В начале этого года мэрия Бостона провела чествование своих граждан, проживших в браке 50 и более лет. Так сказать, отметили «золотую свадьбу» всем городом. Было теплое поздравление и было приятное угощение с шампанским и закусками. Памятные подарки и фотографирование юбиляров.
Вскоре все участники получили по почте свои портреты. А мои друзья Татьяна и Клим Файнберги — не получили. Ну нет — так нет. Мало ли что там… И вот в марте выходит очередной номер журнала Boston seniority. Как бы это перевести? Если дословно, то «Бостонское старшинство». Смысл: Бостонские пожилые люди.
И в этом номере вдруг фотография моих друзей и такой (в переводе) текст «Если вы знаете эту пару, пожалуйста, сообщите Эйлин О'Коннор по телефону 617-635-2844. Они присутствовали на торжестве по поводу 50-летия брака, и мы хотели бы передать им их фотопортрет».
Обратите внимание: не Файнберги искали свой портрет и делали запросы в мэрию, а мэрия, не найдя адреса виновников торжества, стала искать их. Через журнал.
Конечно, тут же посыпались звонки: видели? читали? Люди они известные, в русском Бостоне их хорошо знают. Клим до недавнего времени активно способствовал в качестве волонтёра выходу в свет журнала «Контакт», Татьяна — постоянный автор, она рассказывала на страницах этого издания о судьбах многих наших товарищей по русскоязычной общине, о заметных бостончанах и гостях нашего города.
Чем показательна эта маленькая история? Разительным контрастом с Россией. Конечно, никаких собраний по случаю золотых свадеб в московской мэрии никто проводить не будет. Но, допустим, провели. Кто же станет там разыскивать людей, не получивших свой презент?
Социальная концепция жизни в Америка такова: в любом возрасте человек должен жить в благополучии, не ощущать унижения (например, бедностью), чувствовать себя достойно и жить, по возможности, счастливо. Под эту концепцию государство идет на беспрецедентные траты.
Перечислю, хотя, наверняка что-нибудь упущу. Все приехавшие в страну люди пенсионного возраста, не работая тут ни одного дня, получают SSI — денежное содержание, вполне достаточное для вот именно достойной жизни. К нему — фудстемпы на продукты. Субсидированные квартиры. Если подождать — двухкомнатные для одного и трехкомнатные для двоих. Если быстро, то чуть скромнее. Для всех — бесплатная (т.е. оплачиваемая государственными страховками) медицина: любые операции, личный врач, процедуры, все необходимые лекарства. Очки раз в год. Помощь дантиста и зубные протезы. Слуховые аппараты. Инвалидам выдаётся ортопедическая обувь, протезы, специальные — некоторые весьма дорогие — коляски «на электрическом ходу». Имеются транспортные службы, которые по вызову возят пожилых на приёмы к врачу, по магазинам, а то и в гости. Ещё приходит медсестра для контроля и процедур. Приносят еду.Ежедневно приходит помощник по дому для уборки и приготовления еды. Стоит еще сказать, что почти у всех тут живут очень успешные в американской жизни дети, а то уже и внуки. Они покупают для своих родителей новые машины, компьютеры, турпоездки по всему миру.
Вот уже 10-й год существуют Adult day care — Дома ухода за пожилыми или инвалидами. Посетители этих заведений называют их остроумно «дедсадами». Что это такое? Ну, нечто вроде санатория. Клиентов таких «садиков» привозят сюда на автобусах, по распорядку дня здесь завтрак, поездки в бассейн или по магазинам, прогулки, выезды на океан, встречи с интересными людьми, игры, компьютерные занятия. После вкусного обеда — возвращение домой.
По замыслу, в дедсадах люди избегают разрушительной депрессии. Заводят дружбу, общаются, в общем, ведут волне полноценный образ жизни. И меньше болеют. Здесь в ходу присловье: «Мы там всю жизнь строили коммунизм, а живем при коммунизме здесь, где его никто не строил».
Напоследок напомню такой анекдот. Некий посетитель дедсада обратился к святому привратнику Пeтру с просьбой походатайствовать перед Господом об устройстве его в рай. Пётр приходит огорченный с резолюцией Господа на прошении: «Отказать». Почему? А вот ниже пояснение: «Вы живете лучше, чем в раю». Мы-де, не можем, как кассационный трибунал, ухудшать положение приговорённого.
На социальную сферу в Америке тратят в два раза больше средств, чем на оборону (на которую тратят больше, чем во всем мире, вместе взятом), то есть около 2 триллионов долларов. Фантастическая цифра! И для чего? Только ради реализации уже названной концепции: «в любом возрасте человек должен жить достойно». Для русского, для страны, где главное было построить канал, дорогу, Магнитку, навалить кубометры леса, взять к 7 ноября Киев, — это дичь, вздор, «этого не может быть». Однако есть. Какое имеет значение, сколько феллахов погибнет на строительстве пирамиды Хеопса? Они все равно умрут. Раньше-позже, не все ли равно. Никто их не знает и не узнает. А пирамида — вот она, стоит до сих пор. Стоит, стоит. И на неё пялятся туристы из Америки и прочих стран «дикого Запада», за счёт которых живут наследники фараонов.
Может быть, все эти пенсионеры и прочие бедняки — это нелепые расходы? Может быть. Но, видимо, есть некая тонкая связь между тем, что СССР с его лесоповалами, Днепрогэсами, так и не воздвигнутым Домом Советов и штурмом Берлина рухнул, а безумная в своем транжирстве для «бесполезных» пенсионеров Америка — единственная сверхдержава в мире. И даже если она когда-нибудь в необозримом будущем исчезнет, как Древняя Греция и (первый) Рим, то останется в истории как образец, на который стоит равняться. А не как Ассирия или Второй и Третий Рим, которые тоже исчезли, но на которые равняться не следует.
Валерий ЛЕБЕДЕВ, Для "Русской Америки NY"
|