Казалось бы, Католическая церковь, оплот и твердыня христианства, должна была бы с величайшим уважением относиться к народу, давшему христианам Бога. Но нет, Католическая церковь в течение многих столетий усердно занималась гонениями на евреев.
Но вот фанатичный пророк Реформации Мартин Лютер вышел на европейскую арену, чтобы осудить все грехи церкви и вернуться к истокам христианства. И что, воздал он должное создателям своего вероучения? Нет, к концу жизни он сам стал безграничным антисемитом. Он был простым, грубоватым человеком, подверженным приступам ярости. Дикий охотник и воин все еще сидел в его подсознании.
Владимир Жаботинский писал об еще одном явлении, вызывающем антисемитизм. Это - неумение евреев защищать себя. Что с того, что Танах говорит «око за око, зуб за зуб»? Когда нужно физически защищать себя и свою семью, религиозный еврей молится. Других способов защиты он не знает. Именно поэтому в царской России небольшие группы погромщиков - неско-лько десятков человек, вооруженных кольями и вилами, устраивали погромы в местечках, где жили сотни или тысячи евреев, имевших в хозяйстве точно такие же колья и вилы. Но никому (или почти никому) из них даже не приходило в голову защищаться. Кротость евреев перед лицом врагов не вызывала ни сожаления, ни симпатии к ним. Наоборот, она усиливала ненависть, ибо варвару необходимо ненавидеть того, на кого он бросается, а беспомощность жертвы подстегивает его лютость. А более цивилизова-нный человек если и не ненавидит не умеющих себя защищать, то в душе презирает.
Жаботинский в течение всей жизни пытался организовывать еврейскую самооборону - сначала в России, потом в Палестине. Он создавал еврейские вооруженные организации в Палестине и еврейские вооруженные силы в армии Великобритании. Он получил за это со стороны еврейских левых презрительную кличку «милитарист». А ведь он был прав, и мы это видим сегодня. И что с того, что из созданного Жаботинским Пальмаха выросла Армия обороны Израиля, которую считают одной из лучших в мире? Представьте себе, что Израиль населен не евреями, а американцами и что арабы проводят массовый террор против них - точно так же, как они это делают против евреев. Как вы думаете, долго ли эти террористы просуществовали бы перед тем, как американцы превратили бы их в мокрое место, не считаясь ни с какими воплями мирового общественного мнения? Когда Бен Ладен напал на Нью-Йорк и Вашингтон, американские силы нашли и уничтожили его боевиков (к сожалению, многим удалось скрыться) на противоположной стороне земного шара, в Афганистане. И это только цветочки, возмездие только началось.
В Израиле же арабские боевики живут рядом, в полной достижимости - нужно только руку протянуть, израильская разведка сплошь и рядом знает из домашние адреса в десяти минутах езды от Тель-Авива или Иерусалима, но израильское руководство либеральничает, медлит, ограничивается полумерами, оглядывается на то, что по этому поводу думают заграницей, что думают «свои» Йоси Бейлин, Йоси Сарид и Шимон Перес, что думают генсек ООН Кофи Аннан и президент Египта Мубарак.
Нет, что ни говори, но в критической ситуации иногда очень полезно, если в твоем подсознании сохранилось немножко от дикого охотника и воина. И мало создать прекрасную армию - нужно еще иметь политическую волю для того, чтобы применять ее, не мешкая, там, где надо, когда надо и так, как надо.
Теперь политические силы во всем мире опять ощущают, что эти странные исраэлиты, несмотря на все их предыдущие победы, защищаться все-таки не умеют и можно играть с ними в политические игры во имя нефти или других интересов. Для кого игры, а для кого кровь детей и судьба народа. Но почему выдающийся генерал Ариэль Шарон, став премьер-министром, принял эту игру?
Можно говорить о многих причинах политических ошибок и политической слабости Израиля, но не кроется ли корень этой слабости в том, что евреи, в отличие от христиан, не случайно оказались в рамках иудейской цивилизации, а сами создали эти рамки? Еврейский гуманизм, - а гуманизм и есть основа иудео-христианского морального кодекса, - слишком глубок и органичен для того, чтобы евреи решились беспощадно уничтожать своих врагов, даже при самозащите. Побеждая в предыдущих войнах, израильская армия старалась убивать как можно меньше вражеских солдат, давая им возможность сдаться или убежать, бросив оружие. То же самое мы видим и сейчас, во время «интифады». Один отслуживший в армии израильтянин с горечью рассказывал, что наиболее частая команда, которую слышат израильские солдаты, это «Не стрелять!»
Парадоксальным образом провозглашенный «одним из наших» (Христом) принцип «если тебя ударили по одной щеке - подставь вторую» оказался ближе евреям, чем христианам. Еврейские левые - и в Израиле, и в Америке - доказывают это ежедневно, отстаивая права террористов и забывая о правах своего народа.
Так значит, евреи все-таки не такие, как все? В определенном смысле да, но в этом утверждении ни в коем случае не следует видеть какого-либо расизма. Каждый народ, сохранивший свою самобытность, в чем-то отличается от других. Но не каждый народ имеет традицию длиною свыше четырех тысяч лет (если считать от Авраама) и не каждый народ заложил основы цивилизации, которая сегодня все еще фактически доминирует в мире. Это не расизм, это историко- философский взгляд на место и роль еврейского народа. Такой абсолютно гуманистический взгляд разделяли многочисленные философы разных народов. Россия дала целую плеяду мыслителей, понимавших историческую роль еврейского народа и несовместимость христианства с антисемитизмом: Бердяев, Булгаков, Вл. Соловьев, Зеньковский, Федотов, Мережковский, Карсавин, Л. Толстой и многие другие.
Николай Бердяев писал: «Еврейский народ есть, по преимуществу, народ истории, и в исторической судьбе его чувствуется неисповедимость Божьих судеб… Всемирно- историческая роль еврейства, в сущности, не может быть поколеблена…».
С Бердяевым перекликается Сергей Булгаков: «…С духовными судьбами Израиля таинственно и непреложно связаны и судьбы христианского мира. …Израиль соединен некими узами духовного брака со всем человечеством…»
Подобных цитат можно было бы набрать множество, и даже философы-антисемиты не в состоянии отрицать огромную цивилизаторскую ро-ль евреев в истории человечества.
И хотя какая-то часть русской или европейской и американской христианской души стремиться выпрыгнуть из смирительной рубашки иудео-христианской цивилизации, есть еще и другая часть этой души, которую тянет назад, к истокам человечности. И не случайно и Федор Достоевский, и Сергей Булгаков в сво-их писаниях об евреях приводят одну и ту же цитату из русского поэта Нестора Кукольника:
Загорит, заблестит луч денницы:
И кимвал, и тимпан, и цевницы,
И сребро, и добро, и святыню,
Понесем в старый дом, в Палестину.
И. КЛЕЙНЕР, “Каскад”, Балтимор
|