В суете споров и дискуссий по проблемам начального периода войны исследователи почему - то начисто забыли о том, что в то же время произошли события, оказавшие влияние на последующий ход военных действий и даже на послевоенный период - оккупация Ирана британскими и советскими войсками. Публикаций по этому вопросу почти не было. И лишь недавно стапи появляться работы, которые освещают события того времени. А между тем опыт советско - британского сотрудничества в Иране
имеет непреходящее значение и может быть использован даже сегодня, когда идут споры о послевоенном обустройстве Ирака и Афганистана. В 1941 - 1945 гг. русские и англичане в Иране действовали решительно и беспощадно, что и обеспечило успех предпринятой ими акции. Изучить этот опыт не мешало бы союзному командованию в Ираке и Афганистане, так как между Ираном и этими странами много общего, только вот союзники в годы Второй мировой войны были более решительными и не оглядывались на реакцию общественного мнения. Впрочем, давайте обратимся к фактам.
Советское руководство всегда уделяло большое внимание Ирану, понимая какую важную роль ему предстоит сыграть в будущем. 26 февраля 1921 года Россия установила дипломатические отношения с ним. Естественно, все договоры с царской Россией были отменены и с Ираном был заключен новый договор. Чичерин был дипломатом весьма опытным и понимал, что выпускать столь большое государство из сферы влияния Советской России было нельзя. Поэтому в договоре 1921 года была шестая статья, которая позволяла Советской России вводить свои войска в Иран в том случае, если "со стороны третьих стран будут иметь попытки путём вооружённого вмешательства осуществлять на территории Персии захватническую политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России". Как видим, советское руководство смотрело далеко вперед, что и позволило впоследствии решить безболезненно проблему оккупации Ирана. Но это было потом. А тогда на Иран обращали своё внимание и немцы. Ещё в 1939 году гитлеровская Германия предложила помощь Ирану ..
Немцы наводнили страну своими агентами. Постепенно они прибрали к рукам все коммуникации, заняли ключевые посты в иранской промышленности, а высших должностных лиц вынудили не только отстаивать интересы германских монополий, но и работать на германскую разведку, сочетать бизнес и государственные дела с деятельностью "пятой колонны" К июню 1941 года, когда гитлеровцы напали на СССР, число подобных "госслужащих" и "управляющих" составило предположительно от от 2 до 3 тысяч человек. Они представляли опасность не только для британских нефтяных скважин и заводов в южной части Ирана и Ирака, но и для тылов Красной Армии на Кавказе. Дело доходило до того, что немцы создавали на территории Ирана свои базы.
И. Ф. Ляхович, участник событий того времени, в статье "О вводе советских войск в Иран в августе 1941 года" сообщает, что в городе Резайя такая база была обнаружена. "Этот гарнизон, вернее военный городок немцами по договоренности с иранским правительством был превращён в арсенал вооружения, боеприпасов и другого военного имущества немецкой армии. Ввод наших войск помешал , вернее, предовратил его применение во фланг или тыл нашему фронту. Наши войска были введены в Иран согласно договору с Ираном от 1921 года после трехкратного обращения нашего правительства к правительству Ирана ликвидировать и в дальнейшем не допускать создания немецких баз на своей территории". Можно добавить, что дружба Ирана с Германией подпитывалась и взятой шахом на вооружение идеей иранского национального величия, курсом на возрождение былой мощи древнеиранского государства ( в декабре 1934 года Персия вновь стала называться Ираном, были введены староиранские названия, календарь и т. п. ).
Важен и такой момент, как пропаганда немцами теории об общем с иранцами арийском происхождении, признание иранцев специальным декретом германского правительства "чистокровными арийцами". Это не могло не льстить шаху. Естественно, обо всем этом хорошо знали в Советском Союзе и в Британии. Вот почему ещё до начала войны советское правительство усилило свою военную группировку вдоль границ с Ираном, особенно в Закавказье. Уже в 1940 году Закавказский округ был усилен 5 стрелковыми, 3 авиационными, 1 кавалерийской и 1 танковыми дивизиями. Число боевых самолётов в округе возросло с 40 в 1936 году до 500 к 22 июня 1941 года. С началом войны на территории округа была проведена мобилизация и начато формирование четырех армий для прикрытия границы с Турцией и Ираном. К концу июля 1941 года эти армии были развёрнуты. 23 августа Закавказский округ, весьма отдалённый в то время от наступавших частей вермахта, был преобразован в Закавказский фронт под командованием генерал - лейтенанта Д. Т. Козлова. Сходные усилии предпринимались и вдоль среднеазиатской границы СССР с Ираном. На базе войск Среднеазиатского военного округа в июле - августе 1941 года была сформирована 53-я Отдельная армия, сделано это было, судя по всему, специально для вхождения в Иран. В те годы советская разведка в Иране была весьма сильной. К моменту нападения немцев на СССР резидентура внешней разведки русских располагала достаточной агентурной сетью на территории Ирана и смогла доложить в Москву: "Все факты говорят , что Иран будет держать политику нейтралитета в зависимости от успехов военных действий Советского Союза". 26 июня иранское посольство в Москве вербальной нотой сообщило , что "при наличии положения, созданного войной между Германией и СССР,
Правительство Ирана будет соблюдать полный нейтралитет.". Но в условиях решающего превосходства немцев на Восточном фронте, Иран явно склонялся на сторону Германии. Правительство Великобритании с тревогой следило за событиями на советско - германском фронте, всерьез рассматривая возможность вторжения гитлеровских войск в Иран в результате прорыва на Кавказе, через Каспийское море или через Турцию. Возникла угроза и для Индии, которую называли "жемчужиной британской короны". 9 июля 1941 года вице - король Индии лорд Линлитгоу призвал английское правительство оказать давление на Иран, чтобы тот порвал все отношения с Германией. К этому склонялось и советское руководство. Иранское правительство получило составленную в решительных выражениях ноту наркоминдела с требованием выдворить из страны германских граждан, которые занимаются деятельностью, несовместимой с иранским нейтралитетом Иранское правительство отказалось выполнить это требование. 19 июля и 16 августа иранскому правительству представили новые ноты, составленные ещё в более жестких выражениях. 23 августа Иран принял решение выслать из страны 16 немцев. Этого Сталину и Черчиллю было явно мало. Тем более, что шах Ирана вёл себя несколько агрессивно, рассчитывая, что сумеет с помощью Германии не допустить вторжения русских и англичан.
Ввиду нарастающего дипломатического нажима со стороны Великобритании и СССР, подкрепляемого их военными приготовлениями, Реза - шах со своей стороны инициировал ряд мероприятий по усилению военной готовности Ирана. К середине августа закончилась концентрация иранских войск в северных и южных районах. Шах лично проинспектировал войска. 19 августа он отменил очередные отпуска выпускникам Военной академии, которым было приказано немедленно явиться в войска. Обращаясь к ним с речью, шах сказал: "Необходимо, чтобы армия и её офицеры с величайшим вниманием следили за нынешним положением и были готовы при данных условиях к любой жертве". Кроме того, было мобилизовано около 30 тысяч резервистов. Численность иранской армии достигла 200 тысяч человек. Одновременно в полуофициальной газете "Эттелаат" появилась редакционная статья, которая, со ссылкой на речь шаха перед выпускниками Военной академии, призывала народ к "действиям и жертвам ради спасения своей чести". Впрочем, в это же время шах Ирана согласился с тем, что следует продолжить высылку немцев более быстрыми темпами. Иранцы явно лавировали в целях выигрыша времени, но его лимит к двадцатым числам августа оказался исчерпанным. Напомним, что указанные события происходили в августе 1941 года.
На советско - германском фронте шли ожесточенные бои. Немцы сумели захватить Прибалтику, Белоруссию, обширные районы Украины. Красная Армия несла чудовищные потери в живой силе и технике. Оборонялись Одесса, бои шли на подступах к Киеву, началось Смоленское сражение. Естественно, советское руководство отнюдь не было твердо уверено в том, что Иран выполнит свои обязательства по договору. В пользу таких выводов говорили факты, приведённые выше. В этих условиях Великобритания и Советский Союз пришли к выводу о необходимости ввести свои войска в Иран, чтобы не допустить его присоединения к гитлеровскому альянсу. И предупредить любые акты саботажа с этой стороны. 23 августа 1941 года в четыре часа утра послы СССР и Англии вручили премьер - министру Ирана ноты своих правительств. В советской ноте говорилось: "Иранское правительство отказалось…принять меры, которые положили бы конец затеваемым германскими агентами на территории Ирана смуте и беспорядкам, тем самым поощряя этих агентов Германии в их преступной работе". Советское правительство вынуждено "принять необходимые меры и немедленно же осуществить принадлежащее Советскому Союзу в силу статьи 6-й договора 1921 года право - ввести временно на территорию Ирана свои войска".
Британские и советские войска с двух сторон вошли в Иран, чтобы покончить здесь с немецким влиянием, контролировать нефтепромыслы и обезопасить военные поставки Советскому Союзу. Две армии Закавказского фронта ( 47 и 44 -я ) легко прорвали оборону иранской армии, которая ещё не успела подготовиться к военным действиям. 27 августа на территорию Ирана из Туркмении вступила ещё и 53 - я армия, сформированная летом 1941 года в Средней Азии. Поскольку с Ираном граничила Индия, правительство Черчилля именно из состава её вооружённых сил выделило два соединения. 25 августа 1941 года 8-я и 10-я пехотные дивизии индийской армии вошли в юго - западные районы Ирана. Многие иранские части сдавались в плен. Но все - таки союзники бомбили Тегеран. Реза - шах не скрывал своего намерения оборонять столицу в случае подхода туда русских и англичан. В Тегеране было введено военное положение. Туда была стянута вся иранская авиация и наиболее боеспособные воинские части. Но крупномасштабного конфликта удалось избежать.
Были начаты переговоры, которые закончились 8 сентября 1941 года подписанием соглашения, определявшего дислокацию британских и советских войск на территории Ирана. Ещё до этого, 27 августа, правительство Ирана ушло в отставку. Согласно соглашению, новое иранское правительство выслало из страны германскую, итальянскую, румынскую, венгерские миссии и передало в руки советского и английского правительства для интернирования членов немецкой колонии. Оно так же приняло на себя обязательство сохранять нейтралитет, воздерживаться от шагов, которые могли бы нагнести ущерб СССР и Англии в их совместной борьбе против Германии, и согласилось не препятствовать им в провозе военного снаряжения через территорию Ирана. 9 сентября 1941 года это соглашение было ратифицировано меджлисом и вступило в силу....Однако, по мнению союзников, занятая Реза - шахом позиция ставила под сомнение осуществление в полной мере этой договоренности. "Так, иранская тайная полиция открыто преследовала сторонников соглашения с союзниками. По распоряжению шаха были арестованы военный министр нового правительства…, отдавший приказ по армии о прекращении солротивления войскам союзников, и другие лица. Ввиду этого правительства Советского Союза и Великобритании 15 сентября отдали приказ своим войскам овладеть Тегераном. Этот шаг ускорил развязку 16 сентября премьер - министр Форуги вручил шаху заготовленный заранее текст акта об отречении.
В обстановке нажима со стороны собственных правящих кругов и приближения советских войск к столице Реза - шах подписал отречение, передав престол своему старшему сыну Мохаммеду Реза Пехлеви", - сообщает Ю. Голуб в своей работе "1941: Иранский поход Красной Армии. Взгляд сквозь годы". Мало того, 20 января 1942 года правительство Ирана вынуждено было подписать договор о союзе с СССР и Великобританией. А 9 сентября 1943 года Ирану пришлось объявить войну Германии, несмотря на традиционно близкие отношения между Тегераном и Берлином. Опыт пребывания советских войск в Иране весьма поучителен. Упомянутый выше мною участник тех событий И. Ляхович сообщает, что, несмотря на враждебность части населения "нами не принимались карательные меры, чтобы не давать повод для ответных мер и восстановления против себя ещё большего числа населения. Расчёт оказался правильным, население нам поверило и со временем конфликтных ситуаций не было вообще…". Далее, "военнослужащим всех рангов запрещалось покидать пределы своих расположений, посещать общественные места, в частности магазины, базары. В этих местах легко спровоцировать конфликтную ситуацию с целью расправы с военнослужащими. Ведь не секрет, что мусульманская религия нетерпима к иноверцам. А это тот горючий материал, который сразу от искры подстрекателя даёт пламя всеобщего возмущения. Базар не для армейцев - это дело полиции, их внутренне дело". В результате подобных мер и активного взаимодействия с британскими войсками, потери в войсках союзников были сведены к минимуму.
Значительную часть войск вторжения затем перебросили на советско - германский фронт. Но работу среди местного населения вели весьма активную. Так, в 1945 году, сообщает Л. Млечин в своём исследовании "Особая папка. Служба внешней разведки", на территории Ирана не без содействия Москвы "возникла Курдская республика со столицей в городе Мехабаде. Из соседнего Ирака прибыло подкрепление во главе Мустафой Барзани. Руководство республикой осуществлял Комитет возрождения Курдистана. Мехабадская республика просуществовала одиннадцать месяцев, до конца 1946 года. Когда советские войска были выведены с территории Ирана, Республика Курдистан была обречена. Кроме того, с помощью ведомств госбезопасности подогревалось "демократическое движение" в "Южном Азербайджане" в надежде оторвать эту провинцию от Ирана и присоединить к советскому Азербайджану". Не хотелось Сталину уходить из Ирана, но жесткая линия США заставила вывести оттуда войска. Не удалась попытка потребовать там для СССР нефтяные концессии. Отношения с Ираном восстановились только через 10 лет, когда летом 1956 года шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви с шахиней Сорейей приехал в Москву.
Вилен ЛЮЛЕЧНИК
|