Черчилль сказал о политике США: «Америка всегда выбирает самое правильное решение, перепробовав перед этим все неправильные».
О современной России можно сказать обратное: она выбирает из всех возможных самое неправильное решение, испытав перед тем не совсем верные, частично ошибочные и в высшей степени сомнительные.
Сотни лет Россия пыталась учиться у Запада. У Европы. Начиная с призвания варягов. Земля русская и тогда была велика, но, как известно из Лаврентьевской летописи в ней не было порядка. Ученичество шло ни шатко, ни валко, чаще порядок наводился привычными казнями. Иван Грозный сильно преуспел в этом деле и, как писали сатириконовцы, успешно изучал свой народ, знал русского каналью в деталях, расчленяя его на части и исследуя их по отдельности.
Все же медленно, но приобщение к цивилизации шло. Алексей Михайлович заменил стрельцов-огородников на иноземный строй, на регулярную армию. Его сын Петр Великий учинил флот, газету, кунсткамеру и даже саму Российскую Академию де сиянс.
В общем, худо-бедно, но в 19 веке поехали паровозы, пусть и по более широкой колее (чтобы Европа не вторглась), поплыли пароходы, загорелась электрическая свеча Яблочкова и лампочка Лодыгина-Ильича, изобретенная Эдисоном.
Потом и вовсе поехали машины и полетели самолеты. Изобретали их русские, но в силу реакционности власти, крали иностранцы.
Вообще, с этим догоном и законной гордостью великороссов за свершения имеются диалектические противоречия. С одной стороны – нужно догонять. С другой – во всех областях русские и так были первыми. Во все учебники, в БСЭ-3 (а четвертого издания энциклопедии и не было) вошла история о том, что за 52 года до братьев Монгольфье воздушный шар уже изобрел и летал на нем русский подьячий Крякутной.
Вот текст:
«1731 год. В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, и он ушёл в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».
Вики сообщает: «В 1956 году, к 225-летию полёта, была выпущена памятная марка, и в Нерехте был воздвигнут памятник Крякутному, у которого принимали в пионеры. В Нерехте была улица Крякутного. В 200 7 году губернатор Рязанской области Георгий Шпак назвал рязанцев «мировыми первопроходцами в воздухоплавании». В экспозициях Рязанского Кремля несколько десятилетий существовала экспозиция, посвящённая полету Крякутного на воздушном шаре».
При всем том самого Крякутного никогда не было на свете. Этого самого Крякутного (без имени) изобрел некто А.И. Сулакадзев, известный в конце XIX века многочисленными фальсификациями древнерусских рукописных текстов.. При этом он ссылался на семейное предание и некие записки своего деда по матери Боголепова, служившего, по его словам, в XYIII веке в Рязани полицмейстером. Никаких записок, однако, не привел. И никаких иных сведений о деде-полицмейстере в истории тоже нет. Само выражение, списанное бойким Сулакадзевым откуда-то и непонятое им звучало как «нерехтец Крякутной фурвин» (фурвин якобы название воздушного шара) и означало «немец крещеный Фурцель». Так имя немца Фурцеля превратилось в воздушный шар, сам немец – в нерехтинца Крякутного, все остальное про надувание, полет и спасение на колокольне придумал Сулакадзев и Россия стала родиной воздухоплавания. На подмогу ему уже в конце XIX века подкинули вполне исторического морского офицера Можайского, совершившего первый полет на самолете своей конструкции за три десятка лет до братьев Райт.
Документов, описывающих ход испытаний самолёта Можайского, не сохранилось. Кто в нем сидел – не известно. Не известна дата исторического полета. Не осталось деталей того самолета. Судя по чертежам, паровой двигатель мощностью в 30 л.с. и профиль крыла без подъемной силы в принципе не мог оторвать его от земли. По словам очевидцев, самолет толпой разгоняли с настила — наклонной плоскости; съехав со «взлетной полосы», самолет дрыгнулся, зацепил крылом за землю и развалился. Сын Можайского пытался продать останки Военному министерству, но там в ужасе отшатнулись и только хватались за голову от выброшенных сумм на постройку аэроплана.
Еще два колоритных персонажа. Сельский дедушка садовод «академик» Мичурин как основатель «привоями и подвоями» новой "мичуринской биологии" и полубезумный старикан, городской чудак "тоже академик" Циолковский, учитель физики заштатного женского епархиального училища в маленьком городе Боровск, пугающего провинциальных барышень искрами из машины Румфорда, как основоположник космонавтики.
Вполне можно было бы еще назвать Анну Каренину изобретателем паровоза, а Герасима (вместе с Муму) — подводной лодки, тем более, что доказательства были неоспоримыми.
В 1949 году была выпущена объемная книга «Рассказы о русском первенстве». В ней что ни возьми – все было изобретено русскими. Любая мелочь. К примеру – велосипед. Его изобрел некто мастеровой Артамонов с Урала и был послан (кем — не сказано) своим ходом показать диковинку на «коронацию Павла в 1801 году».
«Историк» Белов написал в 1896 году: «Во время коронования императора Павла I, следовательно в 1801 году, мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем своим потомством».
Немного перепутали патриоты. То были похороны невинно убиенного императора, а короновали его сына Александра. Никаких следов велопробега документами не установлено. Более того, нет и следов самого мастерового Артамонова. Просто какие-то фантомы, поручики Киже. В советское время в музее возник искомый самокат, сделан он был из бессемеровской стали, появившейся только в 1870 году, и был куплен в Германии. Вот так и догнали проклятый Запад.
Хотим узнать, кто изобрел первый трактор? Смотрим в советскую энциклопедию. Читаем: Федор Блинов. Но, будучи уже немного настороже, предполагаем, что либо не было Блинова, либо трактора. Блинов – таки был. Служил на Волге бурлаком. Очень хорошая, традиционная профессия. Переходила от отца к сыну как ревматизм из колена в колено.
Значит, что-то не то с трактором. Действительно, оказалось «то» некоей повозкой вроде маленького сарайчика на древних «бесконечных рельсах» (так тогда называли гусеничный движитель). И если обычный трактор придуман для того, чтобы тащить за собой какую-то поклажу или плуг, то трактор Феди Блинова, напротив, волокли две клячи. Сказался-таки бурлацкий жизненный опыт Феди, который ранее изобрел самоходную баржу.
В книге про русских умельцев нашел вещи почти невозможные для эпохи борьбы с врагами народа. Рассказано, что первый в мире танк был построен в 1915 году Александром Пороховщиковым. За год до битвы на Сомме, где войска Антанты впервые использовали английские танки «Марк» в бою. Огромный вид чудищ обращал неустрашимых тевтонцев в бегство. Сам Пороховщиков описывает своего монстра как маленький вездеход, по пояс человеку, без башни, оружия и брони, который, однако, безнадежно застревал в снегу толщиной 25 см. Впрочем, изобретатель предполагал и броню. Он писал о ней так:
«Броня представляет собою комбинацию из упругих и жестких слоев металла и особых вязких и упругих прокладок. Котельное железо отжигалось по способу, составляющему секрет изобретателя, а в качестве прокладки после громадного числа опытов используется сушеная и прессованная морская трава».
Броня из котельного железа и сушеной травы – безусловное новаторство.
Александр Пороховщиков был талантливым человеком. Но не в танкостроении. Он стал конструктором и производителем небольших самолетов – бипланов учебного типа. После революции сам сдал свою фирму большевикам и пошел «честно служить новой власти». Власти, однако, от него нужно было немного другое: чтобы он посидел на Соловках и занялся пилкой бревен. Когда он отпилил свое, то снова стал честно служить. И снова неудачно: его посадили повторно в 1940 г. И через год расстреляли, как видно, за то, что он пытался всучить Красной Армии в 1915 году броню из травы.
Казалось бы, зачем вспоминать в патриотической книге, наполненной борьбой с космополитами, имя врага народа? А вот как раз потому, что превосходство и приоритет превозмогали. Было бы неплохо приписать танк какому-нибудь Крякутному, но тоже сложно: все же дело происходило не в XYIII веке, а в XX, живы современники, а никто его не видел, не слышал, не знает. Решили, что война все списала, что там произошло с этим Пороховщиковым, никто и не вспомнит.
Между прочим, этот Пороховщиков – дед известного актера, тоже Александра Пороховщикова, чья жена повесилась, а сам он умер в мучениях. У советской власти длинный меч возмездия.
Любопытно, что даже при советской власти, которая была самой прогрессивной в мире и указывала ему, миру, путь, все же по-прежнему стоял вопрос о «догнать». Сначала догнать Запад, а потом и перегнать. Товарищ Сталин, наипервейший русский патриот, говорил, что Россия всегда отставала и ее били за отсталость. И в своей ликбезовско-катехизисной манере перечислял, кто именно бил. При этом с гордостью сказал, что все равно Россия-СССР стала шестой частью суши и самой большой страной в мире. Видимо, распухала от побоев.
Тем не менее, тов. Сталин указал за 10 лет догнать Запад, а то сомнут. В знак чего выпустили токарный станок ДИП-200 (Догнать И Перегнать). Это было до войны, а после уже весь станочный парк вывезли из Германии и ДИП-200 был заброшен. То был самый радикальный способ догнать и перегнать.
Знатный агроном Никита Сергеевич всю жизнь копал и закапывал капитализм, но неожиданно поставил задачу догнать и перегнать Америку по мясу и молоку. Бросок закончился повышением цен на мясо-молоко, расстрелом недовольных в Новочеркасске и с тех пор не останавливающемся экспорте хлеба и прочей снеди с Запада.
Все же уроки брались и процесс шел.
В новой демократической России была поставлена задача построить правовое государство (большая нелепость на фоне почтения к традиции) и не столь заметная несообразность, как проведение модернизации, инновации, введение нанотехнологий и построение Сколково.
Теперь, в апреле 2014 года, со всеми этими нелепостями с догонами покончено.
Министерство культуры РФ отправило в администрацию президента материалы и предложения к проекту программы «Основы государственной культурной политики». На его базе будет подготовлен сам проект. В данный момент создана рабочая группа, которой руководит глава администрации президента, генерал КГБ Сергей Иванов, в прошлом любимый порученец самого Андропова. Помогает ему советник президента по культуре Владимир Толстой, наперсник самого Путина, а кое-какие руководящие указания дает и министр культуры Мединский, написавший за два года 17 книг по истории России. Такому написать проект новой концепции культуры ничего не стоит.
Ключевыми понятиями проекта программы являются «единый культурный цивилизационный код», «цивилизационный принцип», «мультикультурализм», «толерантность», традиции, православие, духовные скрепы, русский мир, духовность, исконные ценности « и др.». Про «мультикультурализм» и «толерантность» сказано кратко и с отвращением, что это все никак не соответствует традиционным ценностям и потому включено в новую концепцию не будет.
Среди этого «и др.» нет ни единого слова о науке, модернизации, нанотехнологии, инновации, Сколково, о том, что нужно кого-то догонять или перегонять. То есть, наука и всякая модернизация-инновация приравнены к «мультикультурализму» и «толерантности».
Сразу выскочил неизвестный кинорежиссер Александр Мельник и сказал, что согласен с тезисом, изложенным в документе: «Россия — это не Европа». И сразу стал известным. Мельник добавил, что в течение 25 лет Россия пыталась идти по европейскому пути, но со временем выяснилось, что «этот путь неверный».
В проекте много всяких словес и определений, что есть культура (Малевич, например, не культура, ибо вместо светлой иконы Богоматери явил миру бесовскую бездну), вообще много умничанья, после чего хочется спросить: дядя, вы дурак? Есть кое-что и по нашей теме о первенстве.
Цитирую:
«Россия в рамках такого подхода должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к «Западу» («Европе»), ни к «Востоку». Краткой формулировкой данной позиции является тезис: «Россия не Европа», — подтверждаемый всей историей страны и народа, а также многочисленными культурно-цивилизационными различиями между представителями русской (российской) культуры и иных общностей.
Имеется в виду восприятие российской истории как непрерывного процесса — от Российской империи через СССР к современной Российской Федерации. Цивилизационное ядро русской (российской) культуры с присущими ей ценностями остаётся неизменным на протяжении всего этого периода.
В XX веке были предприняты две мощные попытки изменить культурно-цивилизационную идентичность России: коммунистами в 1917 году и сторонниками «либерально-западного» пути развития в конце 1980-х — 1990-х годах. Как видится и отмечается всеми исследователями, российскими и иностранными – обе попытки слома традиционной идентичности не имели успеха. Определённым подтверждением этого тезиса является сам факт разработки рассматриваемого документа.
Насаждение чуждых ценностей (в том числе средствами псевдоискусства) ведёт к психическому неблагополучию, которое проявляется через рост преступности, алкоголизма, наркомании; через рост заболеваемости и смертности, сокращение продолжительности жизни; через рост числа самоубийств и брошенных родителями детей и т. д.
Главным нашим козырем является наша уникальная цивилизационная идентичность, выраженная в нашем историко-культурном наследии и в нашей системе ценностей».
Вот так выглядит идеологическая борьба с Западом, с низкопоклонством и пресмыкательством перед буржуазной культурой и техникой. Пусть сами западники от своего псевдоискусства и за свои ложные ценности растят преступность, алкоголизм, наркоманию, заболеваемость и смертность, сокращают продолжительность жизни и занимаются самоубийствами.
В общем, наконец-то преодолен когнитивный диссонанс между тоже своего рода традицией учиться у Запада и горделивой позой славянина, стоящего одиноким утесом посреди Босфора в своем Царьграде. Это недоносок Петр считал, что чему-то там нужно учиться в Голландии, Александр II полагал, что нужно отменить крепостное право и ввести суд присяжных, чтобы стало прилично, «как в Европе», Сталин проводил индустриализацию, которую ему строила американская фирма Кана по своим проектам, пусть и руками русских зэков. Никита завозил кукурузу с канзасщины, Брежнев импортировал трубы большого диаметра и нефтяное оборудование, Горбачев брал кредиты, Ельцин вставал с колен (выходит, Россия стояла на коленях!) Медведев встречался со Стивом Джобсом и восхищался смартфонами Эппл. Все, хватит, баста. Путин не пользуется сотовыми телефонами. Совсем. И интернетом. Об этом с гордостью на днях сказал его пресс-секретарь Песков. У него есть фельдъегеря и нарочные. Потом, может быть, придет очередь голубиной почты. Она где-то близка к соколиной охоте, этой исконно русской забаве.
Хорошо и славно прокламировать свою первобытную первозданность и приоритет. Сказать о высочайшей культуре, традициях, корнях, соборности, нутряной самобытности. Так ведь и другие могут сказать также про их самость. Чем, например, племена Зимбабве с их культом вуду хуже? Их колдуны очень духовны и воздушны, они по ночам летают над корралями, сералями и бантустанами и пусть кто-то попробует это опровергнуть. Никто не сумеет, потому что это невозможно.
Русская исключительность, то, что Россия и так всегда была первой, доказывается объективным способом: Россия давно стала и остается самой большой страной мира. Да, это факт, с ним не поспоришь. Ну, вот и доказательство. Найдена очередная национальная идея, обретена провиденциальность, предначертанность судьбы. Эта огромность и есть следствие особой роли и значения России. Даже странно, что такой ход не был найден раньше. Действительно, смешно чему-то учится или догонять Запад, если он меньше России.
Догонять Запад – это все равно, что гиганту уподобляться карлику. Невозможно, смешно и нелепо. Пусть Европа догоняет великую Россию, что, впрочем, тоже невозможно, смешно и нелепо.
Некто (критикан) скажет, что 70 процентов территории России находится в вечной мерзлоте и непригодно для жизни. Это для западных хиляков непригодно. А русская кровь на морозе горит. Вождь прикажет – будут жить. Будут работать и, если надо, жизни отдавать за родину. И отдавали – до сих пор их тела как в Мавзолее лежат нетленными в вечной мерзлоте.
В общем, разговоры о температуре – это частность, географическая деталь. Главное – самая большая страна.
Из новой концепции русской культуры, согласно которой она первична, автохтонна, глубинна, духовна и пр., а следствием этого является величина страны (духовно ничтожная страна по определению не может быть великой), следует важнейший политический вывод.
А именно: нужно не маяться дурью, не догонять, не что-то модернизировать (тут даже большой патриот Проханов заблуждался), а наращивать территорию. А это и был глубинный смысл существования России. Почему народ так тяжело переживает распад СССР? Как раз потому, что оборвалась вековечная нить русской истории, сакральные смыслы, глубинные предначертания Русского Духа – быть первыми, лучшими, большими, великими. Почему народ так ликует от присоединения Крыма? Потому что все это оборванное начало восстанавливаться. Народ не обманешь, он правду нутром чует.
Отсюда легко вычисляются шаги в политике: идти вширь. Когда-то Чингиз-хан завещал монголам дойти до последнего моря. Им не удалось. Теперь эту миссию, получив импент от монголов, исполняет Москва. Часто эту миссию толкуют вульгарно, упрощенно, как желание Путина восстановить СССР-2, как некие имперские амбиции. На самом деле – это не что иное, как возврат к истокам, к своей природе.
Можно сколько угодно говорить о том, что времена «тех империй» миновали. Что теперь тоже можно завоевать мир, но не конницей Буденного, не танковыми колонными и даже не боевыми роботами, а идеями, наукой, технологиями, дающими, в том числе, все невообразимое разнообразие бытовых и информационных машин. Но признать это означало бы вернуться к порочной теории лидирования Запада.
Как быть с теми, кто хочет иметь всякие западные побрякушки? В конце концов, с нуждами армии для расширения и укрепления границ? Просто: западные варвары сами принесут. Как дань. Как приносили соболей русские князья своим учителям и повелителям ханам в Золотую Орду.
У России в бывшем Арзамасе-NN (точное знание номера секретно), ныне в преподобном Сарове, лежит как новая святая и православная термоядерная царь-бомба мощью в 102 мегатонны. Еще с 1961 года. Этого достаточно для убеждения и добровольного приношения даров Волхвов современному русскому Православному и Духовному Христу.
Всей этой бесспорной концепции можно кое-что противопоставить. Но надо ли возражать именно сейчас? Пока не надо. Как учит ныне русских политическая гейша япона-мать Хакамада, не следует раздражать и огорчать президента – победителя и триумфатора Крыма.
Валерий ЛЕБЕДЕВ. Для "РА NY"
|