САНТА КРУЗ И МИСТИЧЕСКАЯ СИЛА
На северном берегу залива Монтерей раскинулся город Санта Круз. Его, словно в плен, взяли чудесные горы, покрытые фантастическими лесами – знаменитыми калифорнийскими секвойями. Ходят легенды – эти деревья способны передавать мистическую силу людям и помогать им во всем.
Мы с женой часто бываем в этой красоте – тут живут родственники. Они хорошо знают, что меня очень интересует балет, но в особенности его “русские корни”.
- Тут от нас недалеко, на соседней улице, живет русская семья Радетских, – поведали они. - Случилось так, что двенадцатилетняя дочка увлеклась, по-настоящему, балетом. Потом и пятилетний Саша “заразился” от нее танцами. Да так, что раз и на всегда. Сначала учился танцевать в Сан Франциско, а сейчас улетел в Россию.
C тех пор много воды утекло, как говорят, да и значительно уже “подросли” знаменитые деревья. И снова мой “источник” сообщил:
- В семье Радетских недавно сыграли свадьбу – Саша женился. Представьте себе, что он так был влюблен в балет, что и жену взял балерину.
РУССКИЕ УЧИТЕЛЯ АМЕРИКАНСКОГО ТАНЦОРА
Что и говорить – талант есть талант. Мальчика из Калифорнии с большим удовольствием приняли в Академию Балета Большого театра. Определили в класс Петра Антоновича Пестова. Весьма опытного педагога – Заслуженного артиста и Заслуженного деятеля искусств Росcии. Среди его учеников немало звезд мирового балета – Владимир Малахов, Алексей Ратманский, Николай Цискаридзе и многие другие.
- Пестов был поглощен балетом, педагогикой. Мне очень нравились его уроки. Они никогда не были простыми, - вспоминает Саша, – но приносили так много пользы. Я понимал, чем старательней занимаешься в школе, тем лучшим танцовщиком станешь на сцене.
Одна из поговорок гласит, что учиться - все равно, что плыть против течения. Стоит остановиться – тебя отнесет назад. Так что наш молодой американец продолжал плыть по волнам бескрайнего Океана по имени Балет, и снова он очутился в русской среде – в Кировской академии балета в Вашингтоне, округ Колумбия. Дело в том, что эта, одна из престижных балетных школ мира, построена по образцу Санкт-Петербургской Академии балета имени Вагановой. Ее художественным руководителем уже много лет является Олег Виноградов - Народный артист СССР, балетмейстер. Да и учат здесь известные русские танцоры.
Саша прилежно учится и в балетной школе Американского балетного театра. И снова изучает традиции классического русского балета, и снова рядом выдающиеся русские танцоры - учителя.
Посудите сами. Американский балетный театр возник в 1939 году благодаря эмигранту из России,бывшему премьеру Большого театра Михаилу Мордкину. В 1990 году его возглавил мировая звезда балета Михаил Барышников. В 2009 году лучший российский хореограф Алексей Ратманский, бывший художественный руководитель Большого театра, занял пост резидента-хореографа Американского балетного театра.
Как-то, доцент Академии балета Большого тетра Илья Кузнецов, ее выпускник, посетил своих бывших одноклассников в Американском театре балета.
- Везде русская речь. Костюмеры, пианисты, гримеры и, конечно, танцовщики с балеринами - многие говорят на родном языке, – рассказывает он, - Ко мне подошел парень и сказал: “Привет! Как дела? Помнишь меня?”.
Тут солиcт балета Геннадий Савельев мне напомнил о маленьком американце, кoторый бегал по школе с огромным рюкзаком и косичкой. Это Саша, наш солист .
В 2009 году в Сити-Центре Манхэттена состоялся гала-концентр в честь 80 -летия замечательного русского балетного педагога Петра Пестова. Со всего мира сюда собрались известные звезды балета - его бывшие ученики. Организаторы пригласили и Радетского.
- Саша, как сложилась твоя творческая жизнь? - поинте-ресовался Петр Антонович.
– Начал в Американском балетном театре, затем пригласили премьером в Королевский балет Дании. Сейчас снова танцую в американском балете, - ответил Радетский.
- Хотелось бы знать, что танцуешь?
Молодому танцору было что рассказать своему учителю. В его репертуаре немало русской классики - в балетах на музыку Петра Чайковского: Принц в “Спящей красавице”, Петрушка в балете Игоря Стравинского, Тибальд в “Ромео и Джульетте” Сергея Прокофьева, Принц в “Золушке”.
Саша крепко полюбил Россию. В прошлом году ему посчастливелось выступать в Москве, где проходили гастроли Американского балетного театра. На Новой сцене Большого театра танцор выступил в балете на музыку Леонарда Бернстайна “Матросы на берегу”, поставленном в духе бродвейского мюзикла.
Этот балет поставил еще в далеком 1944 году сын иммигранта из России Джером Роббинс (Рабинович). Кстати, он обладатель награды за режиссуру и хореографию известной постановки “Скрипач на крыше”.
Саша блеснул своим талантом и в балете ”Тройка” в постановке французкого хореографа Бенджамина Миллепье.
“ЗОЛУШКА” ПРИЗЕМЛИЛАСЬ В САН ХОСЕ
“Золушка” впервые появилась в Москве в победном 1945 году в Большом театра. Через три года балет Сергея Проковьева был поставлен в Лондоне - Королевским балетом. Известный танцор и балетмейстер Рудольф Нуриев в 1987 году создал “Золушку” во Франции. В 2002 году и в Мариинском театре прошла премьера этого балета.
“Золушка”, волшебная сказка Шарля Перро, постоянно привлекала композиторов и балетмейстеров. Сюжетом служила всем известная сказка о девочкe, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую жизнь.
Мне трудно даже передать, сколько было восторгов в начале мая у любителей балета, особенно детворы, когда “Балет Сан Хосе” поставил “Золушку”.
Интересно, что Принц специально прилетел из Нью-Йорка. Его роль исполнял, как вы уже, наверное, догадались - солист Американского балетного театра Саша Радетский.
Мне остается сказать, что я позвонил родственникам в Санта Круз и сообщил приятную новость о предстоящей премьере.
“Золушку” мы смотрели вместе. Всем нам было интересно увидеть на сцене земляка, Александра Радетского, получившего такую из-вестность в балетном мире.
Борис ГОЛЬДИН, для “Русской Америки, NY”
На фото: Танцует Александр Радетский
|