В американской культуре двадцатого века принято давать названия каждому десятилетию. Например, за ревущими двадцатыми последовала Великая Депрессия, изобильные пятидесятые, мятежные шестидесятые, эгоистичные семидесятые, жадные восьмидесятые и гудящие девяностые. За каждым определением стоит жизнь целого поколения людей, сформировавшихся в контексте своего десятилетия и, в свою очередь, повлиявших на последующее.
Так кто же они, американцы 20 века?
Традиция давать имена поколениям началась с Эрнеста Хемингуэя, который в качестве эпиграфа к роману "Фиеста. И восходит солнце" 1924 г. берет высказывание американской писательницы Гертруды Стайн: "Вы все - потерянное поколение". Изначально, высказывание относилось к группе молодых американских писателей, чье творческое становление пришлось на 20-е годы - время между двумя мировыми войнами. Ф. С. Фицджеральд, Д. Дос Пассос, Шервуд Андерсон, Эзра Паунд - в большинстве своем блистательно образованные, они попадают на войну в юном возрасте, а возвращаются разочарованными и надломленными. Их объединяет пережитый опыт войны, острое осознание крушения прежних ценностей, и поиск новых точек опоры. Многие покидают Америку навсегда, и оседают во Франции и других европейских странах. Они увлекаются идеями Маркса, Фрейда, Ницше, и через свои произведения популяризируют их у себя на родине.
Сегодня термин Потерянное Поколение рассматривается шире, и относится ко всем молодым людям, рожденным между 1883 и 1900 годами, вернувшимся с Первой Мировой войны, и так и не нашедшим себе применение в мирной жизни. Тяжелый экономический кризис 1929 заставил многих из них искать заработка в нелегальном бизнесе во время Сухого Закона и, выжив на войне, они погибали от пьянства, сумасшествия, и отчаяния.
Интересно, что Потерянное Поколение осознало свою идентичность довольно быстро, и с готовностью приняло это название. Не то было с их младшими современниками, родившимися с 1901 по 1924 годы. Первая Мировая их миновала, а стремительный рост экономики 20-х, растущие города, а с ними и благосостояние горожан, были многообещающим началом молодой жизни. Казалось, упущенная Американская Мечта Потерянного Поколения теперь полностью в их руках - только работай. Но в 1929 году в Черный Вторник рухнула американская биржа, а с ней и надежда на образование, стабильность, и честный труд за достойное вознаграждение. Следующее десятилетие прошло в борьбе за физическое выживание. Потерявшие работу мужчины в костюмах и галстуках ходили по домам с просьбами о еде, теплой одежде, ночлеге. Война позволила решить проблему безработицы.
В 1998 году журналист Том Брокау (Tom Brokaw) назвал это поколение Великим Поколением. В своей одноименной книге он приводит следующие данные:
"К 1944 году двенадцать миллионов американцев встали под ружье, военная продукция составляла 44% ВВП; в стране было на 19 миллионов работников больше, чем пять лет назад, и 35% их составляли женщины. На всех уровнях нация посвятила себя делу войны".
А закончив воевать, они принялись строить, перестраивать, изобретать, рожать. Именно они сделали Америку супердержавой, и произвели на свет самое большое поколение в истории - Бэби Бумеров. (от англ. boom - быстрый рост, всплеск). Сегодня оставшихся в живых представителей Великого Поколения за их заслуги и труд уважительно именуют "старшими гражданами страны".
Но до Бумеров было в Америке еще одно поколение с неприглядным названием Молчаливое Поколение. Такое определение современной молодежи дала газета Таймс в 1951 году, предприняв опрос молодых людей по всей стране. Их возраст колебался от 18 до 28. С нескрываемым разочарованием и негодованием журналист замечает, что грядущее поколение не амбициозно, безынициативно и слишком рассчитывает на уже сформированные их родителями государственные институты. Они хотят хорошую стабильную работу в большой корпорации и ранний выход на пенсию с тем, чтобы охотиться, рыбачить и путешествовать. И боже упаси попасть в армию и на очередную войну (теперь Корейскую), или родить кучу детей, не сделав карьеры! Догадываясь о цене мирного времени, дети 1925-1945 годов рождения не хотели рисковать ни за какие идеи.
Несмотря на относительную пассивность, были здесь и свои герои - например, Мартин Лютер Кинг, родившийся в 1929 году, и был первый всплеск молодежного протеста против конформизма и "делай как все" образа жизни - движение Битников в 50-е годы. Начавшись, опять же, с группы молодых поэтов и писателей Нью-Йоркского андеграунда, битническая идеология в чем-то перекликалась с Потерянным Поколением, и само название Поколение Бит (от англ. побитый, обманутый) предполагало эту аллюзию. Нельзя сказать, что война "побила" их в прямом смысле, но, как пишет журналист Нью-Йорк Таймс в 1952 году, "оставила с ощущением того, что их использовали, обнажили умственно и духовно... Вопрос Как жить кажется для них важнее вопроса Зачем".
Ответом был эксперимент в широком смысле: наркотики, нетрадиционная сексуальная ориентация, нелегальные заработки, отказ от общепринятых офисных должностей, спонтанность образа жизни и путешествия. На этот раз по Америке. Алан Гинзберг, Джек Керуак, Уильям Берроуз и многие примкнувшие к ним называли себя Битниками - по аналогии с запущенным в 1957 году советским Спутником-1. Они стали кумирами прогрессивной молодежи, а их книги и мировоззрение повлияли на будущих хиппи, рокеров, писателей-постмодернистов в 60-е. Тем более, что почва была благодатной.
В послевоенные годы активный рост рождаемости случился во многих странах. Например, Американское бюро переписи дает такие данные: за 18 лет с 1946 по 1964 родилось около 78 миллионов детей, так что к 1964 году каждый третий гражданин страны был моложе 19 лет. Это самое многочисленное и влиятельное поколение за всю историю, привлекшее к себе немало внимания. Взросление старших Бумеров сопровождалось вспышками политических и культурных революций во всем мире: Пражская весна 1968 в Чехословакии, антивоенный Вудсток в Америке, студенческие восстания во Франции и битломания в Англии. Они так бурно провели свою молодость, что их младшим современникам 1954-1964 годов рождения, формально тоже Бумерам, осталось в наследство ощущение пропущенной вечеринки.
Самое яркое культурное проявление - движение хиппи, зародившееся в Америке в 60-е годы. Их отличал крайний индивидуализм, музыкой был рок-н-ролл; они клялись быть "всегда молодыми", продолжали эксперименты Битников с наркотиками и колесили по стране в расписных автобусах. В политическом плане хиппи были крайними либералами, пацифистами и выступали против войны во Вьетнаме, а также стали родоначальниками "зеленого" движения и активными борцами за права человека. Как и любое яркое проявление, они вызывали недоверие и раздражение у более консервативной части молодежи. Специалисты считают, что это поколенческое противостояние либералов и консерваторов, своеобразный общественный раскол 60-х годов, особенно сказался в политике последних десятилетий. В связи с этим, фигура Обамы многими воспринимается как компромиссная - в плане примирения внутри общества. Да и сам президент вполне осознает свою роль и называет себя новым типом политика, способным выйти за пределы застарелых споров о том, кто прав, и, наконец, заняться делами посерьезнее.
Вновь избранный президент США Барак Обама (1961 г.р.) формально является поздним Бумером, но по своему мировоззрению принадлежит уже другому поколению - Поколению Джонс. Свою идентичность, а с ней и название, поколение Джонс получило не сразу. Сначала детей, рожденных с 1954-1964, причисляли к Бумерам, потом к следующему Поколению X. Вот что пишет о них эксперт, социальный комментатор Джонатан Понтелл (Jonathan Pon-tell):
"История того, как ребенок себя ощущал в 60-е годы, еще не рассказана. Там были очень большие соблазны, и очень опасные... Для нас, детей, шестидесятые были бурей, и ты разрывался между желанием спрятаться от нее подальше, или выбежать, для того чтобы поиграть под дождем".
Таким образом, Джонсы росли на культуре, уже созданной старшими Бумерами, относились к ним с большим пиететом и были всегда несколько в тени. Имя "Поколение Джонс" как раз и отражает безымянность - Джонс одна из самых распространенных фамилий в англоязычном мире. С таким же успехом их можно было назвать Смит.
Сегодня это поколение достигло пика своей активности и, с недавних пор, стало привлекать внимание общественности. По данным опросов, их можно назвать "практичными идеалистами", и "…там, где Бумеры наивно пытались изменить систему, а Поколение X просто от нее отстранилось, Джонсы использовали ее в свою пользу".
В свете последней избирательной кампании и выборов в прессе стало появляться еще одно определение - Поколение Джошуа. Это название было запущено Обамой в расчете на аудиторию молодых верующих американцев и является библейской аллегорией. По Библии, Моисей выбрал Джошуа быть после его смерти проводником еврейского народа к Земле Обетованной, и именно Джошуа провел свой народ через реку Иордан, выиграл битву при Джерико, и основал нацию. В переводе с Иврита, Джошуа обозначает "спаситель, проводник". Возможно, именно под этим именем они и войдут в истории, но уже сейчас очевидно, что фигура Обамы будет определяющей для Поколения Джонс.
Тринадцатое по счету поколение, видевшее и знавшее американский флаг, ведет свой отсчет с 1961 (по другим источникам с 1965) по 1981 годы рождения. Это люди, на чье формирование впервые повлияли не войны или серьезные экономические кризисы, но технологическая революция, особенно появление интернета. Кроме того, они родились уже после всех существенных культурных воин, социальных преобразований шестидесятых и духовных прозрений семидесятых годов. На их долю пришелся культурный спад, стабилизация в политике, спад рождаемости и повышение количества разводов в результате сексуальной революции. Социальные опросы рисуют такую картину: молодежь высоко образована (более, чем когда бы то ни было), цинична, не доверяет правительству, надеясь только на себя; не уважает идеалы старших, считая их наивными и непрактичными. Деньги они ценят превыше всего, считая их залогом личной свободы. В политике и общественной жизни лозунгом поколения становится "Whatever" (а наплевать!), а ярким представителем - солист группы Нирвана Курт Кобейн.
В 1991 году выходит книга Дугласа Купланда "Generation X" (Поколение X). Название становится общепризнанным, и символизирует отсутствие самоопределения у поколения, их отстраненность - им даже имя себе лень было придумать. Сами "эксеры" (сокращенно от Поколение Экс) поначалу неохотно признавали свою идентичность, в отличие, например, от довольных собой и гордых Бумеров, но в последнее время эта ситуация меняется. Например, автор книги "Икс спасает мир" ("X Saves the World") 2008 года Джефф Гординер (Jeff Gordinier), видит заслугу своего поколения как раз в сильном духе предпринимательства, созидательной энергии, в продвижении интернет - технологий в Америке. Такие детища "эксеров", как Google, Yahoo!, Wiki-pedia, Youtube, полностью формируют сегодняшнюю виртуальную, да и самую обычную реальность. А следующее поколение, по алфавиту и по инерции называемое Поколение Y уже не представляет себе жизни без компьютера.
Поколение Миллениум, i-поколение, Поколение Y - окончательное название группы людей 1982-2001 годов рождения еще не устоялось, даты тоже варьируются, но ясно одно - это поколение значительно отличается от предшественников. Они, собственно, и Поколением Y быть не хотят - слишком явственная коннотация с Поколением X. В отличие от X, Поколение Миллениум не пытается противостоять родителям - наоборот, у них прекрасные отношения. Их родители, Бумеры и Поколение Джонс, активно принимают участие в жизни детей, за что их называют "родители-вертолеты"(helicopter parents). Они "парят" над школой, в которой учится их ребенок, затем, над институтом, отслеживая, справедливо ли профессор оценил их чадо. А по окончании института они же плавно доставляют ребенка на работу, предварительно написав его резюме. Дети и подростки этого поколения чрезвычайно уверены в себе, очень хорошо образованы и мечтают о деньгах и славе. Им есть куда стремиться - ведь ориентиром служат сверстницы-миллионерши Пэрис Хилтон и Бритни Спирс, а популярные журналы и кино убеждают, что в жизни все возможно. Треть жизни они проводят в интернете, общаясь с друзьями в интерактивном режиме, и прекрасно управляются с тремя техническими приборами одновременно.
И пока общество пытается угадать, кто же они, эти Миллениумы, как им найти общий язык с Иксерами, и главное, как научить Бумеров понимать своих детей и внуков, алфавит все расширяется. И вот уже поспевает Поколение Z, в свои 5-7 лет научившееся управляться с компьютером раньше, чем говорить. Кто они такие? Чем запомнятся в истории? Кого породят? Покажет время.
Юлия ДАНИЛИНА, штат Вирджиния, для “Русской Америки, NY”
|