№ 327

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Аресты в русском комьюнити
Бермет Акаева:
"Я уехала из Бишкека в чем была: в свитере и джинсах"
Юбилей перестройки
Козыри Трампа
Феномен еврейского народа
Первое апреля - веселый праздник

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Валерий Лебедев
ЮБИЛЕЙ ПЕРЕСТРОЙКИ.

11 марта 2005 года начался отсчет 20-ти летнего юбилея прихода Горбачева к власти, юбилей Перестройки, нового мышления, гласности, демократизации и прочих новаций, которые завершились распадом Советского Союза. Тут есть две даты – вот эта 11 марта и следующая – 23 апреля 1985 года, когда на Пленуме были приняты все вышеназванные идеи про Перестройку, Гласность и демократизацию. Именно тогда, после долгожданной смерти Константина Устиновича Черненко, которого в народе называли по первым буквам ФИО Кучером (посему на телевидении запретили это слово, требуя заменять его на возницу, извозчика, лихача . пр.), смерти, приключившейся 10 марта 1985 года, на следующий день Горбачев на пленуме ЦК был единогласно избран генсеком. За пару дней до кончины на выборах в ВС, руку Черненко выпростали из тулова (кто это делал – осталось за кадром), сжали в ней бюллетень, потом разжали пальцы и опустили его в урну. Журналист опрометчиво спросил, что генсек может сказать о выборах. Тот энфиземно прошелестел “Все хорошо”. Да уж, все шло к лучшему в этом худшем из миров.

Сейчас торжества уже начались. Стали появляться статьи, обзоры и сам лик Михаила Сергеевича на экранах телевизоров.

Засуетились центры социологических опросов (опОросов, как не раз оговаривалась пресса), стали вызнавать мнение народа о юбиляре. Мнение оказалось так себе.

По результатам исследовательского холдинга ROMIR Monitoring, главным последствием политики перестройки, проводимой бывшим лидером СССР Михаилом Горбачевым, стал развал Советского Союза. И почти половина (48%) винит в этом лично Михаила Сергеевича. Половина россиян негативно относятся к реформам Горбачева и считает, что "лучше бы в стране все оставалось, как было до перестройки". Аналогичные цифры дает "Левада-Центр" и др. Раньше было еще хуже: в 1996 году Горбачев на выборах президента России получил 0,6 % голосов, предпоследнее место, ниже оказался только проходимец Брынцалов с его водкой брынцаловкой.

Горбачев знает об этом. Мягко, но немного криво улыбается: во всем виноваты СМИ и лично Ельцин, который все свои промахи и свою вину за развал СССР свалил на него.

Но Горбачев не только обороняется. Он сейчас идет в атаку. Извлекает из загашника нержавеющее боевое оружие 20-летней давности. И разит наповал. Он предлагает похоронить Ленина по-христиански. Как бы забыв, что Путин еще пять лет назад снял этот вопрос во избежание ненужного раскола в обществе (лозунг коммунистов: тело Ленина только через наш труп), которое (общество) и так ощерилось взаимной враждой.

Более того, Мих.Серг. заявил, что в России необходимо вновь провести крупномасштабную кампанию по борьбе с пьянством. Забыв, что самогонный аппарат в России всегда победит и партийный аппарат, и чиновничий. "Мы подходим к катастрофической цифре употребления алкогольных напитков, ведь страна, которая приближается к 18 литров алкоголя на душу населения, сама себя уничтожает" – сказал юбилейный бывший президент всего Союза. Ну, это и 20 лет назад говорилось. Германцы, по словам Ромула Августула (в изложении Дюренматта), приближались к Риму 500 лет, и – ничего. Авось и Россия выдержит бурный поток. Так думает народ.

Но есть и новые дебюты. Как раз в юбилейные дни Горбачев пошел в бой и выступил критиканом. Даже на Путина немного наехал. Путин, де, "проводит совсем не тот курс, о котором заявлял в послании федеральному собранию после избрания на второй срок".

Правда, тут же и отъехал, сказав, что все отступления режима от демократии есть инициатива правительства, силовиков и вообще темных сил в окружении президента. Посему он твердо заявил, что нынешнее правительство РФ должно уйти в отставку. А Путин должен обновить свое окружение. Надо думать – за счет духовидцев из “Горбачев-фонда”.

Но ладно, нужно коснуться истории юбилея всяческих свобод. В связи с таким праздником дискредитации коммунизма, а также пиром духа мировой социал-демократии хотелось бы окинуть взглядом. Оценить пройденное. Напомнить молодым. Освежить старых. Внушить надежды средним. Мысленно пробежать 20 лет назад с тем, чтобы потом устремится вперед.

Умный и тертый человек Федор Бурлацкий (он был в идеологической обслуге при генсеках от Брежнева до Горбачева, а одно время довольно долго возглавлял “Литературную газету”) в своей книге “Русские государи. Эпоха реформации” (с очень трогательной подарочной надписью мне), главу о Горбачеве назвал “Михаил Блаженный” (другие герои – Никита Смелый и Борис Крутой, Брежнева отдельно не имеется, так как он не был реформатором, но он там идет в подраздельчике как Леонид Ленивый, а Андропов – как Юрий Хитроумный).

Ну уж – нет. Горбачев ни в какой мере не был блаженным. Да там, в этом отчаянном террариуме, и не могло быть таких. А был он чрезвычайно опытным и талантливым царедворцем, искушенным политиком византийских властных игр, в которых нужно очень вовремя знать, кого поддержать, кому угодить, кому польстить, а кого утопить. Такой пасьянс из карточек визирей: “этого я повысю, а этого я повесю”. Стать в 49 лет полным членом Политбюро (это среди 70-летних-то зубров!), а в 54 генсеком – это в устоявшееся советское время никому не удавалось. Тут "блаженному" делать нечего. В народе нового генсека назвали Мишка-меченый, а еще – минеральный секретарь да сокин сын.

О нравах четы Горбачевых хорошо пожить его окружение, конечно, знало. Свой парень, умеет и любит славно устроиться, авось и нам даст - так им казалось. Тем более свой, что прошел хорошее сито партийной номенклатуры: руководитель комсомола Ставропольского края, затем партийный начальник городского и краевого уровня. С должности первого секретаря Ставрополья в 1978 году член Политбюро Кулаков приглашает его в секретари ЦК в Москву. Кулакова в то время прочили на место Брежнева и он, по согласованию, с Андроповым уже подбирал для себя кадры. Но почти тогда же что-то в этом замысле сломалось и Кулаков неожиданно ушел на повышение - в мир иной. Есть солидные основания считать, что ему очень в том поспособствовали.

А Горбачев, пригорюнившись на его похоронах, быстро обкатался в цековских коридорах по всем правилам партийной обработки. Быстро стал кандидатом в члены Политбюро (с 1979 г.) и тут же (с 1980) - полным членом Политбюро. В нужных пропорциях славил генсека Брежнева. Не затмевая в этом деле явных царедворцев с их восточной лестью - вроде Алиева, Шеварднадзе, Рашидова (более подхалимских речей, чем у этих нельзя себе представить). То есть - не лез поперек старших. Не в пекло, конечно, а в кресло генсека. Умирающий Андропов пишет нечто вроде политического завещания, в котором советует на царство генсеком избрать Горбачева. Но был еще один старший товарищ - Черненко. Хорошо, подождем, переживем и его. Ждать оставалось недолго. И вот он достиг! И начал, с ударением на втором слоге.

Частушка того времени:
Девки воют, бабы плачут,
Что нам делать, как нам быть?
Михаил умеет начать,
Но не может углубить.
| 1 | 2 | 3 | 4 |

наверх

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York