№ 337

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
"Янки, гоу хоум" отменяется
Забытые страницы Второй Мировой
Ищу над головой зеленую крышу
Бардовское движение: приглашение к дискуссии

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

"ЯНКИ, ГОУ ХОУМ!” ОТМЕНЯЕТСЯ.

Центрально-азиатский визит самого высокопоставленного военного чиновника Пентагона Рональда Рамсфельда, детерминированного июньским 2005-го года саммитом Шанхайской Организации Сотрудничества в Астане, завершился более чем удачно.

На решение участников саммита потребовать у США определения сроков вывода своих военных баз из Узбекистана и Киргизии, как того ожидали участники саммита, государственный департамент отреагировал быстро. Им было заявлено, что решение о расположении военных баз было принято двусторонними соглашениями между вышеуказанными государствами и вопрос может быть решен также на двустороннем формате. И американцы не заставили себя ждать. Дональд Рамсфельд 25-26 июля совершил краткосрочный по продолжительности, но значимый по достигнутым результатам визит в Бишкек и Душанбе, встречался с президентами и высокопоставленными военными руководителями этих государств. В обеих столицах, хотя темы о базах на встречах с лидерами обеих государств непосредственно не касались, не представилось труда убедить их в том, что война против терроризма и религиозного экстремизма в Афганистане, которую еще недавно так страшились здесь и которые действительно угрожали безопасности центрально-азиатских государств, не завершилась. Наоборот интенсивность террористических актов в мире возросла: терракты в Дагестане, Лондонском метро, Шарм-эль-Шейхе (Египте), в Ираке, Афганистане и Пакистане…

Стороны, единодушно признали важность и необходимость поддержания совместных усилий в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, которую возглавили США после 11 сентября 2001г.

Если в Бишкеке премьер министр Феликс Кулов после саммита ШОС в Астане отметил, что государства Центральной Азии ни должны превращаться в арену противостояния супер государств, то киргизский коллега Рамсфельда Исмаил Исаков недвусмысленно констатировал, что война с тер-роризмом и религиозным экстремизмом в Афганистане еще не кончилась, поэтому американский контингент численностью в 1000 человек будет оставаться в его стране.

Трудно было также оспаривать заявление Д. Рамсфельда на пресс-конференции с журналистами в Бишкеке о том, что "Угрозы существованию американских военных баз в центрально-азиатском регионе не существует". Это созвучно со словами другого военного чиновника США, высказавшего в недалеком прошлом в Душанбе, о том, что "места в Центральной Азии хватает всем".

Видимо поэтому в Душанбе на переговорах с главой государства И. Рахмоновым речь шла исключительно о таких созидательных делах, как о сооружении моста на средства американцев в 28 миллионов долларов, соединяющего Таджикистан с Афганистаном. А таких мостов всего планируется соорудить здесь шесть. Руководство Таджикистана убеждено в том, что данная инфраструктура - важное средство для содействия Таджикистана в постконфликтном восстановлении Афганистана.

Американское руководство после саммита в Астане убеждало общественное мнение, что борьба с незаконным оборотом наркотиков и распространением опасных вооружений, является составной частью борьбы с терроризмом. Ведь здесь за период после свержения талибов от власти по настоящее время производство наркотиков возросло в двадцатикратно. После того, как Таджикистан взял на себя ответственность за охрану 1400 километровой границы с Афганистаном, США выделяют почти 14 миллионов долларов на укрепление программы РТ по охране границы и борьбе с наркотиками.

Они уже сегодня приступили к частичному оснащению таджикско-афганской границы, выделив средства связи, генераторы, топливные баки, грузовые автомобили, обмундирование и прочую технику.

Д. Рамсфельд в ходе беседы с Президентом Р.Т. И.Рахмоновым обещал оказать финансовую поддержку в реализации других проектов, в.т.ч. в преодолении последствий чрезвычайных природных катаклизмов, которые характерны горной республике, содействие в подготовке кадров и другое. По официальным данным в 2004 году США инвестировали в Республику Таджикистан примерно 52 процента от общего объема всех поступивших инвестиций. Большую часть гуманитарной помощи, поступившая в Таджикистан из-за рубежа, также составляет американская.

"Дядя Сэм" своей щедростью ни мог не поколебать твердость государств, испытывающих действительно тяжелое кризисное положение. В Киргизии Дональд Рамсфельд заявил о выделении его правительством единовременной помощи этой стране в размере 200 миллионов долларов и последующих ежегодных грантов.

Пока труднее всего будет США решать проблемы своих баз с Узбекистаном. В настоящее время узбеки ограничили полеты американских самолетов из военно-воздушной базы Карши - Ханабад. До событий в Андижане Узбекистан являлся одним из главных союзников США в борьбе с терроризмом в Ц.А. Этому способствовал в свое время призыв вождя талибов мулла Омар к религиозной войне- джихаду на всей территории Средней Азии. Он с уверенностью заявлял, что его доблестные воины овладеют Ташкентом, Бухарой, Самаркандом. И дело, как известно не ограничилось угрозами. В последующем боевики Исламского Движения Узбекистана ни раз совершали подрывные дейст-вия в Ташкенте, Бухаре, Ангрене и других городах Узбекистана. Террористы покушались на жизнь президента, пытались посеять страх и панику среди мирного населения, в целом дестабилизировать обстановку в стране. Не будь такого решительного заявления участников последнего саммита ШОС и при дальнейшем настойчивом требовании Узбекистана о выводе военной авиабазы из его территории. Возможно, американцы захотели бы передислоцировать её куда ни будь рядом на соседней территории.

Так, например Таджикистан в рамках сотрудничества с США и другим странам антитеррористической коалиции в войне с терроризмом разрешает использовать свое воздушное пространство, включая дозаправку и права на аварийную посадку самолетов.

На пресс-конференции Министра иностранных дел РТ Назарова Т.Н. и Министра обороны США Д. Рамсфельда руководитель внешнеполитического ведомства Таджикистана на вопрос корреспондента Рейтер "собирается ли его государство продолжать сотрудничество по борьбе с терроризмом в рамках антитеррористической коалиции предоставляя свое воздушное пространство и инфраструктуру для этих целей?", ответ был дан ясный и однозначный: " Я думаю, что мы и дальше будем сотрудничать в борьбе против терроризма, с США, ну и с другими странами, которые являются членами антитеррористической коалиции".

Политологи предсказывали, что возможно после ухода российских погранвойск из Таджикистана Узбекистан опасаясь проникновения террористов ИДУ через ослабленную таджикско-афганскую границу в их страну будут вынуждены восстановить военное сотрудничество с Россией.

Задолго и особенно после событий в Андижане узбекские товарищи заподозрили вмешательство отдельных американских организации как "Открытое общество СОРОС" и др. в подстрекательстве оппозиционных сил, активистов НПО в заговоре против узбекских властей, в подготовке и совершении государственного переворота. Вероятно все это и послужило поводом восстановлению узбекско-российского разностороннего сотрудничества и инициировании в Астане на саммите ШОС идеи об установлении сроков вывода американских баз из территории государств Центральной Азии. Были закрыты представительства многих американских организаций, прекращена их деятельность.

Хотя Дональд Рамсфельд на пресс - конференции в Бишкеке на вопрос о его отношении к событиям в Андижане ответил, "что он не знает, так как он там не был", сегодня в недрах американского общества звучат нотки критики в адрес американской администрации о действительном переусердстве вышеуказанных организаций в дела Узбекистана под предлогом поддержки демократических реформ. После событий в Андижане участились ангажированные публикации о нарушениях прав граждан в Узбекистане, пишут о власти диктатуры, об узбекских кланах и беззаконии местных административных органов, о коррупции, поразившей государственные структуры. Что ж американским стратегам и дипломатам пока удалось добиться вывода российских пограничников из Таджикистана, получить согласие киргизских властей на продолжение функционирования своей военно-воздушной базы в борьбе против террористов в Афганистане, приступить с 30 июля к первому этапу вывода российских войск из Грузии. На этом фоне потеря одной базы на территории Узбекистан вряд ли повлияет на прочность "кольца анаконды".

Д. ИСФАНДИЕРОВ
Душанбе. Специально для “Русской Америки NY”

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York