Есть в Иордании такой как бы древний город Петра. И славен он своими наскальными храмами. Настолько древними, что нигде нет даты их основания. Пишут и о 2 тысячелетии до нашей эры, и о 6 веке до нашей, и о втором. Название, правда, от греческого «камень». Значит, когда-то переименовали. Когда – неизвестно.
Эта Петра есть главная достопримечательность Иордании и ее главный источник дохода. В день посещает около 4 тысяч человек, входная плата – 90 динаров (динар равен евро).
Как пишут энциклопедии, основную территорию (90%) Иордании занимают пустынные плато, холмы и горы. Правильно пишут. Есть там одна симпатичная пустыня среди скал – Вади Рам. Остальное - какое-то желтое безмолвие. Отсутствуют основные энергетические минеральные ресурсы. Газ завозят из Египта. Нефть из Ливии. Добывают только фосфаты. Еще отмечается «наличие рабочей силы», включая упавшее поголовье декоративно-прогулочных верблюдов, ослов и лошадей. Верблюды и ослики – давно декоративные. Для коротких проходов метров на 20 с туристами и фото туристов - «новых бедуинов» - 2-3 динара. Вторая профессия – уборщики навоза на пути живности. Так и сидят длинными рядами по всему ущелью-сику (siq) к Петре с совками и ведрами. Это чтоб туристы могли пройти, не испачкав обувь. Да, еще развешиватели по всей стране больших портретов со сравнительно свежим королем Абдаллой и его братьями от разных мамаш. Эти плакаты везде.
Там где заканчивается сик (ущелье в скалах), открывается древний храм, ныне известный как Аль-Хазне, Храм появляется неожиданно. Поворот, осталось всего несколько шагов до выхода из ущелья, как вдруг в просвет врываются изумительные колонны гигантского двухэтажного фасада , впечатанного в громаду скалы как раз напротив отворенного зева сика. Это настоящая поэма в розовом камне.
Высота храма равняется 39 метрам, ширина – 28. Верхний этаж не имеет прохода вовнутрь. Прямоугольники ниш некогда были полностью порожними, пока в последующие времена по прихоти вечно сменяющихся владык в них не выбили фигуры античных богов. Петра являлся торговым городом, поскольку стоял на Великом шелковом пути. Вход в город только один: через почти двухкилометровый извилистый сик. Знаменитый скальный храм-мавзолей, «Сокровищница фараона», как называют её арабы.
Точное назначение сооружения до конца не выяснено. Есть предположение, что первоначально это был храм богини Исиды. Во всяком случае, многие черты памятника говорят о том, что его могли построить мастера, знакомые с приёмами зодчества Александрии Египетской.
Петра – это удивительный и, судя по всему, очень древний город в самом сердце Иордании. Говорят, что около двух тысяч лет до нашей эры в эти земли пришли набатеи. В архитектурных элементах Петры искусствоведы находят памятники, которые могли принадлежать и древним египтянам, и древним грекам, и древним римлянам. Строительство двух цитаделей в самом сердце Петры приписывают крестоносцам. Но на самом деле, приводя туристов на территорию Петры, экскурсоводы честно признаются: об этом древнем и таинственном городе ничего точно не известно.
Говорят, что храмы были построены набатеями, группой семитских племён (400 г. до н.э. – 106 г. н.э.). Набатеи имели свой собственный язык и письменность. Их алфавит похож на арамейский и еврейский. Набатеи принесли вместе с собой в Петру и свои религиозные верования, где превалировало идолопоклонство. Вероятно, набатейцы были арабским племенем, но писали они по-арамейски, используя при этом своеобразный шрифт.
Образованный грек родом из Сицилии, по имени Диодор (Diodorus Siculus) в I веке до н. э. писал о набатеях как о воинственном племени приблизительно в 10 000 воинов, коими были все мужчины-набатеи. Они не сеяли, не пахали, не пили вина, не выращивали деревьев и не строили домов. Более того, это чуть ли не каралось смертью. К тому же 10 тысяч набатеев – это слишком мало для государства и храмового строительства. Слова Диодора: «Раньше набатеи жили смирно, получая пропитание от скотоводства, но когда александрийские цари развернули торговое судоходство, набатеи принялись не только нападать на потерпевших кораблекрушение, но стали также строить пиратские корабли и грабить плавающих по морю». Вот и выходит, что были они разбойниками и пиратами.
Чрезвычайно колоритная справка из американской энциклопедии: у набатеев была развитая литература, но она не дошла до наших дней и при этом о набатейской литературе нет никаких упоминаний в античных источниках. Более того, знаменитые храмы Петры не имеют надписей. Дополнительное недоумение вызывает то, что набатеи писали вроде бы на диалекте арамейского языка, а не своем древнеарабском.
Археологи и исследователи набатейской культуры жалуются, что они не оставили после себя никаких письменных источников, по крайней мере «сакральные рукописные свитки» в тайниках сюрреалистической Петры до сих пор не обнаружены.
Посему все что мы знаем о набатеях (очень мало) известно или из упоминаний в Библии, или из Диодора, или из Иосифа Флавия. Самим набатеям было некогда.
Давайте сделаем передышку. Итак, что мы имеем как первый улов? Имеем интересную фразеологию гидов: «говорят, что...» Где источники? Когда построены храмы – неизвестно. Кем – тоже. Предположим, набатеями. Но сами-то они кто?
Немногочисленные кочевники, разбойники, пираты, в лучшем случае – торговцы. Коим строить было вообще запрещено. Что-то нам ничего неизвестно о воздвижении храмов сомалийскими пиратами. Не осталось ни письменных источников, ни каких-либо документов, касающихся строительства, ни имен строителей, ни даже имен царей, по чьему повелению строили. Более того, неизвестна цель этого строительства. Культовая? Но нет никаких деталей культа. Известно, что якобы был у них некий бог Душарра – и это все о его биографии. Археолог Филип Хаммонд (Philip Hammond) так комментирует суть этого бога: "имя Душара ( Dushares) можно понимать как Бог (dhu) Shara (Горы). Точный характер этого божества, был ли он олицетворением гор или богом Солнца все еще не ясен».
Вот что пишет об аравийских племенах «История Древнего Востока» под ред В.И.Кузищина, М.2003, с.246: «У этих народов господствующими все еще были родоплеменные отношения. Существовали племенные союзы и небольшие государства. Возможно, некоторые из них можно назвать княжествами, например Набатею. Их правители в ассирийских документах обычно именовались «царями», видимо, по аналогии с правителями других государств, но более правомерно было бы называть их «шейхами». Иногда вместо «царей» во главе племенных союзов стояли «царицы», что. вероятно, говорит о сохранении пережитков матриархата.
У арабских племен и княжеств постепенно складывалась своя военная организация, тактика, элементы военного искусства. У них не было регулярной армии — все взрослые мужчины племени были воинами, да и женщины нередко принимали участие в походах. Сражались воины на верблюдах, на каждом — обычно по двое: один погонял верблюда, другой стрелял из лука или действовал копьем. Арабы-кочевники выработали и свою тактику ведения военных действий: неожиданные набеги на противника н быстрое исчезновение в безбрежной пустыне».
Предполагают, что Петра - это ритуальные места захоронений. Петра не состоит из храмов, их там всего-то несколько. А в основном – это норы в скалах, небольшие пещеры, явные места захоронений набатеев побогаче. Так что если Петра и был городом при набатеях, то городом мертвых. Почему не нашли останков? За две с половиной тысячи лет их растащила всякая живность
Никакое храмовое строительство не бывает без государства. А оно само не бывает без письменности и документации. От шумеров остались целые библиотеки глиняных табличек. От Египта – каменные стелы и папирусы, розеттский камень, даже учебные тексты по математике. От майя – их иероглифы. От набатеев, коих в Иордании почитают древними арабами – ничего. Равным образом, раннее государство – это всегда монархия. А уж царь позаботится о своем увековечивании и бессмертии.
О набатейских царях история умалчивает. Впрочем, даются несколько имен. Вот самый первый монарх: оказывается, наследственная монархия в Набатее ведёт отсчёт с воцарения Ареты I (Harith I) в 169 г. до н. э. И все. Откуда дата – неизвестно. Чем прославился – неизвестно. Какие деяния совершил – молчание. Когда умер – тайна. Какое отношение имел к воздвижению храма Аль Хазне – ни слова. Единственный источник — этот Арета упоминается в Библии таким образом: «Концом его (Иасона, первосвященника) злобной жизни было то, что, обвинённый пред Аретою, владетелем Аравийским, он бегал из города в город, всеми преследуемый» (2-я книга Маккавеев, 5:8). И то тут гораздо больше о первосвященнике Иасоне, о котором сообщается, что он злобный и хотя бы бегал из города в город.
Кроме царей по имени Арета, числом четыре штуки, еще якобы были цари по имени Ободас Первый и Второй. Последним царем набатеев был Раббиль II, который умер в 106 г. н.э. Кроме имен – ничего. После правления Раббиля II Набатейское "царство" стало частью римской провинции и получило название «Аравия Петреа». Итак, Петра – это со времен императора Траяна, римское название. А как же назывался город раньше, у набатеев? Неведомо. Шифман пишет, что назывался Рекем (rqmw), от «разноцветный» ,встречается в переводах Библии на арамейский язык, в "Ономастиконе" Евсевия Кессарийского, в кумранских рукописях. Современное название "Петра" появилось при переводе иудейского названия Села (Sеla) "скала" на греческий язык.
Стало быть еще до сомнительных набатейцев будущая Петра именовалась Sela и была древней столицей Эдома.
Любопытный штрих: «набатейские» имена царей есть, а имени столицы их царства – нет.
Вот еще фраза из гайда-путешественника: «Вырубая внутри скал правильной формы пещеры, они (набатейцы) получали анфилады жилых и прочих помещений. Так появилась Петра – город, вырубленный в камне».
Вздор. Нет там никаких анфилад. А есть только фасады. За ними – скала. Правда, в самом известном, в обозреваемом нами Аль-Хазне есть две небольшие пустоты и одна побольше за главным входом, которые можно принять за помещения. О них в солидном источнике сказано: The inside of the Treasury at Petra is barren, with two unadorned rooms with high ceilings (Внутренняя часть Сокровищницы в Петре имеет голые стены с двумя ничем не неукрашенными камерами с высокими потолками)
И зачем они? Неведомо. Самая распространенная точка зрения: усыпальница набатейского царя. Вроде бы какого-то Ареты без определенного номера. Но уж точно не казначейство (и так ведь можно перевести). Хотя бы потому, что у набатеев не было столько денег, и как мы помним, и царей-то не было. Есть версия, будто там была набатейская библиотека, что уж совсем невероятно. К чему пиратам и даже купцам библиотека? И где хранить свитки в голых стенах?
Пустые каморки навевают сомнение. Потому что усыпальница обязательно была бы чем-то украшена, каменной резьбой, статуями, были бы найдены хотя бы какие-то предметы культа. Но нет ничего, кроме стен скалы из розового песчаника.
Давайте посмотрим, какова история открытия покинутого города. Справочники сообщают, что первым из европейцев, которые увидели город и храмы, был Йохан Людвиг Буркхард , также известный как Джон Льюис, Джин Луи. Родом из Швейцарии. Пишут, что он был путешественником и ориенталистом. Но это не так: Буркхард в молодости принял ислам, овладел арабским (чтобы читать Коран) и стал истовым паломником. Взял себе имя шейха Ибрагима Ибн Абдаллы. Его целью были не географические исследования и открытия, а посещение святых мест и мест распространения ислама. С этой целью он не просто сделал хадж и посетил Мекку и Медину, но и жил там три месяца. В 1812 г. приехал в Каир, который с той поры стал его домом. Мотаясь по святым местам, новообращенный мусульманин и набрел на Петру. Написал об этом по-французски в письме, благодаря чему и остался в истории. Сам Буркхард никакого значения своему открытию не придавал, что и видно по опубликованным его путевым заметкам.
Я просмотрел оглавления – ни слова о Петре.
В энциклопедии Британика за 1911 год, как раз к столетию обнаружения Петры, о Буркхарде сказано: «Во время его места жительства в Сирии он посетил Пальмиру, Дамаск, Ливан и оттуда путешествовал через Петру в Каир».
Ну и там еще много перечислено его маршрутов.
Обратите внимание, что в 1911 году Петра как нечто выдающееся никак не отмечена. Скромно сказано «путешествовал через Петру в Каир». Это и понятно: Петра находится в ущелье, через которое проходили караванные пути на Восток, в Индию и Китай. Во время одного из своих путешествий (в Синай) молодой правоверный мусульманин заразился дизентерией и умер, не дотянув несколько недель до 33 лет, не дожив до возраста Иисуса Христа.
Почему же Петра не взволновала тогда мировую общественность? Видимо, потому, смотрелась просто как некая эклектическая смесь античной архитектуры, к тому же малохудожественной и вторичной. Позже изобразили Буркхардта на фоне, как было написано, античного храма в Петре – как раз того самого Аль Хазне.
В 1838 – 1839 гг. почти годовое путешествие по Ближнему Востоку предпринял шотландский художник, гравер и театральный декоратор Дэвид Робертс (David Roberts). В 1840-х при содействии королевы Виктории в Лондоне были изданы шесть томов под названием «Святая Земля, Сирия, Идумея и Нубия», где были опубликованы 247 литографий с путевых зарисовок Робертса. Так о Петре узнали в Европе во второй раз уже в изобразительном виде. Но, опять-таки, среди 247 литографий всего десяток относятся к Петре, одна – это Аль Хазне и вторая известная, так называемый Монастырь, Аль-Дейр (El Deir, тоже только фасад, а никакой не храм). Причем в довольно полной галерее литографий Дэвиса Аль-Хазне ее нет и найти эту литографию в сети не просто. Обратите внимание, вот она. Как видите, состояние храма так себе. Одна колонна упала, три другие – вот-вот. Сейчас же Аль Хазне почти как новая. Когда именно проходила реставрация, кто ее проводил, и вообще о том, что она была нет ни слова ни на самом храме, ни в справочниках.
Герман Вейс в своей книге «История культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы» пишет об архитектурном стиле, характерном для Петры, так: «В эпоху упадка римское зодчество отказалось от всех законов архитектоники и, подчиняясь моде на безвкусное великолепие, стало создавать здания, которые казались выполненными из мягкого материала, а не построенными из твёрдого камня. Примером такой архитектурной безвкусицы могут служить гробничные фасады Петреи».
Итак, Европа узнала о Петре в первый раз в 1812 г. (на самом деле немного позже, после публикаций Буркхарда с описанием его путешествий). Второй раз после литографий Робертса в 1839 г. Наверняка, были и третий и последующие «открытия» Петры. И никакого ажиотажа. И так длилось до 1985 года, когда Петра была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Надо думать, попала Петра так поздно в список по инициативе короля Иордании, который решил открыть новое производство (туризм) и от будущих доходов внес вклад в строительство ЮНЕСКО. Затем Петра была выбрана Би-би-си в качестве одного из "40 мест, которые Вы должны видеть прежде, чем Вы умрете". В 2007 году в путеводителях стали писать, что Петра причислена к одному из 7 чудес света. Так как число чудес все два тысячелетия по-прежнему семь, то какое-то нужно было бы выбросить. Однако все на месте. На самом деле трудно относить к чуду архитектуры не оригинальное автохтонное зодчество, а повторы смеси из греко-римских канонов и современного новодела «под старину».
В общем, можно сказать, что проект «доисторическая Петра» возник примерно с середины 80-х годов. И проект именно коммерческий. До этого времени никто из широкой публики о Петре и Сокровищнице не знал. Тому есть косвенное свидетельство. В 1989 году Спилберг и Лукас выпустили третью ленту из своего рода приключенческого комикса об Индиане Джонсе. В этой серии (Индиана Джонс и последний крестовый поход - Indiana Jones and the Last Crusade).
Многие кадры сняты в ущелье (сике) Петры и на фоне Аль Хазне. То, что в фильме есть виды Петры стало известно именно во время раскрутки проекта – тоже для целей коммерции: спешите видеть место, где снимался боевик об Индиане Джонсе.
Но было все же что раскручивать? Разумеется. Что-то было. Храм Аль Хазне имелся. Но он вырезан вовсе не тысячи лет до нашей эры, и даже не в 6 веке до н.э.. А не ранее 2 века нашей эры – в том виде, как дошел до нас. И то, не считая сравнительно недавних не афишируемых реставраций. А может быть даже и доделок и дополнений вроде внутренних камер. И построен он не разбойными набатеями, скотоводами, не оставившими письменных источников, документов и оседлых традиций, и не ранними арабами типа бродячих бедуинов. Значит, эти племена не имели истории. События, не зафиксированные в текстах или хотя бы в преданиях, ни в какой мере не являются историей в смысле науки. Или говоря более общо: события, не пропущенные через осмысление, мышление и логику, как бы не существуют для истории.
Возможно, на месте какого-то древнего капища греки, а потом римляне упражнялись в архитектурных излишествах. Это четко видно: греко-римская архитектура, римские капители, фронтоны, колонны коринфского ордера, фронтоны, башенки и многочисленные рельефные украшения – все это античность. Фасад Аль Хазне уставлен женскими фигурами совершенно в древнегреческом стиле, дамы одеты в греческие пеплосы. Правда, наверху по центру храма торчит некий большой горшок, якобы символ набатийского благополучия, но вот как раз он и мог появиться совсем поздно, когда розовое чудо готовили к нашествию туристов из всех стран мира. А может быть, и древние римляне пошутили.
Как уже было сказано, ущелье и потом длинная долина Петры есть часть караванного пути на Восток. Посему там давно было поселение из своего рода таможенников, стражников, содержателей караван-сараев. В одном таком довольно большом каменном сарае я стоял и вдыхал запах древнего навоза. В начале второго века нашей эры, при императоре Траяне, эту территорию присоединили к Риму, потом туда вошел шестой «Железный» (Ferrata) легион. И остался на постой – то был военный гарнизон (вместе с десятым - Fretensis - Сокрушительным ). Это самые известные и прославленные легионы Рима, участвовавшие в подавлении иудейского восстания, стоявшие гарнизоном в Иерусалиме, а потом в районе Петры.
Этим и объясняется римский амфитеатр в Петре на три тысячи мест. Легион состоял из 8 тысяч пехотинцев и нескольких сотен всадников. Так что как раз по размеру. Солдаты развлекались посменно. Они же были своего рода строительными батальонами.
Римляне проложили через ущелье-сик свою дорогу, мощенную большими плоскими камнями. Такую же, какие со всех сторон античного мира вели в Рим. Они же развлекались лепниной на псевдодревних вертепах.
Иорданцы внесли и кое-что свое, помимо усвоения античных второразрядных и эклектичных фасадов. На двуколках они за каких-то 5 динаров с человека добрасывают пару обратно, когда нужно идти на подъем и ноги тяжелеют как у отравленного Сократа. В конце длинного пешего путешествия «туда» по прошествии пары часов (с глазением по сторонам) многим хотелось бы облегчит свою участь. Но их встречает большой плакат: туалет не работает, извините за неудобство. И никуда деться невозможно – все боковые расщелины плотно перегорожены. Это омрачает восторги туристов по поводу седьмого чуда света.
Въездная виза в Иорданию стоит 55 долларов. Когда выезжают, уже прошли паспортный и таможенный контроль и остается только выйти на нейтральную полосу (200 метров) для перехода в Израиль, последний пограничник, повертев бумаги в руках, говорит: русс (американ или кто там еще попадется), нужно платить еще. Так уже платили за вход. Теперь нужно за выход. Возвращайтесь вон туда, там касса. Идем, платим еще по 16 долларов. Причем не долларами (как можно везде в Иордании), а нужно идти на обменный пункт и менять на динары.
В Израиль и вход, и выход бесплатный. Для русских - тоже (ныне безвизовый режим). Как говорится, два мира – два Шапиро.
Валерий ЛЕБЕДЕВ, "Русская Америка, NY"
|