Пионером русскоязычной прессы в Соединенных Штатах Америки оказался беженец-священник А.Гончаренко (подлинная фамилия – А.Гумницкий), некоторое время служивший в российском посольстве в Греции, а затем работавший в "вольной типографии" А.И. Герцена в Лондоне. Приехав в 1865 г. в Америку, он сотрудничал с нью-йоркскими газетами, пока не получил предложения правительства США создать в Калифорнии газету в целях быстрейшей американизации русских поселенцев и смешанного населения только что купленной у России Аляски. Обосновавшись в Сан-Франциско, Гончаренко в 1868 г. начал издавать на русском и английском языках "Вестник Аляски", но переусердствовал в критике царизма и после протеста российского посольства лишился субсидий из Вашингтона. Тогда, дав газете новое название "Свобода", он продолжил в ней резкую критику царизма, пока в 1873 г. не отошел от политической борьбы.
Однако уже спустя пять лет православная церковь основала в Нью-Йорке "Журнал православной церкви", выходивший в 1878-1880 годах. И с этого времени периодика на русском языке в США разделилась на церковную (а точнее – церковно-монархическую) и светскую. В 1896 г. священник А.А. Хатовицкий создал журнал "Американский православный вестник", который с 1899 г. стал официальным органом епархии русской православной церкви в США. С 1901 г. им издавались брошюры и календари, а с 1902 г. – приложение "Правда". Под патронажем руководства православной епархии в предвоенные и военные годы в Нью-Йорке, Чикаго, Питтсбурге и других городах издавались журналы и газеты "Ревнитель православия", "Христианин", "Русские новости" (прозванная "церковно-прогрессивной оберткой для селедок"), "Голос правды", "Утро", "Русский" христианский вестник" и другие. Появились в эти годы также небольшие журналы и газеты общин баптистов и евангелистов.
Февральская революция и смятение в верхах православной церкви России наложили свой отпечаток на положение дел в ее американской епархии и церковной прессе. После Октябрьской революции и первых декретов советской власти о церкви разброд в православном духовенстве США еще более усилился. В ряде городов появились отказавшиеся от руководства епархии церкви и их пресса.
Из старых дореволюционных церковных русскоязычных изданий сохранились лишь основанные в самом начале XX в. "Русско-американский православный вестник" и газеты православных братств. В 1928 г. в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) была основана выходившая два раза в месяц газета Русской православной церкви за рубежом "Православная Русь", а в Гэри (Индиана) – журнал "живой церкви" "Наш путь"; в 1934 г. появилась газета Американской Митрополии "Церковная жизнь". Выходил ряд местных православных газет – "Вера и жизнь" в Ньюарке (Нью-Джерси); "Вера и правда" – в Сан-Франциско и другие. Кроме того, в 1928 г. для повзрослевших "американизированных" детей иммигрантов первой волны и для смешанных русско-американских семей начал выходить на английском языке в Ист-Лансинге (Мичиган) ежемесячник "Единая церковь". В числе русскоязычных изданий протестантского толка в 1920-х годах выходили в Нью-Йорке "Путешественник" и в Брукфилде (Иллинойс) – "Настоящая истина"; в 1940-х годах – в Чикаго – "Евангелическое слово"; в 1930-х годах в штате Иллинойс выходил католический журнал для русских "Церковный голос".
Относительный расцвет нецерковной русскоязычной периодики начался в 90-х годах XIX в. с газет российской политической иммиграции. В частности в 1889-1892 гг. в США издавалась еженедельная газета "Знамя", в которой печатались П.Лавров, Г.В. Плеханов, В.Засулич, П.А. Аксельрод и другие деятели российского народовольческого и социалистического движения. В 1892 г. появилась газета "Русские новости" и журнал "Русский листок". В 1893-1894 гг. в Нью-Йорке, а затем в Чикаго выходил журнал "Прогресс". В 1898-1899 гг. издавались "Русская жизнь в Америке" и "Ежегодник Социал-демократического общества". Первой ежедневной русскоязычной газетой в 1915 г. стало "Русское слово".
К 1939 г. из 52 дореволюционных изданий выжили только четыре – "Новое русское слово", "Русский голос", "Рассвет" и "Русско-американский православный вестник". Правда, начавшаяся в Европе вторая мировая война, а затем нападение Германии на СССР и Отечественная война советского народа вообще обострили в США интерес к периодике и, конечно, резко увеличили число читателей русскоязычной прессы, общий тираж которой в 1942 г. превысил 1200 экземпляров. Тем не менее, к концу второй мировой войны там выходило лишь 19 русскоязычных периодических изданий (в том числе из почти сотни основанных в 1920-1930-х годах – менее 15), из них 5 ежедневных и 14 еженедельных, полумесячных, месячных и квартальных.
Среди новых ежедневных русскоязычных газет, появившихся в 1920-1930-х годах, следует назвать "Русскую жизнь", "Новую зарю" и "Россию". Из других русскоязычных газет, оставивших какой-то след в межвоенные десятилетия, можно отметить издававшиеся с 1921 по 1937 г. в Нью-Йорке "Американские известия"; в Чикаго – "Дело труда" – орган Федерации русских рабочих организаций; молодежную антисоветскую газету "За новую Россию"; выходивший в 1930-х годах "национально-русский" женский ежемесячник "Путь" в Сиэтле. Что же касается десятков разных журналов 1920-1930-х годов, то хотелось бы отметить основанный в 1926 г. в Чикаго иллюстрированный ежемесячник "Русское обозрение", а также выходивший недолго (в 1923 г.) журнал "Наука и жизнь".
1940-1941 годы ознаменовались прибытием в США, в основном из Франции, новой группы русских иммигрантов, в том числе известных писателей и критиков, журналистов и публицистов, общественных деятелей и ученых (М.А. Алданов, В.Набоков, В.Яновский, Г.Струве, М.О. Цетлин и другие). В 1942 г. Алданов и Цетлин основали в Нью-Йорке "Новый журнал". Созданный по типу "толстых" журналов XIX в. в России, он выходил поквартально объемом 300-400 страниц, содержал статьи литературного, журналистского, исследовательского характера и вскоре стал главным журналом русского зарубежья. Тогда же под руководством поэтессы С.Ю. Прегель в Нью-Йорке начал выходить литературный журнал "Новоселье".
Почти сразу же по окончании второй мировой войны положение крупнейшей ежедневной русскоязычной газеты прочно закрепила за собой "Новое русское слово", чему немало способствовала регулярная доставка части ее тиража в американские и английские лагеря перемещенных лиц в Германии и Австрии. Там она нашла читателей, боявшихся по разным причинам репатриации в СССР и мечтавших попасть на жительство в США. Они хотели узнать об условиях жизни там, о том, какие документы нужны для того, чтобы стать американским гражданином и т.д. Газета стала публиковать соответствующие разъяснения и рекомендации, а впоследствии оказывала им помощь в оформлении документов для натурализации. Поселившись в США, большинство этих людей на долгие годы становились подписчиками "Нового русского слова". И хотя в 1950 г. существовали еще все пять довоенных русскоязычных ежедневных газет с общим тиражом в 42,2 тысячи экземпляров, более половины его пришлось на долю "Нового русского слова". Правда, и ее тираж начал постепенно сокращаться: если в 1921 г. он достигал 32,4 тысяч экземпляров, то в 1976 г. – 26 тысяч. К сожалению, сейчас газета "Новое русское слово" прекратила свое существование.
Драматичнее сложилась в послевоенные десятилетия судьба другой, созданной в начале века И.К. Окунцовым газеты "Русский голос". Если в 1921 г. разовый тираж ее (считавшейся тогда радикальной) превышал 35 тысяч экземпляров, то уже к концу 1930-х годов он заметно сократился, а после второй мировой войны сокращался почти ежегодно. Этому способствовали как изменившийся состав русскоязычного населения США, так и политическая ориентация самой газеты. Прежний ее читатель старел, и по мере того, как средний возраст его рос, число подписчиков на нее падало. Тираж "Русского голоса", несмотря на все усилия его редакции, сократился к 1961 г. до 5,3 тысяч, а к 1976 г. – до 2,6 тысяч экземпляров, и выходить газета стал раз в неделю, но, тем не менее, в середине 1990-х годов еще существовала.
Тираж третьей довоенной ежедневной газеты – монархической "России" – еще в 1946 г. составлявший 12 тысяч экземпляров, к 1961 г. снизился до 2,1 тысячи, а к 1972 г. – до 1,6 тысяч экземпляров, и выходить она стала лишь два раза в неделю. Это было обусловлено тем, что к тому времени резко сократилось число ее читателей – поколения "белоэмигрантов". Издававшаяся в Сан-Франциско "Русская жизнь" снизила к 1961 г. тираж до 2,3 тысячи, но к середине 1970-х годов даже несколько его повысила и, хотя стала выходить пять раз в неделю, не дожила до конца века. А вот выходившая там же "Новая заря", сократив тираж с 7 тысяч экземпляров в 1961 г. до 2,8 тысячи в середине 1970-х годов, сумела остаться ежедневной.
Среди газет, основанных в послевоенные десятилетия, следует отметить выходившую в Нью-Йорке с 1946 по 1976 г. сначала раз в неделю, а затем (тиражом в 1,2 тыс. экземпляров) раз в месяц под редакцией Н.Н. Чухнова как орган российской независимой монархической мысли газету "Знамя России". В 1950 г. в Гленкове (штат Нью-Йорк) Б.Солоневичем была основана выходившая дважды в месяц "антикоммунистическая газета для серьезного читателя" – "Родина". В 1972 г. тираж ее составлял... 200 экземпляров. С 1958 г. в Нью-Йорке выходила газетка Общероссийского монархического фронта "Наша страна", в Сан-Франциско в 1961 г. – "Наше время". Издавались также газеты казачьих организаций – в Нью-Йорке "Свободный казак"; в Провиденсе (Род-Айленд) – "Казачья жизнь". Наконец, в начале 1980-х годов в Калифорнии появилась "Панорама" – не эмигрантская, а американская (по словам ее основателя – выходца из СССР А.Половца) – "газета для людей, которые читают по-русски, хотят сохранить в семьях русский язык и не чужды русской культуры".
Резко выросло в послевоенные годы число русскоязычных журналов, особенно о литературе, искусстве, истории, но также и общественно-политических, что было связано с уже упоминавшимся прибытием в США в начале 1940-х годов из Европы целой плеяды прозаиков и поэтов, публицистов и ученых, оказавшихся там после революции в России. Это поколение российских писателей весьма повлияло на русско-американскую литературу 1950-1970-х годов. Нью-Йорк сменил на время Париж в качестве нового центра интеллектуальной жизни русского зарубежья. В 1950-х годах в Нью-Йорке появилась серия литературных альманахов "Опыты", "Русский журнал", студенческий журнал "Подснежник"; в Лос-Анджелесе – "Родные дали"; в Ньюарке (Нью-Джерси) – "Свободное слово"; в 1960-х годах в Нью-Йорке – альманахи "Воздушные пути" и журнал "Третий час"; в 1970-х годах в Филадельфии – "Перекрестки"; в 1980-х годах там же – "Встречи"; в Джерси-Сити – "Стрелец"; в Нью-Йорке – "Литературный курьер"; еженедельник "Новый Американец"; женский еженедельник "Точка зрения"; "Журнал" другие. Правда, не все из них просуществовали более двух лет.
Среди общественно-политических журналов послевоенных десятилетий можно назвать ежемесячник "Согласие" – с 1950 г. в Лос-Анджелесе, а в Нью-Йорке – "Социалистический вестник" и "Судьбы России" – с 1957 г., а с 1975 г. – "Российская независимость". В качестве изданий различных новых, возникших после войны организаций появились журналы русских ветеранов – "Наши вести" и "Корпусник" в Нью-Йорке и "Вестник" в Сан-Франциско, ежемесячник Ассоциации помощи русским американцам "Русское дело", монархический ежемесячник Российского имперского союза "Зарубежная Русь", организованного в 1973 г. Конгресса русских американцев – "Русский американец", ежегодник "Записки" Русской академической группы, скаутский журнал "Спарк", "Журнал Русского нумизматического общества" и другие. Продолжали выходить издания некоторых русских довоенных организаций. Тираж большинства из них колебался от 200 до 600 экземпляров.
Что касается церковных журнальных изданий, то по линии Американской Митрополии, преобразованной в 1970 г. в автокефальную Православную церковь в Америке, помимо ее довоенных изданий "Русско-американского православного вестника", "Русского православного журнала" на английском языке и "Православной жизни", стали издаваться в Крествуде (штат Нью-Йорк) с 1952 г.; с 1958 г. "Православный вестник" на английском языке в Сан-Антонио (Техас), а с 1975 г. ежеквартальный журнал "Православная церковь в Америке". Московская патриархия Русской православной церкви продолжала издавать на английском журнал "Единая церковь", а братские общества – свои журналы "Правда" в Филадельфии и "Странник" в Питтсбурге. У Русской православной церкви за рубежом, кроме довоенного издания "Православная Русь", в 1950 г. появился также журнал "Православная жизнь", хотя в последующие десятилетия и без того небольшие тиражи обоих этих журналов значительно сократились. Из русскоязычных изданий неправославных деноминаций с 1945 г. в Гарфилде (Нью-Джерси) начал выходить раз в квартал журнал евангельских христиан-пятидесятников "Странник", а с 1967 г. в Сакраменто (Калифорния) – журнал русских баптистов "Наши дни".
На проходившем в июне 1999 г. в Москве Конгрессе русской прессы основатель и редактор упомянутой выше калифорнийской газеты "Панорама" А.Половец сказал: "Если ситуация не изменится и будет продолжаться свободный обмен людьми и идеями, то поле деятельности русской прессы за рубежом будет расширяться. Если же вновь возникнет изоляция от метрополии, я рассматриваю поле деятельности как стабильное. Потому что в большом числе семейств хранятся и русская культура, и язык". Думается, что, говоря об обозримом будущем, он прав.
Э.Л. НИТОБУРГ, "США и Канада"
|