№ 432

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
О речи президента Медведева
Сейчас, в Кыргыстане
О разведке и разведчиках
Тайна
"Вальса №2"

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

О РАЗВЕДКЕ И РАЗВЕДЧИКАХ.

Журнал "Новости разведки и контрразведки", который выходит в России, весьма интересен. Особенно тогда, когда возникает возможность сопоставить разные статьи, приподнимающие завесу секретности над событиями прошлых лет. В сущности, для РФ - это уникальное издание, вызывающее огромный интерес у многих людей, интересующихся историей спецслужб. Думаю, что и наши читатели хотели бы узнать многое из того, что ранее было недоступно рядовому гражданину страны. Попытаемся ознакомить их с некоторыми публикациями, которые, на мой взгляд, могут привлечь внимание нашей русскоговорящей публики.

НЕИЗВЕСТНОЕ О СПЕЦСЛУЖБАХ СССР, "МОССАДЕ" И ЦРУ

Илья Латунский в публикации "Как израильские шпионы надули Хрущева" приводит любопытные факты, которые сообщил полковник запаса В, Карпов, проработавший в российской разведке более тридцати лет. Именно с ним он провел интервью. И сообщил ему бывший разведчик вещи весьма любопытные.

Карпов утверждает, что конкретно против Израиля советские спецслужбы никогда не работали. Первая советская резидентура на территории будущего Израиля была создана в 1920 - х годах, когда по линии Коминтерна в Яфу приезжал Яков Блюмкин. В 1948 году, после создания Израиля, там было открыто советское посольство. Естественно, что среди дипломатических работников были сотрудники Первого Главного Управления Разведки, тогда ещё Министерства безопасности. Перед ними ставилась задача работать не против Израиля, а собирать информацию по всему Ближневосточному региону. "Сюда входило формирование дружеских отношений со странами арабского мира и добыча сведений о планах ЦРУ и Сикрет Сервис", - сообщает Карпов.

Он же утверждает, что именно благодаря советским разведчикам, действовавшим в "Земле Обетованной", удалось получить сведения о создании в США атомного оружия. Информацию предоставил учёный Клаус Фукс, который в одном из американских институтов возглавил секретную лабораторию по разработке атомной бомбы. "На него наша разведка, - отмечает российский офицер, - вышла через родственников, проживавших в Израиле. Благодаря работавшим в Израиле разведчикам, СССР получил также секретнейшую информацию об испытаниях в США водородной бомбы".

Карпов не отрицает того факта, что помощники у советской разведки в Израиле были. "Действительно, левые настроения в Израиле в то время преобладали - и даже правительство вело свои заседания на русском языке. Однако Бен Гурион, будучи ещё премьером, контролировал денежные потоки из тех стран, где было сильно еврейское лобби, и знал, что самая значительная финансовая помощь шла из США. С него началась переориентация политики Израиля на новых друзей".

Естественно, что и Америка была заинтересована иметь в лице еврейского государства верного и надёжного союзника в регионе, который являлся сферой геополитических интересов Соединенных Штатов Америки. Весьма лестно отзывается интервьюируемый об израильской разведке. Он категорически отрицает имевшие хождение слухи о том, будто бы в подготовке боевиков для израильской разведки принимал участие любимец фюрера Отто Скорцени. Четко и ясно он утверждает: никогда "Моссад" не стал бы сотрудничать с эсэсовцем - диверсантом! И никакого отношения этот нацист к его созданию не имел.

"Израильская разведка, как и армия, возникли (пусть это не покажется странным) до создания государства Израиль, - отмечается в интервью. - Израильская спецслужба "Моссад" ("Учреждение по ведению разведки и особой деятельности ") была образована 1 апреля 1951 года, когда были объединены две организации: Центральный институт координации и Центральный институт разведки и безопасности. В её формировании принял участие Иссер Харрель, выходец из Могилёва. С 1952 по 1963 гг. он возглавлял одну из лучши разведок мира". Далее сообщаются не менее пикантные факты. Естественно, что Израиль очень интересовался ракетной программой Египта, который начал разрабатывать ракетное оружие среднего радиуса дейст-вия. Это была прямая угроза еврейскому государству. "Поскольку египтянам помогали инженеры из ГДР, среди которых было немало евреев, то израильтяне знали многие секреты египетского ракетостроения.

С другим арабским соседом получилось ещё круче. "Моссаду" удалось внедрить в ближайшее окружение министра обороны Сирии, выдав его за чистокровного сирийца, своего человека...".

Сообщает Карпов ещё одну интересную деталь. Известно, что американцы обещали миллион долларов тому, кто добудет доклад Н. С. Хрущёва на ХХ съезде КПСС, в котором речь шла о культе личности Сталина. В то время доклад был засекречен. Сотрудники "Моссад" добыли его через свою польскую агентуру и подарили штатовцам бесплатно. Для них откровения Никиты Сергеевича не представвляли никакой ценности. Интересны соображения отставного полковника по поводу ликвидации изральскими разведчиками террористов. И здесь он предельно честен, указывая, что "Моссад" уничтожал лидеров террористических организаций. Политиков других арабских стран он никогда не трогал. Так что действия израильтян можно квалифицровать только как антитеррористические.

В другом журнале опубликован материал американского разведчика Роберта Бэра, работавшего долгое время на Ближнем Востоке. Он автор многих книг. Наиболее известная - "Не вижу зла". В 2005 году по ней снят кинофильм "Сириана". Материал, по всей видимости, переведен с английского и представляет собой тоже интервью. Некоторые интересные факты, несомненно, привлекут внимание читателей. Роберт Бэр рассказывает, что начал работать в Оперативном Директорате ЦРУ в 1976 году. "В те дни, - сообщает он, - мы занимались Советским Союзом и Восточной Европой. Нашей задачей, как и задачей русских разведчиков, было узнать планы противника. Потом, после двух лет переподготовки, меня отправили в Индию на три года, чуть позже я выучил арабский язык и долгое время занимал различные посты на Ближнем Востоке. В общей сложости я проработал в ЦРУ 21 год...".

Далее он отмечает, что в годы Холодной войны главная цель была проста и понятна: следить за Москвой. И если тебя направляли на работу в Африку, то твоей задачей была "не слежка за африканцами, а вербовка дипломатов и советских офицеров...".

Затем идёт самое интересное. Бывший разведчик останавливается на недостатках, которые сегодня существуют в ЦРУ. Прежде всего, его беспокоит тот факт, что американцев, никогда не бывавших в России и Средней Азии, заставляют выучить русский язык за 9 месяцев. А потом от них ждут успешной работы. А это просто невозможно. Поэтому ситуация весьма сложная. Естественно, что в ЦРУ нет людей, свободно говорящих на казахском языке. Подобное положение, по мнению Роберта Бэра, вызвано организационными проблемами. Дело в том, сообщает разведчик, что для того, чтобы попасть в ЦРУ, нельзя иметь никаких "подозрительных контактов". Скажем, молодой американец прожил 10 лет во Франции и там женился. Если его шурин когда - то служил в полиции, то американец атоматически лишается права на работу в ЦРУ. "Если молодой выходец из Саудовской Аравии, который вырос в США, захочет работать в родной стране, то его туда не направят. Но совершенно очевидно, что люди, знакомые с той или иной культурой, могут проявить себя наилучим образом в той стране, которую они знают. Многие мусульмане ныне считают, что США ведут войну против Ислама. И, в результате, американские мусульмане, которые заинтересованы сделать карьеру в ЦРУ и могли бы работать на Ближнем Востоке, отказываются от этой идеи, потому что их будут называть предателями. Поэтому у ЦРУ все больше и больше проблем с кадрами...", - сообщает автор цитируемой публикации. Он и сам - то попал на Ближний Восток потому, что в ЦРУ был избыток китаистов, но было мало специалистов по арабскому миру. В данном случае Бэр описывает ситуацию, с которой сталкиваются практически все спецслужбы стран Запада, в том числе и России. К примеру, завербовать агентов среди чеченского населения было крайне трудно. Любой вербуемый отлично понимал, что подвергает опасности не только себя, но и всех своих родных и близких. И так, практически, в каждой мусульманской стране. Поэтому спецслужбам приходится использовать иные методы получения необходимой информации.

Тревожит Бэра и тот факт, что профессия разведчика в США, в отличие от других стран, стала менее престижной. Вообще, подчеркивает он, разведка всегда выше ценилась в Советском Союзе и на Кубе. "В результате, КГБ могло заполучить к себе лучших людей, чем ЦРУ. Если вы образованный человек, то можете поступить на работу в КГБ, а ныне в ФСБ или СВР - это хорошая возможность сделать карьеру и повысить свой социальный статус.

А в США работа разведчика никогда высоко не котировалась. Лучшие предпочитали работать на Уолл-Стрите или преподавать философию в Колумбийском университете, а не работать в ЦРУ...".

Вот такие любопытные сведения нам представили авторы публикаций. Не менее интересной является судьба одного специалиста, за которым охотились многие разведки мира. Об этом - тоже в журнале "Новости разведки и контрразведки"

СЕРГЕЙ НЕПОБЕДИМЫЙ: ЧЕЛОВЕК ПОД ИМЕНЕМ "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО"

К человеку с такой необычной фамилией пытались подобраться многие разведки мира. Написал о нём Виктор Литовкин. И назвал свою статью так: "За его головой охотились все разведки мира". Все - может быть несколько преувеличено. Но вот британская, американская, да некоторые другие западные, - это уж точно.

А началось все в июле 1938 года, когда Сергей впервые появился в Москве. Отец у него был механиком. Детство он провел в его мастерской. И путь свой определил с того же времени. А в Москву приехал, чтобы поступить в МВТУ им. Баумана. В абитуриентской группе было 36 человек. Поступило четверо. Первым в списке был Непобедимый. Потом война. Многие молодые люди добровольно рвались на фронт. Пришёл в военкомат и Сергей - студент 3 курса. Но студентов "Бауманки" было приказано на фронт не брать. Они должны были работать для армии, создавать её мощь. К 1965 году, сообщает В. Литовкин, Сергей Непобедимый был лауреатом Ленинской премии, трех Государственных, Героем Социалистического Труда, имел три ордена Ленина, двадцать лет носил звание профессора того же Высшего технического училища имени Баумана. Был доктором технических наук, членом корреспондентом Академии наук СССР. Но нигде, ни в каком справочнике о нём не было ни слова. Знал об этом человеке крайне ограниченный круг таких же, как и он, "закрытых и залегендированных" специалистов. Непобедимый был человеком под грифом "совершенно секретно".

Сейчас о нём вообще забыли, и фамилия его ничего и никому не говорит. А сделал этот конструктор для своей страны ох как много. Прежде всего, создал 28 видов оружия. "Среди них, - сообщает В. Литовкин, - такие знаменитые на весь мир системы, как противотанковые управляемые ракетные комплексы "Малютка", "Шмель", "Штурм", "Атака" и "Хризантема", семейство переносных зенитно-ракетных комплексов "Стрела" и "Игла", тактические ракетные комплексы "Точка" и "Точка - У", а также оперативно - тактический ракетный комплекс "Ока".

И ещё об одной интересной детали сообщает Литовки. Оказывается, что появлению в СССР некогда модного синтетического материала "лавсан", рубашки, платья и костюмы из которого были в середине 60 - х годов почти недостижимой мечтой миллионов советских мужчин и женщин, мы обязаны тоже столь именитому конструктору.

А дело было так. Первый советский "ПТУРС" (переносной противотанковый управляемый реактивный снаряд), созданный Непобедимым, управлялся по кабелю. "Очень тонкому, в милиметр толщиной. Он сматывался с ракеты, как нитка со шпульки, пока та два - три километра летела к цели. Этот кабель состоял из нескольких проводков, каждый из которых для изоляции был обмотан шёлковой ниточкой. Её поставлял нам Китай. В середине шестидесятых...отношения между СССР и Китаем испортились окончательно. И естественно, поставки шелковых нитей были прекращены. А "Малютки" уже выпускались серией до 40 тысяч коплексов в год...", - сообщает автор публикации.

В СССР таких изделий не было и нужно было искать выход. И вот однажды, на приеме, конструктор увидел работника ЦК, прибывшего из Штатов. И на нём была модная тогда в Америке рубашка из лавсана. Она - то и заинтересовала конструктора. Рубашку у чиновника купили. И она оказалась из того самого материала, который нужен для производства кабелей "Малютки". Но США технологии производства ткани Советскому Союзу не продавали. Но выход все - таки нашли. Через третьи страны закупили заводы по производству лавсановой нити. Их в ударные сроки возвели в центральной части России. И через считанные месяцы советские ПТУРСы стали летать на проводах с новой обмоткой, а московские модники и модницы стали щеголять в лавсановых костюмах, платьях и рубашках, почти как "выездные" чиновники МИДа и ЦК КПСС.

Знали ли о нём в США? По всей видимости - да! Дело в том, что однажды к росиийскому конструктору обратился неизвестный ему американский доктор Петер Алмк-вист из Арлингтона. Он писал, что будет в Москве на встрече советских и американских учёных и очень хотел бы увидеться с Сергемм Павловичем Непобедимым - одним из самых крупных советских конструкторов в области ракетной техники. "Я - автор новой книги "Красная кузница"; советская оборонная индустрия после 1965 года" и ряда других трудов, - сообщал о себе американец, - слежу за Вашей работой несколько лет и высоко оцениваю Ваш вклад в советскую оборонную промышленность...".

Вывод один: спецслужбы США знали о деятельности конструктора! И, как ни странно, с разрешения КГБ Непобедимый согласился на встречу. К тому времени он уже уходил на пенсию. Американцы ему предложили приехать в страну на полгода для чтения лекций в Колумбийском университете. Но Сергей Павлович отказаля. Он вообще за границу никогда не ездил. Исключение - служебная командировка в советскую группу войск в ГДР. Там испытывали новые "изделия". С аэродрома - на полигон, с полигона - на самолёт и обратно в Россию. Вот и вся заграница!

Эти самые "изделия" продавали другим странам за миллирды рублей. Но конструктор получил от щедрот "Рособоронэкспорта" всего лишь десять тысяч чеков "Внешторгбанка" За эти чеки можно было купить "Волгу". Вот и все. А потом началась "перестройка", сокращение вооружений. И стал великий конструктор, как и подавляющее большинство советских граждан, весьма нуждающимся человеком. Это - мягко выражаясь.

Пенсия у него маленькая, сообщает автор публикации в журнале "Новости разведки и контрразведки", а за квартиру платить нужно много. Льготы у академика и героя труда появились недавно, с приходом Путина. "Но Сергей Павлович не унывает, - сообщает автор. - Не ходит на митинги, не участвует ни в каких политических движеиях и тусовках. Не потому, что не имеет никаких убеждений. Просто слишком много у него нереализованных инженерно- конст-рукторских идей. И он торопится ими распорядится. Всё остальное считает - суетой". Рассказал он Литовкину и о происхождении своей фамилии. Его отец и дед были кулачными бойцами. Их прозвище и стало фамилией кон-структора. Вот такие интересные истории нам поведали в этом журнале, издаваемом в Российской Федерации. Думаю, что для читателей они представлялют несомненный интерес.


Вилен ЛЮЛЕЧНИК,
"Русская Америка, NY"

наверх
вернуться к содержанию номера

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2010 Russian America, New York