Общеизвестна какая-то необычность еврейского народа. Антисемиты ненавидят этот народ, существует какое-то число филосемитов, превозносящих его, сами евреи познают свою необычность чаще всего на собственном горьком опыте, перенося всевозможные преследования и унижения, о еврейском народе очень много говорит Библия, на эту тему написано тысячи и тысячи книг и статей. Очевидно, если миллионы людей в мире выделяют один народ изо всех, то из этого следует логический вывод: народ этот, хуже он или лучше, наверняка в чем-то не такой, как все.
Было время, когда любой еврейский ребенок не сомневался, что еврейский народ отличается от всех тем, что он народ богоизбранный, и об этом мы знаем из Торы, то есть из уст самого Господа. Разве можно сомневаться в том, что сказано Свыше?
Теперь времена другие, и очень многие еврейские дети не только не знают о том, что сказано в Торе, но даже и не ведают, что такое Тора. И не только дети, но и взрослые евреи слишком часто путаются в том, что такое Тора, Танах, Библия, Пятикнижие, Ветхий завет, Новый завет и какая разница между всем этим. Даже среди еврейских интеллигентов уровень осведомленности в этом вопросе чаще всего низок. Они оправдываются, говоря, что в наше время «это все» уже не нужно. Но кто уважает людей, оторванных от своих корней, своей культуры, своей исторической памяти, своей земли, не говоря уже о религии и Боге? Посмотрите, как американцы берегут и изучают свою коротенькую двухсотлетнюю историю. А что знают из своей истории рядовые евреи диаспоры? Как говорится, «все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
Здесь не место объяснять библейские азы, но остается вопрос: в чем же все-таки евреи отличаются от других народов?
И тут следует подчеркнуть один характерный момент: об отличии евреев от всех других народов больше всего пишут не сами евреи, а мыслители, писатели, публицисты и политики неевреи. Сама частота постановки вопроса о евреях выявляет какую-то имманентную особенность не самих евреев, а отношения к ним со стороны всех других и об их - этих других - психологии. Еврейский вопрос был одним из центральных в идеологии нацизма. В идеологии русского национализма жид тоже занимает «почетное», так сказать, место как главный враг всего, что русским националистам нравится. Если бы им вдруг очень понравился древнееврейский язык, они, безусловно, объявили бы евреев главным врагом этого языка, поскольку это неверное племя в течение двух тысяч лет упорно говорило на любых других языках, зловредно не желая говорить по- древнееврейски.
Почему Солженицын написал книгу «Двести лет вместе» именно о евреях? Неужели это сегодня главная проблема России? Неужели это когда-либо в истории было главной проблемой России? Почему бы ему ни написать «Двести лет с чеченцами» или «Восемьсот лет с татарами»? Но у Солженицына, как и у всех русских националистов, только один гвоздь в сапоге - евреи.
Известный русский националист Василий Шульгин, бывший главный редактор антисемитской газеты «Киевлянин» и член Государственной Думы, уже находясь в 20-е годы эмиграции, тоже родил книгу о евреях под названием «Что нам в них не нравится». Оказалось, что ему не нравится многое, но самое главное - это то, что эти два-три миллиона жидов непременно хотят сесть на шею русскому народу. Видите ли, лучшего места они не нашли.
Шульгин круглым дураком вроде бы не был, но странно то, что он не понял, насколько глубоко он оскорбил русский народ. Неужели сто пятьдесят миллионов русских, обладая своей мощной державой, ухитрились остаться настолько ничтожными, непригодными, беззащитными, третьесортными, что пара миллионов лишенных родины, прав и защиты (не говоря уже о собст-венной армии или других силовых средствах) инородцев могла бы вот так свободно взобраться им на шею и расположиться там в свое удовольст-вие?
Мистический ужас антисемитов перед выдуманной ими самими мощью евреев - это самое комическое во всей этой грустной истории. Стараясь напугать весь мир еврейской опасностью, эти скудоумные люди больше всего напугали сами себя. Напугали настолько, что в Польше, где уже более тридцати лет пoчти нет евреев, антисемитизм не утихает. Поляки выискивают у людей одну четвертую или одну шестнадцатую часть еврейской крови, чтобы с ужасом и серьезностью, которая могла бы быть комической, если бы не пахла кровью, утверждать о еврейском засилье, о том, что «они везде!». Это типичный случай массового психоза, навязчивой идеи или паранойи, то есть психической болезни с бредовыми проявлениями.
Характерно, что для антисемита еврей - всегда понятие собирательное, антисемит говорит о еврействе как о некой компактной массе, хотя, казалось бы, рассеянность евреев по миру исключает возможность какого-либо сплочения или единодушия, а повседневная незащищенность еврея от преследований вполне очевидна. Тем не менее, «теоретически подкованному» на антисемитской литературе антисемиту мешает жить не еврей, ему мешает «мировое еврейство». Отдельно взятого еврея можно погромить, убить, подставить ножку, отправить в газовую камеру… или даже любить и уважать, но при этом остается страшная, невообразимо опасная громада «мирового еврейства», приводящая антисемита в ужас. А всего-то этого еврейства по общепринятым данным - двенадцать миллионов на шесть миллиардов населения планеты. Ноль целых, две десятых процента. Чего, казалось бы, пугаться мужественному, воинственному, гордому арийцу? Я не психиатр, но мне это всегда казалось массовой психической болезнью.
Вот, например, как в 1899 году писал о евреях и о бедной, угнетенной евреями России очень ныне популярной в той стране философ Василий Розанов: «Россия теперь “сама”, и эта “сама Россия” справится с евреем и с еврейст-вом, которые слишком торопливо решили, что если они накинули петлю на шею ее газет и журналов, то задушили и всякий голос России, страдание России, боль России, унижение России».
Ясно, что это бред, но зато такой бред, который очень популярен сегодня в некоторых кругах.
Если бы мы попытались перечислить все мнения о причинах антисемитизма, бумаги не хватило бы. В Израиле я слышал мнение, что антисемитизм был создан Богом, чтобы помешать ассимиляции избранного народа, то есть растворению его в среде других народов диаспоры. Другое очень распространенное в прошлом, а частично и сегодня, мнение: антисемитизм - реакция на распятие евреями Христа. В американской социологической литературе часто высказывается мнение, что антисемитизм - реакция на более высокий материальный, образовательный, научный, социальный успех евреев. С этим был согласен Марк Твен, писавший, что все дело в зависти неевреев к евреям.
Очень интересную мысль высказал, как утверждают, Винстон Черчиль. (У меня как-то рука не поднимается писать это нелепое «Уинстон», как принято в России. Кажется, Василий Аксенов шутливо писал о попытке какого-то русского персонажа имитировать английское произношение: «Уыпьем уодки, уыпьем уиски».) Отвечая на вопрос, почему в Англии нет антисемитизма (что, впрочем, не соответствует истине), Черчиль якобы сказал: «Мы не антисемиты потому, что не считаем себя глупее евреев». Таким образом, антисемиты, по Черчилю, - это те, кто завидует еврейскому уму.
Тот же Черчиль однажды сказал (вероятно, в шутку): «Вообще евреев мало, но в каждом отдельном случае их много». Он, как считают, не был антисемитом, но шутки шутками, а и он, кажется, не избежал какого-то элемента антиеврейского психоза, который заставляет морщить нос при виде группы евреев. Хотя трудно не заметить, что там, где их больше, там чаще всего и экономика лучше развивается, и наука расцветает, и искусство плодоносит. За примером далеко не ходить - Америка. Недаром Наполеон считал, что евреи - это дрожжи общества.
Вопрос на Нюрнбергском процессе о том, в чем причина антисемитизма нацистов, поставил в тупик Германа Геринга. Покопавшись в своем ленивом мозгу, он ответил, что антисемитизм - явление иррациональное. Похоже, что нацисты сначала уничтожили шесть миллионов евреев, а потом уже стали задумываться, зачем они это сделали.
|