Вначале чуть чуть о себе. Я не журналист и не политик, я - профессионал. Почти тридцать лет проработал в атомной энергетике, сначала на Атомном ледоколе "Ленин" (на его плавбазе), а затем на проектировании, исследовании и испытаниях оборудования и защит атомных электростанций, и самих станций. Поэтому и решился в "юбилейную" дату написать, наконец, правду о причинах Чернобыльской катастрофы, поскольку всё, что было написано до сих пор об этом в российских и мировых СМИ, мягко говоря, - липа.
Российская атомная энергетика до сих пор стояла на двух "китах", - двух типах атомных реакторов: ВВЭР и РБМК. Реакторы ВВЭР - стоят на подавляющем большинстве АЭС мира, в том числе у нас в Америке. Реакторы ВВЭР практически не представляют опасности для окружающей среды. Тепловые электростанции загрязняют окружающую срелу в десятки раз больше, а самое главное - сжигают атмосферный кислород, чего АЭС не делают вообще.
Вероятность БОЛЬШОЙ АВАРИИ на реакторах нового поколения, типа того реактора, который установлен в Бушере, равна вероятности падения Луны на Землю.
А вот реакторы типа РБМК (канальные), один из которых был установлен на Чернобыльской АЭС с самого своего "рождения" были чреваты той самой аварией, которая и произошла 26 апреля 1984 года. Таких реакторов в России было построено 14 штук.
Я не хочу утомлять читателей сложными техническими подробностями, но всё-таки кое-что надо сказать. Дело в то,что при ПРОЕКТИРОВАНИИ этого реактора были допущены две грозящих катастрофой ошибки.
Есть такая важнейшая характеристика активной зоны реактора,которая называется "Коэффициентом реактивности". Этот коэффициент показывает, как изменяется мощность реактора в зависимости от температуры и мощности активной зоны в каждый момент, и должен быть отрицательным во всём диапазоне работы реактора от 0 до100%. Он обеспечивает саморегулирование реактора. На реакторах РБМК этот коэффициент был положительным на малых (пусковых) уровнях и привёл к мгновенному "разгону" реактора приблизительно на 5000%.
Это привело к расплавлению топливных таблеток (температура в сердцевине топлива превысила 3000 градусов Цельсия), разрыву оболочек ТВЭЛ (тепловыделяющих элементов), впрыске расплавленного топлива в охлаждающую воду, мгновенному вскипанию охлаждающей воды т.е. "паровому взрыву".
Оболочка, герметизирующая графитовый замедлитель была разорвана, и водух хлынул на раскалённый до 900 градусов графит. Образовался буквально "вулкан", который выбросил почти всю активную зону (во всяком случае значительную её часть) в окружающую среду.
Вторым проектным нарушением было то, что оператор мог вручную выводить стержни АЗ (аварийной защиты) из активной зоны и фиксировать их в верхнем положении, что и было сделано при проведении рутинного пускового испытания.
По международным (и российским) стандартам и первое и второе нарушение - преступно.
Но судили и приговорили к 10 годам тюремного заключения директора АЭС Брюханова,который виноват не больше, чем любой из читателей этой статьи.
А дальше начался кошмар "ликвидации" аварии. Молоденькие солдаты - призывники были практически беззащиты, вручную убирая куски отработанного топлива, мощность излучения от которого, местами достигала 6000 рентген\минуту.
Что это такое читатель может понять, если будет знать,что доза допустимого годового облучения для населения составляет 0,5 р\год, а для профессионалов 5,0 р\год. Сколько погибло этих мальчиков - один КГБ знает. Да наверное и там не знают. Кто считал?
Самое скверное во всей этой истории то,что ещё за десять лет до этого научная общественность предупреждала правящие круги СССР о грозящей опасности.
Наш институт, а это был головной институт Минэнерго СССР писал об этом письма в Совет Министров и в ЦК КПСС. Никто не слушал, вернее не хотел слушать. И последствия ТАКОЙ аварии были просчитаны нами в этих письмах.
Слава Богу, остальные реакторы этого типа реконструированы во всяком случае относительно первого нарушения, и больше таких реакторов не строится.
А мне и сейчас иногда снится площадка разрушенной ЧАЭС.
Михаил МАРМЕР, для “Русской Америки, NY”
|