Нужно признать, что среди хомо сапиенсов имеются столь огромные внутренние различия на уровне аксиологии, неких жизненных ценностей и смысла жизни, что они делают эти "виды" как бы представителями разных культур. Слово ""культура" понимается здесь именно в смысле шельской культуры каменных скребков или даже культуры микробов, а не изящных манер. Если подбрасывать агар-агар в культуру микробов сибирской язвы, закармливать их и ублажать, то тщетно было бы ожидать, что они подобреют и после этого не будут кидаться на людей. Еще как будут, даже с новыми силами и злобностью. И поражать у них иммунную, лимфатическую системы и все, что подвернется под руку.
Казалось бы, если уж мы видим, что целый анклав есть ничто иное, как псевдочеловеческая культура микробов, то есть резоны накрыть ее негашеной известью. Им же будет лучше - они так мечтали о смерти. "Ошушествляются мечты", как прошамкал у Жванецкого некто, поставивший вставную челюсть, мечтавший об этом с детства.
Но все-таки инстинкт жизни более умеренных мусульман может преодолевать огненный самопальный фанатизм идеологов и вождей исламской конкисты. Поэтому, может быть, дело не дойдет до настоящего столкновения цивилизаций. Впрочем, это зависит от степени зараженности сознания массового исламского человека программой самоуничтожения во славу Аллаха и усмотрения высшего смысла жизни в смерти всего, непохожего на них. В случае большого заражения схватка цивилизаций неизбежна.
В обычных (конвенциональных) формах противоборства западной цивилизации будет невозможно противостоять враждебному нашествию инопланетчиков. Как бороться с армадой биороботов, которые нимало не задумываются о потере своей жизни, представителям цивилизации, которые считают жизнь высшей ценностью, в которой каждый человек эквивалентен целому миру, и его смерть равна, по Экзюпери, исчезновению Вселенной?
Да, трудно западной личности с преувеличенным представлением о своей роли во Вселенной одолеть самоотверженный вирус. Но - можно.
Какими образом? Я выше написал, что обожествление прав человека давно дошло до геркулесовых столбов. Это хорошо, но с оговорками. Оговорки должны относится как раз к шахидам. Они не должны считаться людьми и посему их нужно вывести за “правовое поле”.
Вот этот момент есть первый шаг в борьбе с террором. Повторю: террористы, их направители и идеологи не должны считаться людьми и к ним не могут применяться правовые нормы вроде презумпции невиновности. Их следует обезвреживать так же, как опасные мины. Заряды вывозят подальше и там расстреливают. Даже детонаторы не вытаскивают, опасно. Также поступать и с террористами. Израиль давно так и делает. Вот и визгливого Ахмеда Ясина взорвали (вместе с сыном-подростком), ликвидировали этого слепого паралитика, можно сказать, тяжелого инвалида. Это вместо помещения его в спецсанаторий. Ах, негуманно!
Но, все-таки, как узнать, кто там на подходе - черная вдова или просто правоверная в хиджабе вся в черном? Нельзя же поступать так, как в свое время с бандой Диллинджера, которую объявили вне закона и ее членов расстреляли простые фермеры, и только самого главаря хоть какой-то “представитель спецслужб” – начальник нью-йоркской полиции. Тут и до ошибок недалеко и вообще до сведения личных счетов. А потом объяснение: обознался, мол.
Для этого следует сделать второй шаг – широко внедрять в среду фундаменталистов свою агентуру. Перекупать в их собственной среде исполнителей и даже руководителей. Не гнушаться, не привередничать, не зажимать нос: фи, как вульгарно. Был же у русского третьего отделения свой агент – никто иной, как руководитель боевой группы (то есть – террористов) эсеров Евно Азеф. Он ухитрился даже умереть своей смертью.
Самое большое пособие и широкое поле для деятельности террористов предоставляет сама социально-правовая система Запада. Огромным подарком для терроризма является незыблемый для либерализма принцип индивидуальной ответственности. Террорист живет и действует в среде своих родственников, друзей, сочувствующих знакомых. Парализовать его деятельность проще всего, изолируя всю поддерживающую его сеть. Но это бы означало прибегнуть к коллективной ответственности, что полностью противоречит духу либеральных ценностей. Когда чеченцы в октябре 1941 года подняли в Чечне восстание (представьте - немцы у стен Москвы, а в тылу - восстание, немцы подходят к Кавказу, а их там ждут восставшие), то по завершении его подавления (к концу 1943 года), Сталин принял решение о полной депортации всего народа, так как расстрелы и высылка только участников восстания привела бы к кровной мести со стороны оставшихся членов тейпов. И, как мы знаем, никаких терактов после 1944 года со стороны чеченцев не было. Считается, правда, что цена такой борьбы с террором значительно превышает цену ущерба от террора.
Израиль немного отступает от принципа индивидуальной ответственности и использует коллективную, когда армия разрушает жилище террориста (хотя он в нем давно не живет, а живут, скажем, его родители), а также превентивно задерживает, допрашивает родственников и знакомых с целью получить сведения о террористе. И даже с применением “средств физического воздействия”. Так ведь как раз за эти, казалось бы, вполне оправданные действия в условиях фактической войны, Израиль осуждается прогрессивной либеральной общественностью как в Европе, так и в мире.
Нет необходимости говорить, что кровная месть и ее отпрыск – коллективная ответственность, есть знак отсутствия правосознания (западного) и таких его следствий, как юридическая ответственность за преступление только того лица, которое его совершило. Но так дело выглядит в идеале. А на практике современное (даже очень демократическое) общество беспрерывно нарушает эту цивилизованную норму. От отмены презумпции невиновности в Англии во время второй мировой войны до интернирования всех американцев японского происхождения в США после Перл-Харбора. Что уж говорить о недемократических обществах! В СССР, скажем, этот древний принцип кровной мести принял характер высылки целых народов, да и сейчас в Москве, после терактов в метро и троллейбусах, внезапные проверки документов, обыски и задержания делают исключительно у "лиц кавказской национальности"!
Тем не менее, если западная цивилизация хочет выжить, она должна в своем организме выработать некие антитела, которые поражали бы вирусы террора и блокировали бы инвазию злобного ислама.
Я выше уже высказывал спорную идею, что это были бы за механизмы, повторю: вывод террористов за правовое поле, внедрение своей агентуры и принцип коллективной ответственности. Последнее и есть самое спорное. Но – необходимое.
Коснусь этого пункта еще раз.
После теракта в метро “Автозаводская” в феврале 2004 года я писал, что в деле борьбы с терроризмом нужен качественный прорыв. Выход за рамки существующих норм и законов. Тейповые связи у чеченцев очень сильны и члену своего тейпа и гара любой чеченец обязан предоставить стол и дом, обязан оказать всемерную помощь как деньгами, так и прочим – транспортом, лекарствами, информацией (а это и есть питательная почва для того, чтобы чеченцы-террористы в Москве чувствовали себя как дома). Принятие присяги на лояльность от групп населения, которые в связи со своей историей являются как бы подданными сразу двух общностей: государства, чьими гражданами они являются по месту проживания и своих родовых кланов, куда они входят по факту своего рождения. Как гражданин такой человек (для определенности – чеченец) должен выполнять законы своей страны. Как член тейпа он в первую очередь должен подчиняться традициям рода, помогать соплеменнику и вообще делать все по законам гара, даже если они противоречат законам страны и направлены против них. Присяга на лояльность своему государству как раз и должна поставить законы страны на первое место. Должна подчинить себе верность роду. Разумеется, сказанное полностью относится и к исламским общинам, проживающим в европейских столицах.
Еще позже, уже после Беслана, в сентябре 2004 года я предложил в законодательном порядке обязать ВСЕХ чеченцев принести особую присягу на верность России (вроде американской присяги при принятии гражданства). В которой были бы обязательно слова о том, что они торжественно клянутся не только самим воздерживаться от преступных действий, но и сообщать о всех подозрительных соплеменниках, которые стали им известны. Присягу принимать в присутствии представителей старейшин тейпа. При принятии такой присяги должны присутствовать не только члены совета старейшин тейпа, а также авторитетные представители московской (например) диаспоры. Политики. Религиозные лидеры. Деятели науки и искусства. Бизнесмены. Особенно – последние. Они должны быть своего рода гарантами для принимающих присягу. С включением в текст присяги неких важных для всякого чеченца слов, вроде чести рода, покоя близких, уважения к старшим. Присягу принимать всем без исключения, проживающим в городах России. Начиная (минимум) с 14-летнего возраста. Что, если поставить перед шахидом дилемму: если ты себя взорвешь, то тем самым как минимум сошлешь свою семью в весьма обширную Сибирь? Или даже весь свой гар (род)? А если шахидов многовато да и они все из одного тейпа – то и весь тейп. А от глаз и ушей тысячеглазого тейпа не скроешься. Убежден, что о действиях нынешних террористов знает не один его соплеменник. Не могут не знать. Шутка ли – 150 человек готовится к нападению на Грозный, или три десятка бандитов нападет на школу в Беслане – и чтобы вся подготовка, экипировка, снабжение продуктами, транспорт, и пр. – оставались бы неизвестными близкой и дальней родне?! Подготовка нынешнего теракта в Лондоне, наверняка, была известна многим членам местной исламской общины. Стало быть – эта родня виновна как минимум в соучастии или хотя бы в недонесении о готовящемся тяжком преступлении. Причем – виновна уже в самом прямом юридическом смысле. А остальные члены тейпа или общины, которые говорят, что не знали (а так будут говорить все) ответственны пусть и не в юридическом смысле, а в смысле коллективной ответственности за своего члена. Может быть, лучше сказать – тейповой или общинной ответственности. Чесание потылицы и репы общинников, уверен, даст очень хороший результат. Здравомыслящие соплеменники, старейшины, сами повяжут борца и сдадут его властям. И всем будет лучше. Шахид не успеет стать героем посмертно. Отсидит свое, остынет, глядишь, и одумается.
Тогда я даже написал преамбулу, обоснование необходимости коллективной ответственности и текст присяги, которую должны принимать все члены сомнительных общин или тейпов.
В преамбуле были такие слова: “В случае нарушения присяги подопечными гарантов на них накладываются специально разработанные санкции. Например, для бизнесмена это мог бы быть крупный штраф. В случае повторного нарушения присяги кем-то из тех, кто ее принимал под гарантию данного бизнесмена - закрытие бизнеса. По третьему - поездке за казенный счет в те места, где уже проживает нарушитель присяги, то есть высылка со всей семьей”.
В принципе, сказанное о коллективной (тейповой) ответственности как раз у самих чеченцев особых возражений не вызовет. Ведь это не что иное, как разновидность столь знакомой кавказцам принципа кровной мести, которая успешно останавливала кровавые межклановые разборки в течение сотен лет. Служила отменным регулятором тейповых взаимоотношений.
Послал свой меморандум в администрацию президента, в генеральную прокуратуру, спикеру Думы. Вскоре после этого генпрокурор Устинов выступил в Думе с предложением о задержании членов семей террористов. В его спиче я отчетливо услышал знакомые мне обороты. И это задержание было произведено – сие произошло с родней экспрезидента Чечни Масхадова, и ближайшим следствием акции было выявление его местонахождения с последующей ликвидацией.
После публикации было много криков о моем отходе от принципов демократии. Кое-кто хлопнул дверью. Еще раньше у нас возникла дискуссия о том, насколько коллективная ответственность совместима с принципами демократии. Да, она нарушает эти принципы. Как хирургическое вмешательство нарушает суверенность тела. И, тем не менее, иногда оно необходимо. Есть ли тут некая высшая справедливость? Есть. Население (народ) виновны в том, что у него такое правительство. Или вождь. Если это монарх - почему его не свергли. Если демократический президент - зачем выбрали.
Мои главные тезисы в обоснование коллективной ответственности звучат так.
Бомбардировки Дрездена,и еще десятков германских городов (а потом и Хиросимы-Нагасаки) можно считать проявлением коллективной ответственности за развязанную нацистской верхушкой войну. Равно как и выплату Германией репараций, контрибуций и компенсаций всем сидевшим, покинувшим свой дом, родственникам погибших в нацистских лагерях. Эти выплаты раскладывались на всех граждан Германии.
Юридически субъектом права является государство (это чтобы формально избежать понятия коллективной вины и коллективной ответственности). Но реально контрибуция возлагается на физических лиц - граждан этого государства.
Конечно, если немец бежал из Германии, отказывался от германского гражданства, к тому же еще и менял имя, то мог избегнуть поборов. Он мог бы поступить еще радикальнее: например, умереть и не платить ни налогов на компенсацию, ни контрибуцию. Но так поступали только наиболее сознательные. А остальные - платили. То есть, несли коллективную ответственность.
Война с целью свержения Саддама сказалась на населении отрицательным образом. После бомбежек электростанций, мостов, заводов и пр. уровень жизни населения, не говоря о прямых жертвах (как то было в Сербии в 1999г) весьма заметно снизился. И это тоже примеры коллективной ответственности. Все эмбарго, наложенные по решению ООН на отдельные страны, есть ничто иное как применение феномена коллективной ответственности.
Между прочим, коллективная ответственность давно присутствует в нашей жизни, только ее не замечают. Самый наглядный пример: все время растут взносы за всякие страховочные полисы. Почему? Потому, что все больше мошенников сдирает со страховых компаний компенсации. А они в ответ повышают страховки. За автомашины, например. Таким образом, за действия отдельных мошенников отвечают все. Второй пример. Один зацепил вирус атипичной пневмонии или куриного гриппа, а в карантин сажают всю округу.
Вот и выбирайте: или чистые формы демократии без прискорбных отступлений от нее в виде отрыжки коллективной ответственности, или смена типов цивилизации. Хотя это, как легко видеть, одно и то же.
И если эта смена, не дай Бог, но во славу Аллаха произойдет, то взовьется над миром Зеленое знамя Пророка, а над ним еще выше вознесется черная борода правоверного ваххабита. Знамя мира, счастья и справедливости. И борода эта, развеваясь над всем миром, будет для уведомления тех, кто слеп и не видит Истины, издавать сильнейший трупный запах, впитанный на развалинах Запада.
Валерий ЛЕБЕДЕВ
|