Родина" возникали серьезные конфликты.

Другой проблемой Общества "Родина" стали разногласия между людьми старшего поколения и молодежью в понимании стиля управления и выборе программ. Основатели Общества старели, а приток молодого поколения не осуществлялся.

Все это, в конечном итоге привело к тому, что численность членов Общества начала сокращаться, а культурно-просветительская работа оскудевать. Крупнейший в США музей русской истории, как уже было отмечено, в середине 90-х годов был передан в Россию, а деятельность самого общества в последние годы его существования в основном свелась к проведению игр "Бинго", встреч Нового года (31 декабря) и проведению семейных банкетов.

Зимой 2011 года Совет Старшин Общества "Родина" принял решение о продаже здания и прилегающей территории. Претендентов на покупку было несколько, но 26 апреля 2011 г. предварительный контракт был подписан с вновь созданной некоммерческой организацией - Творческий Центр для Детей и Молодежи "Жаворонок" (Skylark Creative Center for Youth and Children, Inc.). Альтернативное название этой организации - Русский Дом "Родина" (Russian House "Rodina"). Финансирование сделки по купле-продаже обеспечила семья Бондаревых. 5 января 2012 состоялось окончательное подписание контракта и здание Общества "Родина" вместе с прилегающей территорией перешло в собственность Русского Дома "Родина". Возглавил новую организацию Александр Аркадьевич Бондарев, который стал ее учредителем и Председателем Совета Директоров.

Александр Бондарев по своей гражданской специальности является инженером-металлургом. Он автор 53 изобретений и многочисленных статей в области способов и устройств для авиакосмической технологии. Он является главным редактором религиозно-философского журнала "Трибуна русской мысли", посвященного обсуждению вопросов современной российской государственности. Начиная с 1994 года, он возглавляет американский благотворительный "Фонд Развития СНГ", специализирующийся на поставке гуманитарной помощи в страны бывшего Советского Союза. В церковно-приходской школе при храме Александра Невского он преподает Русскую историю и является автором-составителем учебников по этому предмету.

Руководство новой организации - Русского Дома "Родина", видя две основные причины, которые привели к коллапсу Культурно-просветительного Общества "Родина" (несогласие с церковью и отрыв от молодежи), планирует построить свою работу с учетом предшествующего опыта. В названии организации есть слово "русский", что значит "православный". Программы новой организации будут проводиться в тесном взаимодействии с Православной церковью, но это не означает, что эти программы будут закрыты для представителей других культур, национальностей и вероисповеданий.

Пристальное внимание будет уделяться работе с детьми и молодежью. С этой целью предусмотрены следующие учебно-просветительные программы: клуб любителей истории; шахматный клуб; компьютерный класс; классы по изучению языков (русский, французский, итальянский и английский); курсы Russian AP; подготовка к экзамену SAT; школа танцев; студия изобразительного искусства; музыкальные классы (вокал, пианино, скрипка, гитара, духовые инструменты); театральная студия и др.

Для взрослых в Русском Доме "Родина" будут организованы выставки, концерты, фестивали, театрализованные представления, балы, вечера танцев и отдыха, дни рождения, свадьбы и т.д.

Сейчас в здании ведется ремонт, но в скором времени там будут открыты музей русской истории, картинная галерея, телестудия "Русское Зарубежье" и типография. В малом кино-конференц-зале будут проводиться лекции, презентации, демонстрации фильмов, камерные музыкальные вечера и др. Будут работать молодежный клуб "ОРЮР", казачий сход и др.

На территории Русского Дома "Родина" (12.4 акра) ведется работа по созданию "Парка Славы", в котором будут размещены под открытым небом памятники и скульптуры наших выдающихся соотечественников - деятелей культуры, религии, науки, армии и государства.

Первый памятник А.С. Пушкину из бронзы (скульптор Михаил Звягин), уже доставлен из России в Русский Дом "Родина". Запланировано также строительство часовни в память о воинах, погибших в боях за свободу России. В работе по созданию "Парка Славы" активное участие принимает Общество "Северный крест", которое возглавляет доктор философских наук Ю.А. Сандулов.

В перспективе намечено строительство современного концертного зала и спортивного комплекса.

Русский Дом "Родина" поднимает флаг, на котором начертан девиз: "Мы не в изгнании, но в послании". С этим флагом новая организация намерена идти в бой за сохранение в эмиграции культурных и исторических традиций своих предков. Предстоит большая работа по восстановлению здания и благоустройству территории, восстановлению музея и библиотеки, но самое главное - по объединению людей, любящих и ценящих свою культуру!


наверх
вернуться к содержанию номера


РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2012 Russian America, New York