№ 428

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Аскар АКАЕВ:
“С бурлящего котла сорвало крышку”
Афганистан в фокусе “Большой игры” внешних факторов
Финансовые проблемы стран-членов Еврозоны
Зачем нужна Перепись?

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

АФГАНИСТАН В ФОКУСЕ “БОЛЬШОЙ ИГРЫ” ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ.

Афганистан

Борьба за Афганистан между Великобританией и Россией, начавшаяся в конце XIX века сегодня обострилась с новой силой, теперь среди новых игроков. За весь предшествующий период менялись игроки, которые заявляли о своем стремлении консолидировать афганское общество, но фактически росли глубинные противоречия этнического, социокультурного, а также религиозного характера. Как говорят сами афганцы, после прихода англичан запутались их границы (на Востоке страны). Произошло разделение территории традиционно независимых восточных племен, что создало серьезные искусственные препятствия на пути их национальной консолидации.

Смещение наций и народностей, проживающих на территории современного Афганистана было определено завоевательными войнами афганских эмиров, внешнеполитическим давлением, исторически сложившимся образом жизни и территорией проживания племен.

После пребывания в этой стране шурави, некогда считавшие себя афганцами, люди стали называть себя таджиками, узбеками, туркменами. Обретение центрально - азиатскими республиками независимости и нанесение поражения Талибану всколыхнуло самосознание этнических меньшинств Афганистана, усилив их раскол в стране.

Несмотря на то, что в стране действует сегодня вроде этнически сбалансированный состав правительства, тем не менее за каждой крупной этнической группой Афганистана стоят их зарубежные покровители, что ярко проявилось в ходе последних президентских выборов.

В недалеком прошлом, Северный альянс пользовался поддержкой России, Ирана, государств Центральной Азии и Индии. Пуштунов поддерживает Пакистан. Исмаил Хан и хазарийцы находились под покровительством Ирана. США опекают президента Х.Карзая, имеют контакты с пуштунскими лидерами.

В недрах афганского общества выражается недовольство реализацией властями Афганистана программы "ARS" (armed reservation) по созданию "местных сил самообороны", на практике заключающейся в вооружении, прежде всего, пуштунских племен (провинции Балх, Кундуз, гг. Чардара, Алиабад, Ханабад). При этом план "Dyak", по разоружению, действует в основном на северных анти-карзаевских территориях, с преимущественным проживанием таджиков (Паншер), узбеков.

В свою очередь, боевики из ИДУ, Исламской партии Туркменистана, Организация освобождения Восточного Туркестана, Хизб ут Тахрир и другие вооруженные группы полагаются на зарубежные этнические связи, параллельную экономику и торговлю наркотиками.

Итоги минувших президентских выборов позволяют утверждать, что активное большинство населения поддерживает модернизацию страны и афганских политиков, ориентированных на сотрудничество с западными государст-вами и мировым сообществом.

Вместе с тем, коалиционные силы не только плохо координируют свою деятельность в интересах консолидации афганского общества, но более того, создали в Афганистане параллельное государство, направив финансовую помощь различным структурам, минуя центральное правительство.

За период после начала АТО в Афганистане, активное вмешательство извне, не смогло исправить ситуацию. Привлекаемые в состав миротворческих сил государства, в соответствии с новой стратегией США в Афганистане, стараются решать свои собственные проблемы, возникшие в их отношениях с другими государствами. Так Турция объясняет свое участие в миротворческих операциях в Афганистане с точки зрения необходимости решения проблем, связанных с Кипром и Карабахом. Грузия отправляет свое военное подразделение в эту страну ни только, желая привить им навыки и боевой опыт, но и в надежде, что друзья помогут им возвратить Северную Осетию и Абхазию Враждующие между собой из-за Карабаха Азербайджан и Армения также отправляют свои войска в Афганистан для приобретения боевого опыта .

Нищета населения, которая усугубляется неограниченной коррупцией власти, служит питательной средой для наркобизнеса и терроризма. Ошибочные дейст-вия коалиционных сил вызывают у населения большую неприязнь чем теракты Талибан. Так, за прошедшие полгода было зарегистрировано 40 инцидентов, связанных с воздушными обстрелами, совершенными международными силами коалиции, в результате которых погибло 200 мирных жителей. (Это каждый третий мирный житель, от общего количества погибших в результате боевых действий в Афганистане.)

Сегодня соседи, в особенности КНР и Иран испытывают дискомфорт присутствием войск США и НАТО вблизи их границ. Несмотря на заявления Китая о необходимости привлечения региональных государств в межафганское урегулирование, Соединенные Штаты не заинтересованы в вовлечении ШОС в данный процесс. Хотя президент Афганистана Хамид Карзай на Ташкентском саммите ШОС в июне 2004 года заявлял, что Афганистан "хочет стать партнером стран ШОС, открыть свои дороги соседям для доступа, в том, числе и в регион Персидского залива". А между тем Запад напрасно недооценивает потенциал ШОС. Совместными действиями служб государств -членов ШОС за последнее время было предотвращено более 650 крупных террористических актов на территориях их государств. Думается создание контактной группы Афганистана, Пакистан, Иран, Индия Китай и Россия в соответствии с новой американской стратегией будет способствовать оказанию поддержки США и НАТО в решении военных, политических и экономических задач в Афганистана. Продолжение конфронтации между США и Ираном также не способствует афганскому урегулированию. Геополитические интересы могут объединить вчерашних противников и разъединить исконных друзей, поэтому только учет баланса интересов может способствовать полному урегулированию конфликта в Афганистане, превратив его в "безопасную зону".

На Сенатских слушаниях в декабре прошлого года помощник госсекретаря США по Центральной Азии и Южному Кавказу Джордж Кол был вынужден признать, что активизация американских поставок войскам коалиции даже невоенных через северный маршрут (стабильную Евразию) может превратить сами страны региона в мишень для атак талибов и других радикальных группировок. Согласно прогноза, сделанного три месяца назад директором Управления по наркотикам и преступности ООН Антонио Мария Коста в докладе "Наркомания, преступность и мятежники" отмечается, наркотики используются для финансирования мятежников в странах Центральной Азия, где Исламское движение Узбекистана, Исламская партия Туркменистана, Организация освобождения Восточного Туркестана, и других экстремистских групп региона. Если незамедлительно не принять превентивные меры, то значительная территория Евразии вместе с огромными энергетическими запасами может быть потеряна."

Действительно настораживают воинствующие высказывания боевиков ИДУ о том, что они "дескать будут воевать во всех тех районах мира, где преследуются мусульмане, что пока их цели Афганистан, позже мы, - говорят они, продолжим джихад."

Спрашивается где? Мы уже почувствовали их присутствие в Тавильдаре, когда сюда прорвались банды Абдулло, Сузакском районе пригорода Джалалабада и Узгенском районе Ошской области Киргизской Республики, а также в Ханабаде Андижанской области Узбекистана - вооруженные группы боевиков ИДУ. В этой ситуации критическое значение имеет выработка Россией активной позиции по Афганскому вопросу. Ибо для нее особенно опасен полный выход из под контроля ситуации в Афганистане.

Российскаястратегия сформирована исходя из позиции региональной евразийской державы. Достижение данной цели предполагалось осуществить главным образом путем интенсификации сотрудничества со странами Центральной Азии в военно-политической сфере и по вопросам безопасности. Россия и НАТО в 2009 г. на совместном заседании МИД и НАТО обсудили задачи по борьбе с международным терроризмом. Подписанное в Бангалоре соглашение между министрами иностранных дел России, КНР, Индии предусматривает реализовать общую стратегию укрепления Афганистана. Но не дай бог, чтобы ввод новых подразделений войск коалиции вызвал адекватные меры в соседних государствах, спровоцировав новый виток милитаризации и противостояния. Уже итак во всех государствах региона находятся иностранные военные подразделения. В самом регионе происходят рискованные игры с участием тех же актеров, которые неадекватно относятся к новой политике американской администрации в контексте с афганским фактором, в том числе, по разному готовятся к возможному повторному появлению Талибан. Узбекистан и Туркмения вероятно развивая военное сотрудничество с Западными союзниками, рассчитывают на их защитный зонтик, с другой, будут рассматривать вопрос признания режима Талибов. Понятно, хрупкий мир надежнее тлеющей войны.

Признаки мирных переговоров с талибами проявляются и у главных действующих лиц. Об этом свидетельствует выступление министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибенда в Брюсселе, где он подчеркнул, что "США и Великобритания непредвзяты относительно примирения с "Талибаном". Представитель (наблюдатель) Талибов при ООН Абдулхаким Муджахид от имени своих лидеров обещает, что они готовы сесть за стол переговоров с лигитимной властью при условии, если из черного списка международных террористов будут исключены около 150 их деятелей, подозреваемых в совершении преступлений и террористических актов.

Никто не собирается делать из талибов врагов, кроме их самих. Хорошо, если бы добрые намерения они подтверждали делами. Увы, ежедневно продолжаются террористические акты в Афганистане и Пакистане, Йемене, Чечне, Дагестане и в других районах России. США заявили о том, что через 18 месяцев в июне 2011 года выведут свои войска из Афганистана. Следовательно, задача мирового сообщества в указанный промежуток времени содействовать подготовке всех военных силовых структур Афганистана, что- бы они сами смогли обеспечить безопасность своего государства, оказать помощь афганскому народу в восстановлении экономики, сельского хозяйства, упрочении государственной власти, достижении консолидации и единства афганского общества.

Профессионалы из приграничных государств, эксперты в областях энергетики, мелиорации, сельского хозяйства и других областей со знанием местных условий, местных языков могли бы внести весомый вклад в восстановление экономики Афганистана. Ведь американская программа восстановления и реконструкции регионов предусматривает такие мероприятия.

Афганистан показал не только межнациональный и региональный тип современного вооруженного конфликта, но и трудности в достижении сотрудничества по постконфликтному восстановлению. К сожалению, пока между ведущими государствами нет взаимопонимания, единства в подходах и путях решения указанных задач. Порой им мешают собственные геостратегические цели, амбиции. Афганские беженцы и местные жители профессионалы, получившие образование в Центральной Азии, пока остаются невостребованными, несмотря на то, что они могли бы внести весомый вклад в роли учителей, инженеров, врачей и агрономов и других специалистов.

И пока Центрально-Азиатские государства хотели бы получить прибыль, как от коммерческих операций и реализации некоторых проектов, связанных с поставкой электроэнергии и восстановления, он все еще боятся открывать свои границы на юге, так как это может привести к увеличению наркотрафика, незаконной торговли оружием и распространению радикальной идеологии.

Таким образом, перспективы регионального сотрудничества находятся в большой зависимости от действий объединенной коалиции. И для того, чтобы восстановление Афганистана стало основой регионального сотрудничества, коалиционные силы, совместно с государствами региона, должны обеспечить стабильную основу для действий международного сообщества.

Если согласиться с мнениями ряда западных геополитиков и геостратегов, то в настоящее время на территории Центральной Азии (ЦА) идёт геополитический процесс, обозначенный термином "Большая Игра", - соперничество великих держав за первенство в регионе.

Эксперты из разных стран сходятся во мнении о том, что в настоящее время происходит трансформация Центральной Азии из периферийного региона в регион, занимающий одну из ключевых позиций в геополитике евразийского пространства. Существует ряд факторов, обуславливающих возрастающее значение региона и определяющих его новую геополитическую роль:

- Сосредоточение в регионе природных ресурсов мирового значения, прежде всего углеводородного сырья. Контроль за топливно-энергетическими ресурсами и путями их транспортировки дает возможность контролировать ситуацию в регионе.

- Стратегически-значимое расположение Центральной Азии в центре Евразийского континента, с точки зрения его влияния на безопасность и стабильность в сопредельных регионах.

- Расположение на стыке евроазиатских транспортных коридоров и наличие широкой транспортно-коммуникационной сети, через Афганистан и Пакистан - к Индийскому океану, через Китай - в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Среди всех внерегиональных сил, действующих в Центральной Азии, особенно выделяются Россия, Китай и США.

Российская стратегия сформирована исходя из позиции региональной, евразийской державы. Достижение данной пели предполагалось осуществить главным образом пугем интенсификации сотрудничества со странами Центральной Азии в военно-политической сфере и по вопросам безопасности, а также использования транспортной монополии; в первую очередь на транзит центрально-азиатских эпергоресурсов на внешние рынки.

Приход к власти в 2000 году В. Путина открыл принципиально новый и важный момент во внешней политике РФ на нейтра-льно-азиатском направлении. С этого момента, российская стратегия, была переориентирована на решительный переход к конкретным действиям и инициативам по развитиюинституционального сопрудничества. При этом основная ставка Москвы была сделана на поиск новых интеграционных схем и форматов, нежели на реанимации старых, как, например, СНГ. Москва стала практически одновременно развивать сразу несколько интеграционных схем/институтов - ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ.

Стратегическиецели США в регионе, в тех или иных вариациях, охватывают следующие сферы: 1) поддержка демократии и свободного предпринимательства; 2) обеспечение контроля над энергетическими поставками и освоение богатых природных ресурсов региона; 3) самое главное - ликвидация потенциальной угрозы, исходящей от радикального экстремизма и обеспечение стабильности в регионе.

Также в интересы США. входят такие цели, как не допущение возникновения антиамериканских настроений в регионе; укрепление независимости и суверенитета стран региона для того, чтобы не допустить возвращения России; пресечь эскалацию религиозного фундаментализма; содействие таким союзникам как ЕС, Турция, Япония, Южная Корея в наращивании их влияния на страны региона. Выполнение этих задач требует более активного американского присутствия в каждой республике Центральной Азии.

В практическом плане в духе т.н. реальной политики, усилия американских политиков направлены, с одной стороны, на то, чтобы проводить и дальше политику, нацеленную на уменьшение влияния и контроля России, но с другой, поскольку нет иного выхода, поддерживать с Китаем конст-руктивные отношения, особенно в экономической сфере.

По мнению профессора Колумбийского университета США Р.Легволда, при реализации своих стратегических задач, параллельно Соединенные Штаты должны концентрировать усилия на Узбекистане, исходя из того факта, что эта страна является стратегическим ядром Центральной Азии.

С осени 2001 года политика США в отношении Центральной Азии определялась операцией в Афганистане. Именно с этого момента, США начали придержи-ваться двух стратегических императив. Во-первых, в стратегическом плане, они начали отделять центрально-азиатский регион от Кавказа. По их признанию, Центральная Азия более близка к Среднему Востоку и Юго-Восточной Азии, а Кавказ ближе к Европе.

Во-вторых, США. перестали рассматривать регион Каспия в качестве критической точки для обеспечения безопасности Евразии. В итоге, каспийские ресурсы стали важными только для энергетического рынка.

Стратегия Китая отличается преобладанием повышенного желания, получить краткосрочную экономическую выгоду от развития отношений с ЦА. Ожидается особая экспансия Китая в этом направлении. Поведение Китая в регионе свидетельствует о её следующих приоритетах:

- получение расширяющегося доступа к энергетическим ресурсам Центральной Азии;

- создание из стран региона пояса дружественных государств, заинтересованных в экономической выгоде в торговле с Китаем;

- устранение любой угрозы для интересов безопасности Китая с территории региона.

Перспективы Китая в отношениях с регионом зависят от того, какую модель мирового устройства на ближайшие десятилетия она предпочтёт выгодной для себя. В связи с этим, представляется интересным обсудить всё чаще последнее время поднимаемый вопрос о вероятном сближении Китая и США. Эту точку зрения можно условно назвать концепцией Хуан и Чжу по имени авторов, которые считают что "совместное господство" Китая и США вполне возможно.

С точки зрения геостратегии, государство Афганистан занимает ключевое место в мире, в особенности в Центральной и Западной Азии, и в целом, в "Большой Центральной Азии". В контек-сте глобальной безопасности, Афганистан, на сегодняшний день, имеет, исключительное геополитическое и геоэкономическое значение. “Мудрый" восточный поэт Низами писал много веков назад, что все люди в мире являются друг другу родственниками, у которых общие прародители. Поэтому все они зависят друг от друга: если одному члену семьи плохо, то страдает вся семья. Также и Афганистан является членом большой семьи мирового собщества.

В настоящее время то, что происходит в Афганистане и вокруг него, важно для всего мирового сообщества. По объективным причинам, все будут в выигрыше, если в Афганистане, наконец, вос-становится мир, наступит стабильность и безопасность. Но, к сожалению, этот сценарий трудно прогнозировать на ближайшее время.

В этом контексте возрастает необходимость формирования трансграничных стратегий по борьбе с наркоугрозой, религиозным экстремизмом и другими аналогичными вызовами, при активном участии всех центрально-азиатских государств в рамках международных структур.


Д. ЛАТИПОВ,
Душанбе, Таджикистан,
для “Русской Америки, NY”

наверх
вернуться к содержанию номера

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2010 Russian America, New York