- Олег, будучи уже Заслуженным артистом РСФСР, Вы опять пошли учиться на Режиссёрский факультет ВГИКа. Вы что-то поставили после этого?
- Да, я закончил режиссёрское отделение во ВГИКе у Ефима Львовича Дигана. Когда я должен был делать диплом, я ему принес сценарий по Тургеньевской теме, он назывался " Двое ", о ребятишках братишках, сестру которых барин на ночь отдал своему другу, и она повесилась. А братья сожгли этот дом. Короткий фильм минут на двадцать. Там были и светлые моменты. Вдруг Ефим Львович ко мне подходит и говорит: "Олежек, этот фильм ты снимать не будешь. Я спрошиваю: "Почему, Ефим Львович?" Он отвечает: "Очень современно". Тогда я думал, ну как это современно? Оказалось да. Любое насилие, любой момент ограничения свободы, крепостничество, как бы его ни называли. Я снял свой дипломный фильм, только не "Двое", а "Переезд". После мне сказали, что классику мне не дадут. Только социальную тему. Там был сценарий о революции на Кавказе. И я подумал, что из этого можно будет сделать фильм, в котором прозвучит тема исторического конфликта, национальных обновлений. Почему люди, которые практически жили чуть ли не в середине 19 века, пошли за какой-то новой идеей? У меня было введено много Белых героев, которые отступали. Ещё даже не читая сценарий мне уже начали ставить палки в колёса. Сказали: "Нет, Вы не можете такую вещь ставить". И прикрыли этот фильм.
- Вы были такой успешный актёр, заслуженный артист России. Вас много снимали, обожала публика. Вы не были диссидентом. Почему же Вы решили покинуть Россию?
- Я покинул Советский Союз, а не Россию. Из Советского Союза выехать было невозможно без разрешения. Меня сделали невыездным даже в Болгарию. И потом, в кинематографе наступала чёрная полоса, потому, что Ермаш положил 129 фильмов на полку. Не моих, но это неважно. Это огромное колличество фильмов. Увеличевалось давление цензуры. Атмосфера такая серая висела в воздухе, очень неприятная. Потом, я понял, что мне там не дадут работать. Какой-то агел хранитель выталкивал меня оттуда. Плюс ко всему моя любовь к путешествиям, странствиям. Желание увидеть другой мир. Америка меня всегда влекла, потому, что это мир свободных людей. Если бы у нас границы были открыты, тогда я мог бы свободно ездить и возвращаться. Бывать и там и здесь. Наши зрители всегда для меня остаются такими же родными.
Когда я приехал в Лос Анжелес, мне было очень тяжело. Я ведь убежал. И я написал такое стихотворение.
Гуси гуси, грусть тоска.
Точно барин не отпустит.
Жизнь тяжка. Не давал
Не даст он воли, убегу.
За мученья и за горе
Подожгу. Пусть горит
Костром по ночи барский дом.
Убегаю в степи жаркие за Дон.
Чтобы жизнь моя свободна и легка,
Словно травушка ковылка по пескам.
Прогуляла, прошумела целый век,
Чтобы люди вспоминали - человек.
Вы знаете, почему это родилось? Хотел снимать фильм...
- Хотелось бы услышать от Вас о Вашей семье?
- Все эти годы у меня была семья, мама... Прошёл год, как умерла Лора, мама жены, которую я тоже считал своей мамой. Потому что мои тётя и мама умерли уже давно. Её отличали щедрость, душевная доброта, и потрясающее понимание. Когда люди открывали дверь, с них слетала вся чепуха и вся шелуха перед Лорой. Лора была очень светлый человек. Она закончила войну в качестве подполковника Военно Морских Сил США. Она была принята одной из первых в группу женщин, которым выпала честь стать первыми женщинами, служащими в рядах Военно Морских Сил США. И ушла одной из последних в этой группе. Всю жизнь она помогала людям. И дочь её Джоанна такая же. Моя жена Джоан очень умный человек, толковый, талантливый.
- Олег, а что такое счастье?
- Счастье - это когда ты здоров. Когда ты можешь помогать другим людям, одаривать их своей любовью, своими делами. Это счастье. Счастье, оно плодоносяще. Счастье - это книги. Счастье - это познание мира, открытие его. Счастье это путешествия. Счастье - это когда ты спокоен в своих позициях. Когда ты можешь на себя посмотреть и увидеть перед собой честного человека. Счастье, когда у тебя есть близкие. Очень надо беречь своих родителей. Потому что когда они уходят, они уносят частичку твоего счастья навсегда.
- А что сегодня происходит с вашей актёрской судьбой?
- Я человек не амбициозный с точки зрения Голливуда. И досточно разумный, чтобы понимать, что здесь есть множество своих, желающих вскочить в этот сверкающий возможностями поезд. Но, всему своё время. Иногда что-то бывает. Я снялся в 13 днях. Меня никто не узнаёт, потому что мне нос сделали, подбородок, уши, очки. Я сыграл посла Советского Союза в ООН Валериана Горина, очень приличного человека, который действительно ничего не знал о поставках ракет на Кубу, что удивительно.
- И в заключении мне хочется спросить о Ваших ближайших творческих планах?
- Ричардом Айсом, моим америанским другом, готовится сценарий. Я там буду играть роль русского в Америке. Было очень много пожеланий. Соберу все свои листочки со стихами и напечатаю книжку. А потом нужно будет написать книгу мемуаров. Жизнь я прожил не только человеческую. Я считаю, что когда я играл ту или иную роль, я находился в этих эпохах. И безусловно на меня оказывали влияние мои герои. Например, когда я играл запорожского казака в Югославии, то написал такие стихи.
Трынь трава мне колокол,
Коршун проводник.
Не тащусь я волоком,
А иду напрямик.
Должен только господу
И Иисусу Христу.
Звёздочками острыми
Осветил мне тьму.
Должен своей матери
И Русской земле.
Басурманам статями
Не сидеть в седле.
Должен своей любушке
Горячую кровь.
За со мной мучения,
За её любовь.
Аннета Мейман
|