№ 337

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
"Янки, гоу хоум" отменяется
Забытые страницы Второй Мировой
Ищу над головой зеленую крышу
Бардовское движение: приглашение к дискуссии

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ВРЕМЯ МУЗ

БАРДОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Приглашение к дискуссии.

История послевоенного бардовского движения в России еще не написана. Но интерес к этому есть, из печати в последние годы вышли специальные книги и даже школьный учебник под названием "Авторская песня". Иногда говорят о теоретиках этого жанра и называют даже "главного теоретика"...

По-видимому, правомочно высказать субьективные взгляды свидетеля и в некоторой степени участника этого движения. Причем сделать это непредвзято, искренне, от души, без наукообразия и литературщины, т. е. так, как пишутся и поются сами бардовские песни.

Прежде всего о терминологии. Действительно, правильно ли сказать "бардовская песня"? Может быть, лучше - студенческая, авторская, гитарная, самодеятельная, КСП, любительская, туристская, костровая, походная?

В каждом названии что-то есть. Ведь именно в студенческой среде после войны возникли многие и многие песни этого жанра. Они были этой средой подхвачены и внедрены в жизнь. И пелись эти песни часто в туристических походах, у костров, и всегда под гитару. Отсюда еще один термин: поэзия под гитару или поющаяся поэзия. Определение жанра как "авторская песня" нравилось Владимиру Высоцкому. Он имел в виду, что исполнитель песни является обязательно автором ее слов и музыки. Михаил Анчаров предпочитал говорить о "менестрельной песне". Термин "самодеятельная песня" (клуб самодеятельной песни - КСП) отстаивал Александр Галич в противовес названию "любительская песня" (слово "любительская" у него ассоциировалось с соответствующим сортом колбасы).

Однако, не все исполнители являются авторами и слов, и музыки (часто только музыки - Берковский, Никитин, Дулов и др.). А что значит самодеятельная? Конечно, каждая песня кем-то создается, делается, поется. Песня - либо хорошая, либо - плохая. В слове "самодеятельная" просматриваются какое-то пренебрежение и принижение жанра, подчеркивание его непрофессиональности.

Я бы выделил несколько разновидностей бардов: любители; профессионалы; любители, перешедшие в профессионалы, и коммерческие барды.

Любителями я называю немузыкантов, непоэтов, непевцов, негитаристов - не деятелей искусства вообще, а людей, зарабатывающих свой хлеб насущный работой в других областях жизни, а также учащихся. Они-то и зачали послевоенное бардовское движение. Их было немало. Многих из них я назову ниже.

Профессионалами я считаю, например, Окуджаву, Высоцкого, Галича, Новеллу Матвееву, т. к. они по роду своей профессиональной деятельности и образованию имели прямое, непосредственное отношение к литературе, театру, кино. Причем Булат Окуджава - один из первых бардов, кто вышел на эстраду и стал выступать со своими песнями, хотя первые годы и бесплатно. Часто профессионалами называют бардов, которые мастерски исполняют вполне законченные, безукоризненные по стихам и музыке авторские песни.

Некоторые барды - любители постепенно стали профессиональными авторами-исполнителями, регулярно выступающими на эстраде, выпускающими книги, пластинки, кассеты, диски. Это, например, Дольский, Никитин, Кукин, Егоров, Клячкин, Долина, Митяев, Дикштейн. Кое-кто даже числился при государственных концертных организациях.

Самый яркий пример коммерческого барда - Александр Розенбаум. Он сумел трансформировать любимую народом песенную манеру Высоцкого в эстрадное шоу. И сделал это первым.

Творчество любителей - всегда самовыражение, крик души. Любитель пишет песни и поет их, потому что не может не петь, потому что душа поет и ему надо поделиться с другими людьми своими ощущениями. А профессионалу, будь то певец, композитор, а иногда и поэт, надо быть адекватным, подтверждать свою профессиональность, удивлять и завлекать публику (читателя, слушателя), действовать с оглядкой на требования эстрады, мнение коллег, пристрастия толпы. Даже Окуджава, который, конечно же, самовыражался (и в этом смысле он - любитель), говорил, что одно дело петь друзьям, а другое - с эстрады.

Вообще-то барды издавна известны как поэты и музыканты, певцы своих стихов, исполнители своих песен. Барды были еще у древних кельтов. Во Франции в XII - XIII вв. средневекового поэта-певца называли "трувером" (например, Adam de la Halle). В XVIII в. в Шотландии жил знаменитый бард Роберт Бёрнс. В Америке певцы с гитарами и другими щипковыми инструментами давно любимы народом. Поющих поэтов можно назвать и в России. Например, XIX в. - Михаил Лермонтов, Денис Давыдов, Николай Языков(последнего некоторые считают родоначальником бардовского жанра). Иногда первым бардом в России называют гитариста и композитора Михаила Высотского. В начале XX в. ( Серебряный век русской поэзии) - Михаил Кузмин и Игорь Северянин. Кузмин - профессиональный композитор, ученик Римского-Корсакова, известен и как автор музыки к спектаклю "Балаганчик" по Александру Блоку, а Северянин в своих многочисленных поэтических выступлениях использовал четыре мотива, как бы напевая стихи, которые он называл "поэзами". Надо бы вспомнить и лицеиста Михаила Яковлева, который пел в салонах стихи Пушкина и Дельвига.

В наше время под гармошку и гитару напевал свои стихи и стихи Тютчева, Лермонтова, Блока Николай Рубцов. А каким первоклассным бардом был бы Николай Гумилев...

Большинство поэтов слышат какую-то мелодию в своих стихах, но не все могут ее воспроизвести вслух. Зато сплошь и рядом читают их нараспев, музыкально примитивно.

И все-таки поющие поэты - это не обязательно КСП. Эти буквы уже давно никто не расшифровывает. КСП, или бардовская, или авторская песня, - это общественное явление послевоенной России, а точнее, бывшего Советского Союза. Внешнее выражение этого явления вылилось в песнях, не подвергнувшихся цензуре, оценкам пресловутых художественных советов, идеологическому давлению большевистского режима. Одновременно оно стало явлением искусства, литературы и музыки (конечно, в лучших своих образцах). Недаром же во многих советских кино- и видеофильмах цитировались бардовские песни.

Есть песни согласия. Их писали професиональные поэты и композиторы. И есть песни протеста. Их писали барды, и прежде всего любители, которые не обучались специально этому и не зарабатывали этим на хлеб с маслом и черной икрой Творчество бардов было бесцензурным. Со временем к этому стали причастны такие поэты и филологи, как Б. Окуджава и Н. Матвеева, или другие гуманитарии - педагоги, артисты, драматурги (например, Высоцкий и Галич). Но все они были любителями с точки зрения музыки, композиции, вокала.

Позже профессиональные музыканты стали тяготеть к этом у жанру, что потянуло его в инcтрументальность и эстрадность. Постепенно в ряде концертных организаций появились певцы-гитаристы, работающие под бардов. Некоторые профессиональные композиторы уловили притягательность добрых, искренних бардовских интонаций и традиций и сочинили, используя их, ряд удачных песен, подхваченных широкой публикой. Таковы Таривердиев, Френкель, Пахмутова.

Друг Окуджавы драматург А. Володин назвал бардовский жанр современным фольклором городской интеллигенции. Фольклор обычно передается из уст в уста, из поколения в поколение. На это уходят десятки и сотни лет. Современный бардовский фольклор был сжат во времени благодаря появлению и распространению магнитной записи. Теперь фольклор стал чаще передаваться от микрофона к магнитофону, а потом уже попадал в уши и уста слушателей, любителей жанра. Новые песни быстро разлетались по стране. И из уст в уста тоже. Появились собиратели, коллекционеры магнитных записей бардов. Они есть и сейчас, в том числе и в Америке. Например, Михаил Смоляр (Вашингтон), отец и сын Мицкевичи (Стэмфорд), Борис Гольдштейн (Сан-Диего).

Юлий ЗЫСЛИН

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York