Так называется уникальное исследование Сергея Капицы, опубликованное в журнале "Вестник Европы" и в котором на подлинно научной основе даются прогнозы будущего человечества, связанные с демографическими процессами, происходящими в современном мире.
Сергей Капица - крупнейший специалист в области демографии. Один только перечень некоторых из его публикаций позволяет понять масштабы деятельности выдающегося учёного, работающего в столь сложной отрасли науки, которая называется демографией. Впрочем, давайте обратимся к одной из его самых интересных, на мой взгляд, публикаций, чтобы понять, сколь неординарно мыслит этот исследователь. Наряду с этим мы используем и не менеее оригинальное исследование профессора Ярослава Грицака. Естественно, метод цитирования является единственно возможным, чтобы довести содержание публикаций до каждого читателя.
РОСТ НАСЕЛЕНИЯ ПЛАНЕТЫ
Сергей Капица отмечает, что до рубежа 2000 года население нашей планеты росло со всё увеличивающейся скоростью. Тогда многим казалось, что демографический взрыв, перенаселение и неминуемое исчерпывание ресурсов и резервов природы приведут человечество к катастрофе.
В соответствиии с данными антропологии, предки человека появились в Африке более миллиона лет тому назад. Тогда, после длительной эпохи Антропогенеза, они начали говорить, овладели огнём и технологией изготовления каменных орудий. С тех далёких времен, когда численность наших самых древних предков была порядка ста тысяч, человек не только расселился по всему земному шару, но число людей возросло ещё в сто тысяч раз - до современных миллиардов. Ни один вид сопоставимых с нами животных никогда так не развивался: например, и сейчас в России живёт около ста тысяч медведей или волков. Только домашние животные умножили свою численность далеко за пределами своих диких собратьев. В мире число голов крупного рогатого скота превышает 2 миллиарда
В 2000 году, когда население мира достигло 6 миллиардов, а темпы прироста достигли своего максимума в 87 млн. человек в год, или 240 тысяч человек в сутки, скорость роста начала уменьшаться. "Более того, - отмечает цитируемый автор, - и расчёты демографов, и общая теория населения Земли указывают, что в самом ближайшем будущем рост практически прекратится. Таким образом, население нашей планеты в первом приближении стабилизируется на уровне 10 - 12 миллиардов, и только лишь удвоится по сравнению с тем, что уже есть. Переход от взрывного роста к стабилизации происходит в исторически ничтожно короткий срок - меньше ста лет, и этим завершится глобальный демографический переход".
Свой вывод С. Капица потверждает завораживающими примерами. Он отмечает, что Древний мир длился около трех тысяч лет. Средние века - тысячу лет, а новейшая история - чуть более ста лет. Историки давно обращали внимание на это сокращение исторического времени, однако чтобы понять уплотнение времени его следует сопоставить с динамикой роста населения.
"Так 2000 лет тому назад, - сообщает автор,- население росло на 0,05% в год. 200 лет тому назад на 0,5 в год, а 100 лет тому назад - уже на 1% в год... Человечество достигло максимальной скорости относительного роста в 2% в 1960 году".
Используя несколько иную методологию, украинский профессор Ярослав Грицак приводит иные данные, косвенно и прямо потверждающие выводы С. Капицы. Названный профессор отмечает, что со времени Христа до времени Наполеона средняя продолжительность жизни человека была равна 25 годам, а за сто лет (с 1800 до 1900 ) она возросла до 40, а ещё за сто (1900 - 2000 ) - до 60 лет.
Это, естественно не означало, что каждый новорожденный должен был прожить только 25 лет. Люди жили дольше, иногда значительно дольше. Низкая среднестатистическая продолжительность жизни была обусловлена, прежде всего, высокой смертностью среди детей, особенно в первый год жизни. "Однако смерть, - отмечает Грицак, - собирала высокий урожай в каждом веке. Эпидемии, войны, антисанитария, жизнь впроголодь делали её повседневной банальностью...Но высокая смертность компенсировалась высокой рождаемостью. Женщина, как правило, рожала от 6 - 7 до 10 - 12 детей. Из них менее половины доживали до совершенолетия".
К этому следует приплюсовать высокую смертность женщин во время родов и от истощения. Ведь кроме функции воспроизводства они не освобождаись от хозяйственных работ, так как каждая пара рабочих рук, женских или детских, обеспечивала выживание всей семьи. Но эта схема стала давать сбои несколько столетий тому назад. И первыми это почувствовали жители британских островов. Между 1540 и 1800 годам их численность возросла с 4 до 6 миллионов. Поэтому не следует удивляться тому, что мальтузианство возникло как теория в Англии.
В 1799 году Томас Мальтус, испуганный столь высокими темпами роста населения и ограниченностью природных ресурсов, советовал британцам воздерживаться от браков и резко ограничить деторождение. Но это не помогало. Население продолжало увеличиваться, и не только в Британии. "Чтобы удвоиться, вначале населению всей планеты необходило было почти 200 лет (1650 - 1850); позднее - соответственно 100 лет (1850 - 1950 ) и затем 50 лет (1950 - 2000). Последующее удвоение ожидается через 25 лет (2000 - 2025), а потом оно пойдет на спад", - отмечает в свой книге "Жизнь, смерть и прочие неприятности" Ярослав Грицак.
Украинский профессор сообщает ещё один ранее нами незамеченный факт. Естественно, росту населения способствовал научно - технический прогресс. Но одной из причин роста могла стать банальная картошка. Она начала культивироваться с районах с разными почвенно - климатическими условиями, была высокоурожайной культурой и в результате этого вознили условия, при которых человек впервые стал досыта наедаться. А сытый человек реже поддавался различным болезням. "Появление картофеля в рационе ежедневного питания можно считать таким же признаком модернизации мира, как и непрерывный рост технологий и населения; если бы Колумб не открыл Америку, то это растение, которое росло в Андах, никогда не могло бы появиться в Европе, а затем - по всему свету". Но сейчас, отмечает и он, и Капица, тенденция стала несколько иной.
В современном мире прирост населения в наибольшей мере наблюдается в странах, где рождаемость выше, а жизненные стандарты ниже. За последние 100 - 150 лет возникла весьма интересная тенденция: на смену бегства населения от войн, неурожаев, эпидемий приходит постоянная эмиграция экномического характера, из зон дискомфорта в зоны комфорта: из стран "бедного" Востока в страны "богатого" Запада, из "отсталых" деревень до "развитых" городов. Это приводит к весьма примечательным явлениям
Численность населения развитых стран стабилизировалась на одном миллиарде. Они прошли через переход всего на 50 лет раньше развивающихся стран. Тем временем переход в развивающихся странах затрагивает 5 миллирдов человек, численность которых удвоится при завершении глобального перехода во второй половине ХХI века. Происходит это в два раза быстрее, чем в Европе.
По прогнозам ООН к 2150 году население Земли выйдет на постоянный предел 11,6 млрд. Динамика современного развитого общества, несомненно, порождает стрессовую обстановку. Это происходит на уровне отдельного человека, когда распадаются связи, ведущие к образованию и стаби-льности семьи. Одним из следст-вий этого стало резкое сокращение числа детей на каждую женщину, отмеченное в развитых странах. Так в Испании это число равно 1,29, в Германии 1,41, Японии 1,37, России 1, 21 и Украине 1,09, в то время как для поддержания простого воспроизводства населения в среднем необходимо 2,15 детей.
"Таким образом, - отмечает С. Капица, - все самые богатые и экономически развитые страны, которые за 30 - 50 лет раньше прошли через деморафический переход, оказались несостоятельными в своей главной функции - воспроизводстве населения... Если тенденция сохранится, то основное население развитых стран обречено на вымирание и вытеснение эмигрантами из более фертильных этносов. Это один из самых сильных сигналов, которые нам подаёт демография".
Если в ХIХ и ХХ вв. во время пика прироста населения в Европе эмигранты направлялись в колонии, то теперь возникло обратное перемещение народов, существенно меняющих этнический состав метрополий. При этом следует отметить, что значительная, а во многих случаях преобладающая часть мигрантов нелегальна, и, по существу, не подконтрольна властям. Итак, в развитых странах автор отмечает резкое падение роста населения, при котором население не возобновляется и стареет.
В развивающемся мире пока наблюдается обратная картина - там население, в котором преобладает молодежь, быстро растёт. А ведь именно молодежь, которая активизируется в эпоху демографической революции, является могучей движущей силой исторического развития. И сегодня выходцы из развивающихся стран в значительной мере изменили этнический и религиозный состав населения многих развитых стран.
По данным, ежегодника, подготовленного Римской католической церковью, из 6,5 миллиардов населения Земли около 20% исповедуют сегодня ислам, и 17, 4 % - католицизм. Одной из причин такого соотношения является то, что в мусульманских семьях значительно больше детей, чем в католических. Пока такую ситуацию катастрофической назвать нельзя, так как общее количество христиан (католиков, православных, протестантов) всё - таки составяют треть населения планеты.
Кстати, за 2007 год численность иудеев на планете увеличилась на 70 тысяч человек. А вот об общей численности евреев судить трудно Существует мнение, что оно ещё не достигло довоенного. И называют цифру порядка 18 млн. человек. Но дело в том, что многие люди и не подозревают о своих еврейских предках. С такими мне приходилось встречаться не единожды. И самое интересное - они хотят возвратиться к своим корням. Покойный ребе Шнеерсон считал, что в России масса людей не знали, что они евреи. И он посылал туда своих представителей. Мне приходилось беседовать с раввинами. И они тоже исходят из того, что евреев в России в разы больше, чем это даётся статистикой.
Следует констатировать и другой факт: всё более и более прослеживается тенденция исламизации западного мира. Явления подобного рода происходили в своё время в России. Рождаемость в Прибалтике, среди славянских народов была минимальной. А вот в Средней Азии семьи были большими и рождаемость самой высокой в СССР. "Это, кроме всего прочего, - сообщает Я. Грицак, - вызывало страх, что СССР может стать мусульманским государством, как это случилось в Косово или как это может случиться через несколько десятилетий в Европе".
За демографическими процессами нужно следить весьма внимательно. И дело здесь вовсе не в перенаселённости Земли, или недостатке ресурсов. В мире действительно существует бедность, нищета и голод, отмечает С. Капица.
Один миллиард людей на земном шаре голодает вообще. Но это местные локальные явления, а не результат нехватки ресурсов. "Сравним Индию и Аргентину: площадь Аргентины на 30% меньше площади Индии, население которой в 30 раз больше, однако Аргентина могла бы производить достаточно пищи, чтобы прокормить весь мир. В то же время в Индии сейчас хранится годовой запас продовольствия, тогда как ряд провинций голодает Дело не в ресурсном ограничении, не в глобальном недостатке ресурсов, а в социальных механизмах рспределения богатства, знаний и труда...". Именно только этим можно объяснить, что в одной из самых богатых стран мира - России столь много людей, живущих ниже принятых в западных странах стандартах, отмечает С. Капица.
Человечество на всём пути своего роста в целом располагало необходимыми ресурсами, иначе оно бы просто не достигло нынешнего уровня. Следовательно, вся его деятельность должна быть направлена на то, чтобы создать необходимые условия жизни в местах проживания всех народов и тем самым не стимулировать их миграцию в более развитые страны. Иначе говоря, миграционные потоки следует жестко регулировать. В противном случае развивающиеся страны останутся на нынешнем уровне своего развития вследствие оттока населения, специалистов, рабочей силы, молодёжи, а экономика развитых стран, в результате столь мощного притока пришельцев, просто не выдержит подобной нагрузки.
Первые симптомы явлений подобного рода уже наблюдаются в странах Западной Европы, да и в США не в восторге от неконтролируемого притока нелегальнвх эмигрантов. Ведь события в Косово и в других регионах - это не только политика, и не главным образом политика, а прежде всего демография. В этом отношении и Капица, и Грицак абсолютно правы в своих рассуждениях
Вилен ЛЮЛЕЧНИК, “Русская Америка, NY”
|